Нынешняя ситуация, в которую попал российский спорт из-за санкций, экстремальная. И надо не махать шашкой, объявляя предателями спортсменов, которые, по сути, став безработными, вынуждены думать о смене спортивного гражданства, а что-то делать, чтобы они не оказались брошенными после многих лет упорного труда под флагом и во имя России.
В этой связи заслуживает внимания заявление президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, которая считает, что российские спортивные власти всех уровней должны перестроиться под текущие реалии и максимально оперативно вносить изменения в законы:
- Обычно ответы на вопросы (спортсменов) у руководителей примерно такие: «Так нельзя, по этим правилам тоже нельзя, и так нельзя, и так нельзя». И начинается такая борьба, что некоторым руководителям федераций это надоедает, - сообщает РИА Новости слова Винер-Усмановой. - Я добиваюсь, но некоторые опускают руки. Говорят, что нельзя, а я говорю, что можно. И добиваемся. Но это тоже бесконечная трата времени и сил. Нужно быстро перестроиться, сделать клубные соревнования среди дружественных стран. С ними нужно поддерживать отношения, делать свои лиги, свои клубные турниры международные. Можем сделать альтернативные даже Олимпийским играм соревнования - спортсмены готовы, - предлагает глава ВФХГ.
Иная позиция у члена комитета по спорту Государственной Думы Романа Терюшкова, который считает, что спортсменов из России, выступающих за недружественные страны, надо наказывать соразмерно деянию, при том, что «смена спортивного гражданства в этом случае – предательство и измена». На наш взгляд, даже в существующих условиях – это явный перебор.
Хотя сам подход о градации стран, за которые могут выступать российские спортсмены в таких экстремальных условиях, заслуживает внимания. Действительно, не стоит поощрять смену спортивного гражданства в пользу недружественных стран, которые, говоря словами Терюшкова, «сейчас поставляют летальное вооружение фашистскому режиму на Украине, от которого каждый день погибают наши солдаты и мирное население».
В отношении «нейтральных» стран должен быть другой подход: разрешать переход, «после того, как спортивная федерация той страны, куда переходит спортсмен, компенсирует затраты на его подготовку, понесённые нашим государством».
И, наконец, в дружественные государства (Терюшков называет Белоруссию, Абхазию, Южную Осетию, ДНР, ЛНР) разрешить свободный переход. Вот только вопрос, зачем российскому спортсмену переходить под флаг Абхазии или ДНР, под флагом которых он будет также лишен возможности выступать на международных стартах, да еще и российских соревнований может лишиться? Вот если Терюшков имеет ввиду не только Белоруссию, но и других членов ОДКБ - Армению, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан, то в этом еще может быть резон.
***
Подход Винер-Усмановой кажется более спортивно выгодным России. Вопрос, где взять средства для организации масштабных «альтернативных даже Олимпийским играм соревнований»?
Заметим, что не случайно Ирина Винер называет свои проекты клубными соревнованиями. Клубные – значит коммерческие. А они под запреты международных федераций и санкции, как правило, не подпадают. В этом фишка ее подхода.