Бывший футбольный арбитр России Игорь Захаров высказался по поводу ситуации с судейством в РПЛ, вспомнил о лихих 90-х, а также поведал о том, как его, бывшего футболиста, принимали в свои ряды коллеги по судейскому цеху.

— С Безбородовым, которого отстранили до конца нынешнего сезона от судейства из-за комментариев в соцсетях, темная история?

— Для меня — не темная. Все понятно. Вот точно так же однажды взломали мой аккаунт — и от имени Игоря Захарова написали какую-то ересь. То же самое сделали с Безбородовым. Отработанный фокус. Владислав — лучший судья в России за последние годы. Вы что с ним сотворили-то?!  - приводит слова Захарова sport-express.ru.

— Думаете, его подставили?

— Это однозначно! Безбородов мне говорил: «Николаич, хочу отсудить 300 игр». Я отвечал: «Вот отсуди и заканчивай. Сразу же». Чтоб стать руководителем. А я бы стал у него советником. Безбородов отсудил. Все рекорды побил, какие мог. Продолжил судить! Набираю ему: «Дурак!» А сейчас до него дозвониться не могу. Говорил ему: «Влад, тебе обязательно кинут подлянку». Что и случилось.

— Я потрясен. Значит, не он писал эти смешные глупости в Telegram?

— Да естественно! Это чушь какая-то! Он же не дурак. Как можно?

— Полагаете, Безбородов может как-то угрожать нынешнему руководству?

— Вполне. Он был первым претендентом, чтоб стать руководителем судей. Безбородов — парень очень умный. Талантливый. Авторитетный. А его растоптали за пять секунд. Как таракана. Когда Безбородов только начинал судить, меня люди из Питера просили помочь ему. Я все сделал. Я тогда был реально лучший арбитр страны. Практически все дерби отдавали мне. Был момент: в Москве шесть команд — и все шесть говорят: «Нас судить должен Захаров!» Шесть! А сейчас могу сказать, чем закончится этот чемпионат. Большим судейским скандалом.  Кто-то не выдержит, сорвется. Вот в этот момент надо будет менять всех — и срочно возвращать Безбородова. Подставил его кто-то из близких. В мою-то почту тоже залезли!

— Я как-то пропустил историю — что написали от вашего имени?

— Да там вообще! Председателем был Левников. Я — инспектор. Была у него неплохая тема — собирал мнения 7-8 человек. Самых авторитетных. Мы смотрели весь тур — и каждый отправлял ему на почту мнение по судейству. Потом Левников делал вывод по каждому арбитру. Кто-то за меня такое написал...Просто какую-то ересь. Будто кнопки нажимали случайно. В итоге меня дисквалифицировали как инспектора!

— Вы вспомнили Левникова. Бывший президент ЦСКА Шахруди Дадаханов рассказывал: «Перед финалом Кубка мы и «Локомотив» дали Левникову по пять тысяч долларов, чтоб судил честно».

— У меня тоже была история, когда занесли с двух сторон. Сейчас уже могу рассказать. Я судил матч «Кубани» с «Лучом». С одной стороны измайловские, с другой — подольские. Без фамилий. 90-е! Прессуют с двух сторон: «Нужно!» Говорю им: «Пацаны, вы разберитесь между собой». Вот то же самое — приносят прямо в судейскую: «Суди честно, футбол посмотрим».

— Как сыграли?

— На последней минуте краснодарцы забили.

— Будь ваша воля — кто бы сегодня возглавлял судейский корпус?

— Только Безбородов.

— Карасев бы не потянул?

— Нет. Даже я не потяну. Это ж надо каждый день на работу ходить. Зачем лукавить? Я уже не смогу.

— Чего не хватило Карасеву, чтоб стать судьей топ-уровня?

— Волосатости. Дело в том, что Карасев так и остался ребенком. В моем понимании. Вот что он собой представляет сегодня? Да ничего! Такой же, как все остальные, серенький. Как и друг у него был — Лаюшкин. Такой же серенький. Вроде на что-то претендовал — но еле передвигался по полю. Только доказывал игрокам, что они не футболисты. Карасев меня полностью разочаровал!

— За последнее время?

— Уже давно. Когда-то мне пришло назначение в Испанию на международный турнир под эгидой ФИФА. Председателем московской федерации был Юрий Авдеев. Говорит: «Кого с собой возьмешь?» — «Николаева и Карасева». — «А кто такой Карасев?» — «Думаю, из него судья получится...» Авдеев пожал плечами: «Ну, бери кого хочешь...» В Испании я судил старшеньких, 15-16-летних. Николаев средненьких, а Карасев самых маленьких. Ну, совсем детей. Потом финал. Играет наш «Локомотив», юноши. В полуфинале с трибуны кто-то крикнул Карасеву: «Small Collina!» Так что сделал Игорь Николаевич? Довез эту кличку до Москвы. Уже здесь все стали звать Карасева Small Collina. Но была история поинтереснее! Мы же, русские, не можем судить финал, где играют наши? А вокруг Испания. На завтрак шампанское. Знаете, для чего подают?

— Всегда было секретом.

— Чтоб европейцы, позавтракав, быстренько сходили в уборную. А едят столько — я не представляю, как вообще выживают! Ну да бог с ними. У нас двухместный номер на троих. Карасев спал на раскладушке. Отработали полуфинал — зашли в кафешку рядом со стадионом. Там же «Риоха» кругом. А жара! По полкилограмма точно выпили. Вдруг подбегает испанский организатор, запыхался: «Надо срочно ехать финал судить!» Я поворачиваюсь: «Куда ехать?» — «Два часа в другой город...» Говорю — да поехали! Это смешно — но правда. Мы даже не знали, что в финале «Локомотив» окажется. Естественно, они выиграли 5:1. Я в поле, Карасев с Николаевым на линии. Что-то он там накосорезил. Подхожу: «Слушай, Карась, тебе на линии судить нельзя. Иди-ка в поле». Он и досуживал главным.

— Главное, не упал.

— Я тоже падал! Первую свою игру в премьер-лиге отсудил где? В Самаре! Против «Алании». Сужу, все нормально. Болельщики меня знают, играл за «Крылья». Неправильно завязал шнурки. Вроде мелочь. Но при полном стадионе наступаю на собственный шнурок — и заваливаюсь на задницу. Трибуны забыли про футбол — как начали ржать! Вот вам элементарная вещь — шнурки.

— Из старых товарищей по судейству сегодня кто-то звонит?

— Смеетесь, что ли? Никто!

— А Безбородов?

— Безбородов мне не друг. Мы почти братья.

— Ваш воспитанник Кукуляк вспоминает?

— Да о чем вы говорите? Это моя беда. Не вспоминает. Считает, что сам себя сделал. Мне от этого очень грустно.

— Объективно — вы были сильнее Иванова?

— Конечно, сильнее. Никогда этого не скрывал. Я был сильнее и Баскакова. Давным-давно им сказал: «Я буду лучшим в стране!» Они надо мной ржали. В первый раз меня взяли на кустарные сборы, отправляемся на Кипр.

— «Кустарные» — это как?

— За перелет платишь сам, все остальное гасят за тебя. Я, Валя Иванов, Баскаков... Потом организацию сборов я на себя взял. Возил всех ведущих арбитров — и Безбородова, и Карасева, и Еськова. Так вот, первые сборы. В самолете я был в шоке. Знал, как пьют футболисты — но чтоб судьи?! Взяли в Duty-free две десятилитровые бутылки виски. Нас было восемь человек. Так не хватило! Прилетели — сразу добавили. Там был Зуев, Жафяров, Иванов, Баскаков... А знаете, для чего меня взяли?

— Для чего?

— Поглумиться. После этой пьянки в самолете первая игра. Жафяров с Зуевым решают, кто будет судить. Этот Зуев потом стал руководителем. Как был ни рыба ни мясо — таким и остался. Вот решают: будет судить Захаров.

— Кто играл?

— Румыны с корейцами. Эти матчи на сборах до конца не доводились никогда — начинали драться. Там ногой в голову летят что одни, что другие. А я их аккуратно развел. Сыграли 4:3. Эти сразу другими глазами взглянули: «Ничего себе». Стали меня подтаскивать — как правильно позицию выбирать... А сейчас, смотрю, никто не умеет. Все невпопад.

— Когда начинали ездить по сборам с судьями высшей лиги — никто из них в вас не верил?

— Вообще никто! Да они просто ржали надо мной!  Говорили: «Ты — футболистик. А мы — великие судьи». Ну-ну, отвечаю. Посмотрим, кто здесь великий. Я привык отвечать за свои слова. Закончил судить лучшим в стране.

— Я слышал историю — существовал некий судейский «кооператив» в начале 2000-х.

— Было такое, да. Возглавлял Лом-Али Ибрагимов. Конкретно собирал бабки с судей.

— Распределяя угодных по лучшим матчам?

— Совершенно верно.

— Если б вам предложили поучаствовать?

— Я бы не согласился. С какой стати я буду что-то отдавать Ибрагимову? Я его хорошо знаю, он меня тоже. Мы уважали друг друга. Я вам говорил, предложил другой вариант — давайте сделаем пенсионный фонд. Туда что-то будем отправлять, совсем небольшие деньги. Меня кто-то поддержал? Никто!  Могу сказать, кто мне всегда завидовал и был главным моим конкурентом.

— Это кто же?

— Леша Николаев. Такой маленький бобик. Был случай — я его отмазал. Он судья, я инспектор. Леша решил... Скажем так — немножко пошалить. Подробнее говорить не могу, но утопить Николаева, завершить его карьеру в тот момент было проще простого. Очень легко. А сейчас у меня к Николаеву много вопросов.

— Что за вопросы?

— Ты же чемпион по футзалу! Зачем лукавишь на телевидении? Говори правду, люди же не дураки! А он врет, по-разному комментирует одинаковые эпизоды футбола. Вот этого ему не прощу. Вот когда существовала передача «Свисток» Влада Батурина, у нас все было по чесноку.

Футбол РПЛ Захаров Игорь
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

31 марта