Как мы уже сообщали, бывший генеральный директор ФК «Балтика»Тимур Лепсая отозвался на слова президента РФС Александра Дюкова о том, что государство не допустит ситуации, при которой за бюджетные деньги в российских клубах играли бы исключительно легионеры. «Пусть отменят (лимит) для клубов не имеющих государственного финансирования», - написал Лепсая в своём «телеграме».
В принципе, оба заявления по своей сути точны. Действительно, руководитель РФС прав, зачем государству вкладывать деньги в приобретение легионеров. А Лепсая точно транспонирует идею этого тезиса на частные клубы.
И Дюков, и Лепсая правы. И не правы
Однако, к сожалению, оба утверждения очень далеки от того, чтобы исправить положение дел в российском футболе. Наши клубы провалили уже два сезона подряд в еврокубках, а сборная проиграла 0:5 Сербии, вовсе не из-за разности форм финансирования. ЦСКА, три года подряд занимающий последние места в еврокубковых группах, давным-давно является частным клубом далеким от Министерства обороны. А «Зенит», только два года замыкающий турнирную таблицу в Лиге чемпионов, спонсируется компанией, более 50 % акций которой принадлежит государству. 100 процентов акций РЖД и вовсе принадлежат правительству РФ, а «Локомотив» также три года подряд остается последним в Лиге чемпионов. Как видите, вовсе не в форме собственности дело. Потому лучше не отвлекаться на частности, а искать генеральный способ решения проблемы.
Надо найти формулу оптимального лимита, а потом уже решать, как он соотноситься с формой собственности.
Как соревноваться с более богатыми, да еще и со связанными руками
На наш взгляд, плясать надо от еврокубков. Ведь невозможно в одном турнире конкурировать командам, комплектующимися на разных условиях. Это как соревноваться в беге двум спортсменам, один из которых должен после восьми шагов гладкого бега сделать три шага, обернувшись вперед задом. Говорят, это полезно: развивает вестибулярный аппарат и профилактирует болезнь Альцгеймера, но точно не улучшает результаты бегуна. А мы хотим, чтобы в еврокубках наши команды на равных сражались не только с более богатыми клубами (а на групповом этапе Лиги чемпионов три четверти клубов богаче любой российской команды, вопрос только: на сколько или во сколько раз), но и делали это (в отличие от них) в условиях лимита на легионеров.
Новая формула лимита «8 + 17» однозначно нанесла удар по российским участникам еврокубков. Раньше хотя бы в Лиге чемпионов тренер мог использовать всю обойму легионеров, имеющихся в заявке (как правило, от 10 до 15). А теперь он вынужден сражаться с «Баварией» и «Боруссией», используя тот же самый состав, что и в чемпионате. Даже если у него половина легионеров травмированы. Вот и выходит набираться опыта Прохин в решающем матче Лиги чемпионов. Кстати, и прежде, без лимита в еврокубках, не случалось, чтобы Манчини или Виллаш-Боаш выпустили в еврокубках на поле одновременно 11 легионеров.
Как смягчить действующие нормы лимита для участников еврокубков
Предложение большинства экспертов нашей газеты: отметить или смягчить действующие нормы лимита для участников еврокубков. Или хотя бы вернуться к прежнему формату: без ограничений в заявке, но с разными нормами легионеров на поле: к примеру, 7+4 (или даже 8+3) для команд, играющих в Европе; 6+5 – для остальных.
Не равенство? Но ведь оно и так существует. В первой половине сезоне все видят, насколько тяжелее приходится играть в одном турнире командам с разной игровой нагрузкой. Из-за этого «Локомотив» и «Краснодар» опустились в середину турнирной таблицы чемпионата (и могут не успеть вернуться в зону УЕФА), а в лидеры вышел «Спартак». Кончилась игра на два фронта – и «Зенит» наглядно продемонстрировал цену подобного лидерства «красно-белых».
***
В еврокубках у нас из года в год играют одни и те же команды. Поэтому не придется лихорадочно из сезона в сезон перекраивать нормы. Но для тех, кто потерял право участия в еврокубках, можно сохранить на год переходную норму. Если команда через год вернулась в еврокубки, то проблема исчезла. Если нет, то пускай через год приводит число легионеров к общей норме. Время на перестройку у нее будет.
Дмитрий Ворохов.