На завершившемся в Граце чемпионате Европы российские фигуристы завоевали 10 из 12 разыгрываемых медалей. Все золото увозят в Москву и Санкт-Петербург новые звезды и звездочки отечественного фигурного катания. Да и свою бронзовую медаль Морис Квителашвили тоже увозит не в Тбилиси, а в Москву. Хотя он и представляет на международных соревнованиях Грузию, но тренируется в группе Этери Тутберидзе.
В последний раз высшие ступеньки пьедесталов почета во всех четырех видах программы на чемпионатах Европы российские фигуристы занимали в далеком 2006 году. Предолимпийский турнир проходил тогда в Лионе, а после этого в Турине наши мастера завоевали три золота. Сейчас, правда, до Олимпиады еще два с лишним года, но в Европе с россиянами могут на равных конкурировать только французские танцоры Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон.
Трудно не согласиться с мнением специалистов, которые считают: чемпионат России по своему уровню выше, чем чемпионат Европы. По уровню организации - тоже.
Езжайте стоя, уважаемые болельщики!
Как уже отмечалось в предыдущем репортаже из Граца, соревнования в спешном порядке из занятого хоккеистами дворца спорта перенесли на сооруженную под сводами рынка ледовую арену. Добираться до нее из центра Граца нужно минут 35-40. Общественный транспорт отсутствует, и болельщики могут рассчитывать только на шаттлы.
После завершения соревнований их подают к специальной стоянке, и специально обученные волонтеры настойчиво советуют поклонникам фигурного катания ехать стоя. Без должной заполняемости отмашку на отъезд не дают. Хотя в очереди уже стоят несколько следующих автобусов и всех приехавших на ЧЕ-2020 гостей спокойно можно отправить на сидячих местах.
Большинство гостей составляют российские болельщики. На многих триколорах написаны названия городов, откуда они приехали. География обширная - от Архангельска до Красноярска. На одном из баннеров, который поднимают дамы в кокошниках, написано: «Русский Берлин». Это новая точка на карте Европы, но и там болеют за учениц Тутберидзе.
При всех организационных накладках российских болельщиков в Граце ждали приятные встречи. По центральной площади неспешно прогуливалась Елизавета Туктамышева, приехавшая на чемпионат Европы в качестве телекомментатора. Ее коллеги-операторы фиксировали на камеру каждый шаг чемпионки мира и Европы 2015 года. В замке Шлоссберг, который во всех туристических справочниках называется главной достопримечательностью Граца, черпал вдохновение другой телекомментатор, Илья Авербух.
Повсюду в Граце можно было увидеть Алину Загитову. Правда, на рекламных плакатах. Именно ее сделали лицом женских соревнований. Организаторам ЧЕ-2020 и в голову прийти не могло, что олимпийская чемпионка не сумеет пробиться в сборную России. Ну не знают они наших реалий.
«Золотые» гастроли «академического театра Тамары Москвиной»
На турнире в Граце вновь поровну разделили золотые медали две столицы отечественного фигурного катания. Вслед за Дмитрием Алиевым чемпионами стали Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. На ЧЕ-2020 заявились 19 спортивных пар, хотя недавно в Европе и десять находились с трудом.
Международный союз конькобежцев (ISU) выказывал озабоченность таким положением дел. Были даже организованы специальные тренерские семинары по подготовке спортивных пар. Особой популярностью пользовался тот, что проводила на базе олимпийских объектов в Сочи Нина Мозер. Массовость удалось поднять. Качество пока хромает и недотягивает до уровня чемпионата России.
Не приехали в Грац защищать завоеванный год назад в Минске титул французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Партнер попал в неприятную историю в США, и будущее этой пары - в тумане. В отсутствие французов конкуренцию трем российским парам на чемпионате Европы никто составить не сумел.
Даже с падениями завоевали медали Евгения Тарасова/Владимир Морозов и Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин. Еще недавно безоговорочные лидеры российской сборной, серебряные призеры Пхенчхана Тарасова и Морозов в нынешнем сезоне ищут новый стиль под руководством Марины Зуевой. Ее работу отметили все специалисты, но в то же время подчеркнули: работать должны сами фигуристы.
В Граце безоговорочными лидерами российской сборной были юные питерские фигуристы Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Выиграв с новым мировым рекордом короткую программу, они без единой помарки, на одном дыхании исполнили произвольную. Как подчеркивают в каждом своем интервью Александра и Дмитрий, они считают себя актерами «академического театра Тамары Москвиной», как окрестил группу великого тренера Александр Смирнов.
В каком бы жанре ни были постановки, стиль и вкус в них всегда присутствуют. Несколько неожиданным для многих поклонников Москвиной был выбор образов для произвольной программы Бойковой и Козловского в нынешнем сезоне. Хотя, как пошутил олимпийский чемпион и тренер олимпийских чемпионов Олег Васильев, Джеймс Бонд иногда бывает близок к провалу, а Дмитрий Козловский в роли Джеймса Бонда - нет.
Сам питерский Джеймс Бонд, правда, так не считает. Он вспомнил о неудаче на недавнем финале Гран-при в Турине, но выводы из нее были сделаны.
Любовь плюс скрипка равно победа
В Граце грянула настоящая сенсация в турнире танцоров. С 2015 года в Европе Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон не проигрывали никому. Лишь вернувшимся в большой спорт ради второй олимпийской победы канадцам Тессе Вирту и Скотту Мойру удавалось побеждать законодателей мод из школы Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона, которую называют монреальской. Тренируются в ней дуэты из разных стран, и в зоне слез и поцелуев канадских тренеров в Граце можно было видеть постоянно.
Как только соперники предпринимали усилия и приближались на расстояние нескольких баллов к французам, Габриэла и Гийом легким движением конька ставили их на место. Стиль этого дуэта многим не нравится. Все программы абстрактны и построены на безупречной технике, безупречной пластике и безупречной композиции. Души в них нет. Только своими победами Пападакис и Сизерон внедрили даже моду на подобный стиль.
Российские тренеры не раз говорили, что победить французов можно, и они даже знают, как. Только на практике осуществить этот дерзкий план не удавалось. На ЧЕ-2020 наконец-то удалось. Уже после ритмического танца позиции французов не выглядели незыблемыми. Оценки за технику им поставили даже ниже, чем Виктории Синициной и Никите Кацалапову. Отрыв в пять сотых балла обеспечили баллы за компоненты, при выставлении которых, безусловно, учитывался авторитет многократных чемпионов мира и Европы.
К произвольному танцу тренер чемпионов России Александр Жулин при поддержке известного всем в мире фигурного катания менеджера Ари Закаряна нашел усиление. Армянский скрипач Эдгар Акопян добавил несколько штрихов и сделал музыкальное сопровождение максимально выразительным. Это был не танец, а воплощение чувств между влюбленными. Достойной оценкой стали лучшие в сезоне баллы.
Французы выступали сразу же после российского дуэта и никаких чувств на льду не демонстрировали. Зато от судей не ускользнули минимальные помарки в концовке. Оценки не загорались долго, а когда зажглись, разница между двумя лидирующими дуэтами по сумме двух танцев оказалась 0,14. Это не техника, не скольжение, не постановка программы. Это именно скрипка и любовь.
«А кто сказал, что французы непобедимы? - прокомментировал итоги выступлений танцоров двукратный чемпион СССР, а ныне работающий в немецком Оберстдорфе с литовским дуэтом чешский тренер Ростислав Синицын. - И у Габриэлы с Гийомом бывают помарки. Их прокату не хватило размаха. А Виктория с Никитой исполнили программу на одном дыхании. Всегда говорил, что российские фигуристы работают, работают и работают!»
Лучшие в сезоне баллы получили за произвольный танец и Александра Степанова с Иваном Букиным. Это позволило российским танцорам переместиться с четвертой строчки, которую они занимали после ритмического танца, на третью. Хотя у этого дуэта тоже очень много поклонников по всей Европе. Гораздо больше, чем у безупречно техничных, но бездушных французов.
Чемпионат группы Тутберидзе
Сомнений в тройной победе российских девушек не было изначально. Освоившие четверные прыжки Анна Щербакова и Александра Трусова, а также имеющая в арсенале тройной аксель Алена Косторная только за счет технического контента превосходят любую из европейских фигуристок баллов на двадцать. Вполне ожидаемым был расклад в короткой программе, где правилами четверные прыжки не допускаются.
Лидерство захватила чисто исполнившая тройной аксель Косторная, с отставанием почти в семь баллов второй шла Щербакова. Учитывая, что в произвольной программе у Анны были заявлены два четверных лутца и четверной флип, это вообще не отставание. На третьей позиции с солидным отрывом от занимавшей четвертую финки Эмми Пелтонен шла Трусова. Она заходила на тройной аксель, но получился двойной, да еще и с минусом за технику.
Как сообщил журналистам хореограф группы Даниил Глейхенгауз, тренеры решили действовать по принципу «лучше меньше, да лучше». В произвольной программе Трусова частенько замахивалась на пять четверных прыжков, а в Граце грозилась прибавить к ним еще и тройной аксель. С таким контентом при чистом исполнении она могла бы стать чемпионкой среди мужчин. Только постоянные падения не лучшим образом сказываются на восприятии выступлений Александры. Вот и решили мудрые тренеры ограничиться тремя четверными прыжками.
Даже облегченный вариант программы исполнить безошибочно Трусова не смогла. Она упала дважды. Конечно, отрыв от занявшей четвертое место швейцарки Алексии Паганини никуда не делся, но претендовать на победу в своеобразном чемпионате группы Тутберидзе Александра уже не могла. Не обошлись без падений и Щербакова с Косторной. Чемпионка России упала после приземления с одного из четверных лутцев, и повторить красноярский успех ей не удалось. Косторной хватило задела, сделанного в короткой программе.
Российские фигуристки сейчас на голову выше всех соперниц в Европе, но все-таки тревожные звоночки в Граце прозвучали. Впервые с 2014 года, когда чемпионкой стала Юлия Липницкая, у медалисток не обошлось без падений. Хотя и Елизавета Туктамышева, и Евгения Медведева, и Алина Загитова, и Софья Самодурова выигрывали с безупречными прокатами. Падения же нивелируют впечатление от самых сложных программ, которые оцениваются высшими баллами.
Косторная призналась, что за новогодние праздники подросла на пару сантиметров. Полторы недели ушло только на то, чтобы восстановить прыжки в три оборота и координацию. И все же Косторная в Граце была не столь легка и изящна, как осенью в Эспоо на турнире серии «Челленджер», где впервые показала свой тройной аксель. У Щербаковой и особенно Трусовой период взросления и борьбы за восстановление прыжков впереди. Турнир в Граце дал еще несколько козырей сторонникам увеличения возраста перехода из юниоров во взрослые. Особенно у девушек.
Ведь Загитову очень хотелось бы видеть не на рекламных плакатах и не в шоу, а на серьезных международных соревнованиях. Как и Туктамышеву с Медведевой. При этом нет сомнений, что весь пьедестал почета на чемпионате Европы в женских соревнованиях был бы наш. Только это были бы женские соревнования, на которых можно было бы полюбоваться не только прыжками в четыре оборота, но и красивыми сформировавшимися фигуристками, осознанно исполняющими свои программы.
Светлана НАУМОВА, из Граца.
Женщины. 1. Алена КОСТОРНАЯ - 240, 81. 2. Анна ЩЕРБАКОВА - 237, 76. 3. Александра ТРУСОВА (все - Россия) - 225, 34.
Спортивные пары. 1. Александра БОЙКОВА/Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ - 234,58. 2. Евгения ТАРАСОВА/Владимир МОРОЗОВ - 208,64. 2. Дарья ПАВЛЮЧЕНКО/Денис ХОДЫКИН (все - Россия)- 206,53.
Танцы на льду. 1. Виктория СИНИЦИНА/Никита КАЦАЛАПОВ (Россия) - 220,42. 1. Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон (Франция) - 220,28.. 3. Александра СТЕПАНОВА/Иван БУКИН - 211,29… 6. Тиффани ЗАГОРСКИ/Джонатан ГУРЕЙРО (оба дуэта - Россия) - 188,03.