В ноябре 2001 года «Зенит» впервые в российской истории завоевал медали, став бронзовым призером Премьер-лиги, основанной той же осенью Виталием Мутко. Конец 90-х и начало 2000-х было непростое время для футбола. Опустим спортивную составляющую, напомним пару фактов, которые в наши дни способны вызвать сильное удивление.
На петербургском телевидении показали в прямом эфире все матчи «Зенита» кроме двух. Репортаж из Махачкалы в сентябре сорвался по техническим причинам, причем даже не по вине «Анжи», а игру 28-го тура со «Спартаком» транслировал вживую Первый канал. В Санкт-Петербурге игру показывали в записи, рассчитывая, что болельщиков от восторга потянет пересмотреть трансляцию, но поражение 1:3 у многих отбило желание щелкать на пульте хоть какие-то кнопки кроме выключения.
В остальном же каждый матч «Зенита», включая кубковые, можно было бесплатно смотреть на городском канале. Все репортажи провел Владимир Столяров, быстро ставший для болельщиков своим. Комментатор приносил команде удачу и не скрывал эмоций в прямом эфире. Решающую победу, гарантировавшую медали, «Зенит» добыл в компенсированное время матча с «Ротором». Столяров тогда отреагировал на гол Аршавина с подачи Кержакова фразой, которую вспоминают до сих пор: «Господи, ты существуешь!».
«Такой россыпи комментаторов, как сейчас, не было. Конечно, не как в Советском Союзе, один-два человека на весь город, но и не так, как сейчас, когда комментаторов превеликое множество, – цитирует рассказ Владимира Столярова «Спорт День за Днем». – Что касается лично меня, то не секрет, что с 1997 года у Мутко и Орлова возник конфликт. Он тлел, тлел, тлел, и где-то к концу 2000-го Мутко поставил перед каналом жесткое условие: если будет комментировать Орлов, значит, трансляций матчей «Зенита» (тогда это были только домашние матчи, но тем не менее) на «Пятом канале» не будет. А тогда для канала было очень важно наличие «Зенита» в сетке».
Столяров стал комментатором вместо Орлова, для передачи которого «Пенальти», выходившей на Пятом канале, в течение полутора лет озвучивал сюжеты. Пройдя небольшой кастинг с озвучкой на кассетный магнитофон, он убедил руководство канала решиться на рисковый эксперимент.
Комментаторская карьера Столярова пошла в гору, благодаря отсутствию пула правообладателей, лицензий и сублицензий. Правда, именно по этой же причине могла закончиться на первой же попытке организовать трансляцию. «Пятому каналу» нужно было договариваться исключительно с клубом, на поле которого проходила игра. Своими домашними матчами клубы распоряжались самостоятельно. Разрешение на трансляции матчей в Питере давал непосредственно «Зенит». В других городах нужно было договариваться с клубами-хозяевами. Трансляции выкупались не пакетом, а каждая отдельно. Переговоры занимали по две недели – от одного гостевого матча до следующего.
По словам Столярова, как правило, клуб-хозяин соглашался предоставить право на трансляцию за тысячу долларов. При этом уже перед матчем первого тура в Волгограде переговоры не сорвались лишь чудом.
«Очень непросто, скажем так, было общаться с тогдашним президентом «Ротора» Владимиром Горюновым. Насколько я помню, там именно в этом вопросе весьма помогло посредничество Виталия Мутко. Причем вопрос с трансляцией решился вечером накануне матча. Как сейчас помню, тогдашний коммерческий директор «Пятого канала» Олег Меджитов разговаривал по телефону с Мутко, который в это время на матче дубля (молодежные составы тогда играли перед матчем основных команд. – «Спорт День за Днем») сидел на трибуне рядом с Горюновым и передал ему свой телефон. Видимо, что-то еще от себя добавил. Дальше минут семь-восемь Меджитов практически умолял Горюнова. Тот, насколько помню, сумму в тысячу оценил смехотворно, но сила убеждения коммерческого директора все-таки сыграла свою роль». При этом вместо тысячи долларов из петербургских телевизионщиков выбили две – за работа передвижной телевизионной станции (ПТС) местного телевидения.
Лучшие тренеры в истории чемпионатов России: пятеро из них работали с «Зенитом»
Лучшие бытовые истории от Столярова связаны с трансляциями из Раменского (ничья 2:2 с «Сатурном») и Новороссийска (разгром «Черноморца» 4:1).
«В Раменское летом поехала наша питерская ПТС (это был единичный случай), из трех камер всего. Было очень-очень жарко сидеть в этой машине, да еще и с работающей, нагревающейся аппаратурой. Все сидели без рубашек, без футболок. Временами в прямом смысле плавились провода, техника выходила из строя. Помню, что инженеры даже вручную соединяли кабели, и в руках их держали, а когда их рук не хватало, на помощь приходил я. В итоге я комментировал матч, а одной рукой держал соединенные провода, чтобы они обратно не расцепились.
Еще один интересный эпизод касался Новороссийска и игры против «Черноморца». Естественно, мы все хотели впрямую, но там возникла огромная сложность, потому что за всю историю местного телевидения был лишь один прямой эфир. Это случилось, когда в город приезжал Брежнев, что-то там было связано с его книгой «Малая земля», что как раз к Новороссийску и относилось. Вот это транслировалось на весь Советский союз, и с этого момента до матча 2001 года «Черноморец» – «Зенит» этот прямой эфир из Новороссийска оставался единственным. За счет футбола этот рекорд удалось побить.
Помощь клуба, скорее, была моральная. Вышеупомянутый факт содействия Мутко при переговорах по первой трансляции из Волгограда – вот, наверное, было и все. Скажу больше: в одном случае мы сами весьма помогли клубу. Наверное, через 20 лет это большой тайной не должно являться. Тогда «Зенит» был еще не столь финансово мощен, и мы нашли спонсора на трансляцию уже кубкового матча. Осенью 2001 года была игра с «Кубанью» на «Петровском». Вроде бы домашний матч, но мы нашли отдельного спонсора. Это принесло клубу три или четыре тысячи долларов, благодаря чему была вовремя выплачена часть зарплаты сотрудникам. Уже не помню, какому количеству, но то, что такой факт имел место, это сто процентов».
Каждый матч «Зенита» в среднем смотрело порядка 500 тысяч зрителей, причем играх с топ-соперниками это количество возрастало. Сейчас такая история не могла бы повториться просто потому, что есть общий пул всех клубов, которые делегируют права Премьер-лиге: лицензии, сублицензии. Канал «Санкт-Петербург» может показывать матчи «Зенита», но только в записи, по окончании прямых трансляций либо на «Матч ТВ», либо на «Матч Премьер». Столяров называет показ всех игр «Зенита» на питерском телевидении историей подвижничества и говорит о еще одной причине успеха – метафизической.
«Почему я думаю, что сейчас это не могло бы повториться: тогда все-таки еще не было такого четкого разделения, как «поставщик услуг – потребитель услуг». Тогда к «Зениту», клубу и команде, относились прямо как к чему-то своему родному. Поэтому все и делалось от души, от сердца. Может быть, в том числе, благодаря такому искреннему отношению все получилось. Все шло от сердца, все было абсолютно, на сто процентов искренне».