То, что сотворили наши ребята в финале волейбольного олимпийского турнира, наверняка войдет в историю. Бразильцы вели 2:0 по партиям и в третьем сете дважды могли выиграть матч одним ударом. Но сборная России во главе с неувядаемым гренадером Сергеем Тетюхиным не сдалась. Наши чудом спасли третью партию и в итоге стали чемпионами. Впервые за 32 года.
Тетюхину уже 36. В этом возрасте почти все наши спортсмены уже давно «курят бамбук», уйдя на заслуженный отдых. Но, к счастью, встречаются среди них уникальные люди, которые бросают вызов судьбе и продолжаются сражаться со временем. Сергей Тетюхин - как раз из таких. Своей игрой на Олимпиаде в Лондоне, особенно в матче со звездной сборной США, он покорил не только болельщиков, но и видавших виды специалистов. Тетюхин пробивал любую оборону, вытаскивал мертвые мячи и своим примером как бы говорил более молодым партнерам: делайте, как я, боритесь до конца - и у нас все получится.
Корреспондент «Экспресс-газеты» Сергей Латынин пообщался с доигровщиком сборной России после его возвращения из Лондона.
- Сергей, как отмечали победу в финале? Шампанское в раздевалке было?
- Что вы, заранее покупать шампанское перед финалом с Бразилией - это была бы плохая затея. Мы выпили по десять капель уже в Олимпийской деревне. А потом поехали в «Русcкий дом Боско». Вот там шампанского и других напитков хватало. Отметили как положено. Но посуду не били, и на полу, поверьте, никто из нас не валялся.
- Когда вы проиграли два первых сета и «горели» в третьем, не возникало мысли: мол, все, это конец?
- Не скрою, мелькнула такая мыслишка. У бразильцев в самом деле мощная команда, она считалась лучшей в мире. Сначала, образно говоря, мы смотрели, как хорошо играют наши соперники, а потом сами заиграли в свой в волейбол. Чуть успокоились, спасли третью партию, а затем бразильцы уже задергались. Они точно не ожидали такого исхода.
- Примерно по такому же сценарию наша команда обыграла в Лондоне волейболистов США - олимпийских чемпионов Пекина. Может, это тактика такая - усыпить соперников, чтобы они раньше времени расслабились?
- Нет, специально мы ничего не проигрывали. Так получилось. Думаю, что оба раза победили за счет характера. Уж очень хотели выиграть.
- Обычно тренеры на спортсменов вашего возраста уже ставят крест. Мол, все, отыграл парень свое. А у вас такой азарт в глазах, такая прыть. Откуда?
- Естественно, возраст не обманешь. Тут таблетка только одна - работа.
Чем больше ты работаешь, тем дольше ты держишься в обойме. Я знаю, что мне надо тренироваться больше, чем молодым. И к процессу восстановления я подхожу иначе, чем они. Более осознанно, что ли.
- Правда, что в Лондоне наши волейболисты порой голодали?
- После финала я готов был всех съесть - действительно проголодался. Если честно, в Олимпийской деревне кормили так себе. Еды вроде много, а удовольствия от нее никакого. Вот на базе в Новогорске, где мы готовились к Олимпиаде, кормили по высшему разряду. Наши повара намного лучше.
- Олимпийские игры в Лондоне стали для вас пятыми по счету. Улов серьезный - «золото», «серебро» и две «бронзы». Какая Олимпиада оставила наибольший след в памяти?
- Самая первая, в Атланте. В 1996 году. Само попадание в сборную команду я уже воспринимал как счастье. Гулял по Олимпийской деревне и уже от одного этого факта испытывал восторг. А еще я тогда был влюблен. И мне все казалось замечательным
- Вот отсюда давайте поподробнее! Кто вас так очаровал?
- Математик Наталья Косолапова. Мы учились с ней в одном институте, в Белгороде.
Познакомились в спортзале. Я выступал за институт на первенство города, а она оказалась среди болельщиков. И громко высказывалась в мой адрес. То удар я не такой нанес, то блок не так поставил. Правда, когда я попадал в площадку, Наташа хвалила и хлопала в ладоши. Как позже выяснилось, она тоже играла в волейбол, поэтому считала, что комментировать имеет полное право. Короче, мы встретились, и я быстро понял, что без ее емких и математически точных оценок в свой адрес я уже не смогу жить.
- Когда расписались?
- В ноябре 1996-го. После Атланты Я тогда выступал за «Белогорье-Динамо», и на нашей свадьбе гуляла вся команда. В разгаре был клубный сезон, но тренер разрешил нам по такому случаю нарушить режим. По русской традиции гуляли два дня. На второй день мы с Наташей венчались.
- Семья у вас немаленькая, трое детей. Это вы настояли, чтобы был не один ребенок, или жена так хотела?
- В таких вещах по-одному не решают. Правда, получилось так, что у нас родились три сына - Иван, Павел и Александр. Жена хотела еще и дочку. Будем думать, как исправить положение. (Смеется.) Если здоровье Наташе позволит, не исключаю, что семья наша еще может увеличиться.
- Спортсмены часто проводят время на сборах, вдали от дома. А там иногда возникают разные соблазны. Я к чему клоню: жена у вас ревнивая?
- Говорит, что ревнует. Но для этого же повод нужен. Знаете, есть такое выражение: свинья везде грязь может найти. Так вот, я повода Наташе не давал. У нас в семье честные отношения, мы с женой доверяем руг другу, и я очень это ценю. Если кто-то из супругов ходит налево, я не вижу смысла в такой семье. Тогда уж лучше расходиться, а не врать.
- Разведка донесла, что Наталья прилетела в Лондон на решающие матчи Олимпиады. А после победы в финале не сдержалась и расцеловала вас на глазах у всех.
- Я чувствовал ее поддержку. Конечно, я играл за свою страну, но и для жены - тоже. Мы же все стараемся ради своих близких. Наташа приезжает уже на третью Олимпиаду. До этого были Афины и Пекин. Каждый раз мы возвращались домой с медалями.
- Вы вымахали под два метра. В школе вас не дразнили Дылдой или Дядей Степой?
- Я очень вырос за лето, когда переходил из восьмого класса в девятый. Стал выше всех в классе. Если раньше кто и задирался, то после того лета многие ребята стали меня побаиваться. Дразнить не решались.
- А вам приходилось в жизни драться?
- Бывало. Не все же понимают силу слова. Приходится объяснять на кулаках. Но специально, чтобы показать, какой я сильный, никого бить не буду. Только за дело. Если доведут.
- В футболе за кого болеете?
- Когда играл в Казани, за «Рубин» болел. Ходил на матчи Лиги чемпионов против итальянского «Интера» и «Барселоны». Этой весной ездил в Испанию, смотрел потрясающий полуфинал «Барселона» - «Челси». Я же в детстве с футбола начинал, но отец все-таки перетянул меня в волейбол. Он и мама у меня - волейбольные тренеры. Но за футболом продолжаю следить. Знаком с Ромой Адамовым из «Ростова», мы с ним вместе лежали в больнице после операции. Хороший парень, боец, еще недавно за сборную играл.
Кстати, после Евро наших футболистов чуть ли не врагами народа сделали. А за что? Я уверен, что они хотели выиграть у греков, но не получилось. Так бывает в спорте. Ну не пошло. Нас, волейболистов, тоже постоянно ругали: проиграли там, проиграли здесь. Вы не представляете, как было обидно! Но мы сделали выводы. И футболисты наши поднимутся.
- Сборную России по волейболу тренировали и серб Зоран Гайич и итальянец Даниэле Баньоли. Маститые, классные тренеры. Но с ними наша команда ничего серьезного не выиграла. Что, не могут иностранцы подобрать ключи к загадочной русской душе?
- Да, не могут. Для меня это совершенно очевидно. Слова иногда бывают важнее тактики. Вот Владимир Романович Алекно, когда мы проигрывали бразильцам, нашел такие слова, что команда завелась и стала биться за каждый мяч. Потому что его слова - даже очень крепкие - шли от души. А Баньоли… Он большой профессионал. Но для него поражение сборной России вовсе не трагедия. Потому что он итальянец. Может, я ошибаюсь, но по-настоящему биться за Россию будут только наши люди.
- Вы еще остаетесь в спорте?
- За «Белогорье» еще поиграю. А со сборной - все, точка. Пора уступить дорогу.