Рекордсмен мира Денис Нижегородов - о том, как правильно пройти пешком 50 километров
Москва с 10 по 18 августа будет принимать чемпионат мира по легкой атлетике. Спортивная ходьба - это та дисциплина, в которой Россия может твердо рассчитывать на победы. Рекордсмен мира на дистанции 50 км Денис Нижегородов рассказал «Московским новостям», что ходоки наливают себе во фляжки, чтобы выдержать марафон, и почему они последними уезжают с Олимпийских игр.
- Правда, что спортсменам надевают специальные колодки, чтобы научиться спортивной ходьбе?
- Человеку несвойственно ходить так, как ходим мы по дистанции. Нога должна быть прямой, в колене полностью разогнута во время вертикального прохождения и фаза полета должна отсутствовать. Но никаких колодок или иных приспособлений, не позволяющих сгибать ногу, в нашей школе не используется. Мы же не в армии времен Павла I служим.
- Что спортсмены едят и пьют на дистанции?
- По ходу дистанции мы используем нами же самими заготовленное углеводное питание. Есть специальные порошки различных фирм, которые содержат 98% углеводов. Этот порошок смешивается с обычной водой. Пропорцию каждый выбирает сам — кому-то нравится более сладкий раствор, кому-то нет. Усваивается такой раствор великолепно. Он очень помогает, препятствует появлению спазмов в мышцах. Обычно мы готовим по три литра раствора утром перед стартом, отдаем тренерам, они кладут емкости с питанием в контейнеры со льдом и везут на трассу. Этот раствор мы принимаем через каждые два километра. Либо тренер, либо его помощник подают нам фляжку, и никто другой. Фляжка обязательно подписана — на ней латиницей должны быть имя, фамилия и номер. Когда мы пьем, то фляжку отбрасываем, но волонтеры поднимают контейнер и отдают тренерам. Они тщательно моют фляжку и наливают новый раствор.
- Как происходит восстановление после дистанции?
- Обычно после финиша спортсмену нужно обеспечить покой, ни в коем случае не отправлять его спустя короткое время в самолете с турнира домой. Как правило, нам ставят углеводные капельницы. Нужна жидкость, которая содержит углеводы. Порой требуются препараты для поддержания сердечной мышцы и печени. Дня через три рекомендуется русская баня, желательно с веником, чтобы пропариться хорошо. Ну и контрастный бассейн.
- Обычный человек бегом может за вами успеть?
- Давайте я скажу просто скорость, а дальше уже читателям решать, сможет ли кто-то за нами увязаться. Обычно мы идем «полтинник» со скоростью километр за 4 мин. 15 сек. Когда я шел на мировой рекорд, то у меня были некоторые круги быстрее 4 мин. Каждый человек может встать на дорожку и попробовать свои силы. Только нужно учесть, что мы идем в таком темпе не один-два километра, а полсотни. Мне кажется, не каждый на велосипеде проедет такое расстояние.
- Самая важная деталь экипировки ходока?
- Перед стартом обсуждаем с тренерами, на какой результат идем, высчитываем время и прикидываем, как нужно проходить километры. Соответственно на старт нельзя выходить без часов, иначе «потеряешься», как слепой котенок, как пилот без приборов. У меня был такой случай в Берлине на чемпионате мира. Когда обливался, провел губкой по левой руке, и часы слетели с руки. Целый круг я шел, словно в темноте. К счастью, судья заметил это, поднял часы и вернул мне их на следующем круге. Это запрещено правилами, но он был знающий человек и понял, что иначе я просто сойду с дистанции. Поступок арбитра помог мне вернуться в тот ритм, которым я шел.
- Обувь для ходьбы отличается от обуви для бега?
- Мы свою обувь называем «ходовки», а у бегунов — шиповки. У беговых кроссовок толщина подошвы возле пальцев стопы уже, чем у пятки. У «ходовок» по всей длине стопы идет подошва одинаковой толщины. В них неудобно бегать, но зато, когда ходишь, можно поставить ногу на всю стопу, в кроссовках сделать это нереально, словно ты идешь на каблуках. Ходоки, выступающие уже на профессиональном уровне, не могут позволить себе тренироваться в беговой обуви, поскольку очень высок риск получить тяжелую травму.
- Судьи часто наказывают?
- Однажды был случай, когда арбитр снял меня с дистанции и сказал «извини», а я в ответ поблагодарил. Это произошло в Гетеборге в 2006 году на чемпионате Европы. Тогда меня просто вынудили выйти на старт «полтинника», хотя я был с травмой. По настоянию руководства ВФЛА я все же пошел, но шел настолько некрасиво, что было стыдно. Думал только о том, когда же судьи меня снимут. У нас ведь нет такого, чтобы просто без причины взять и сойти. Пока можешь терпеть — терпи. В общем, я страдал почти 19 км, пока судья не показал мне красную карточку, а потом долго извинялся. Я же ему сказал, что ждал этого решения раньше, а потом поблагодарил за избавление от мучений. Тот арбитр у меня еще и автограф взял.
- Есть ли среди скороходов спортсмены, которые воспринимаются как темнокожие лыжники?
- Да. Много стран выставляют ходоков, которые хромают и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Но ни один судья не будет дисквалифицировать аутсайдера из отсталой страны и даст ему дойти до финиша. А для повышения результатов нужны квалифицированные тренеры. Уверен, будь в Кении свой Виктор Чегин, африканцы могли бы стать очень серьезными соперниками. Бегают-то они очень здорово.