«Разбудите меня через несколько лет, и ничего не изменится: на «РЖД Арене» президент ругается с болельщиками», -шутит автор блога «18 мне уже» на sports.ru. Речь о вчерашнем общении Василия Кикнадзе с болельщиками на «РЖД-арене». Встреча, рассчитанная как шаг к взаимопониманию с фанатами, которые после ухода Семина покидают трибуны на 20-й минуте на каждом матче, и постоянно требуют отставки Кикнадзе и Мещерякова, возымела обратное действие. Обе стороны все так же не готовы слушать друг друга, не готовы верить и быстро срываются на крик. Одни повторяют «Убирайся» и начинают диалог с фразы «Ведете себя как быдло» - другой апеллирует к великому тезису «Вы не знаете устав клуба и не понимаете, как все устроено». На этом, в принципе, можно заканчивать: они никогда друг друга уже не услышат, на стадионе и дальше будет ад и ненависть - никакого праздника и радости не предвидится.
Главная фраза Кикнадзе, обращенная к фанатам: «Ни с какой точки зрения вы не можете оказать серьезное влияние на клуб - и с той точки зрения, какой финансовый вклад вы вносите в нашу деятельность». Руководитель футбольного клуба не имеет права говорить так.
Согласно бухгалтерской отчетности за 2019 год, «Локомотив» получил от продажи билетов и абонементов даже больше, чем от продажи телеправ - 305,65 млн рублей против 305,57. Дополним продажами атрибутики и сувениров - 78,26 млн рублей. Итого: 383,9 млн рублей, 6,25% годовой выручки (в среднем по Европе так-то не 50, а около 15-20%).
Да, это мало, но других источников заработка-то и нет: 5,4 миллиарда рублей из 6,1 «Локомотив» получил по коммерческим соглашениям, которые почти целиком наполнены кэшем РЖД.
Ну и теперь самое важное: влияние болельщиков на финансовое состояние клуба - не только в прямых продажах билетов и мерча, оно - во всех спонсорских контрактах. Приходя в «Локомотив», компания покупает не только появление логотипа рядом с классным парнем Лешей Миранчуком, но и контакты со своей будущей аудиторией - а это и посещаемость, и атмосфера на трибунах, и охваты в социальных сетях. Все это относится к рыночным контрактам, которые любому клубу РПЛ надо пробивать с огромным трудом - потому что много сомнений в эффективности и много репутационных рисков.
Один из примеров таких рисков Кикнадзе подкинул лично - не затушив конфликт, а снова сорвавшись на толпу с криком. Мне сложно представить солидную компанию, которая вот сейчас, в середине 2020 года, посчитает партнерство с «Локомотивом» неопасным. В этом и кроется влияние болельщиков.
Этой мимолетной фразой про влияние Кикнадзе емко сформулировал то, что часто остается неочевидным: задача руководителя «Локомотива» - делать так, чтобы в гневе не был совет директоров, который влияет на объем финансирования из РЖД. Остальное можно перетерпеть.
Поэтому разбудите меня через несколько лет, и ничего не изменится: на «РЖД Арене» президент ругается с болельщиками.