Комментарий участника еврокубковых сезонов

В команде, которую тренировал итальянский специалист, пост номер один чаще всего доверялся Вячеславу Малафееву. Конечно, Спаллетти использовал ротацию состава, да и в квалификации Юрия Жевнова сомневаться не приходилось. И все же именно Слава был одной из самых заметных фигур в тех жестких еврокубковых битвах¸ о которых вспоминает в беседе с корреспондентом «Спорт уик-энда».

 

Спаллетти работал со мной индивидуально

- Как с приходом итальянского специалиста изменились требования к голкиперам и их тренировки?
- Каждый тренер «Зенита» привносил что-то свое в плане тактико-технических схем. Особенно это касалось начала атаки. При Дике Адвокате требовали действовать максимально просто и надежно. Старались не рисковать. С приходом Спаллетти от вратарей требовали больше работать с мячом и как можно быстрее начинать атаки с помощью короткого и среднего паса. Гораздо ниже стал играть опорный полузащитник, ближе к бровке - крайние защитники, и у вратаря появлялось несколько вариантов ввода мяча в игру. Над этим приходилось много работать на тренировках. Поначалу Спаллетти даже задерживался после командных занятий, и минут по 15 мы с ним выполняли какие-то упражнения.
- После третьего места в чемпионате России летом 2010-го «Зениту» пришлось играть два квалификационных раунда в Лиге чемпионов. В первом соперником была румынская «Униря». Запомнились вам игры с этой командой?
- Особого следа в памяти румынский клуб не оставил. Помню, что у «Зенита» было очень много моментов и на выезде, и дома, но забили всего один гол. Здорово сыграл у соперников литовский вратарь Гедрюс Арлаускис. В концовке встречи на «Петровском» у румын был какой-то полумомент, но серьезных неприятностей они мне не доставили.

 

Решающие матчи на выезде «Зениту» не удавались

- Гостевой матч с «Осером», где вас удалили, наверняка запомнился…
- За всю карьеру меня трижды удаляли с поля. Очень обидно уступили французам по сумме двух матчей. «Зенит» отличался «умением» завалить решающие матчи на выезде. Игра с «Осером» была из этой серии. До сих пор, увы, эта тенденция сохраняется. Вспомним последний матч Лиги чемпионов в Лиссабоне, где поражение со счетом 0:3 оставило команду Сергея Семака без весенней части еврокубков! Меняются игроки и тренеры, а тенденция сохраняется…
- У вас есть объяснение этому?
- Все-таки дома при своих болельщиках «Зенит» может сыграть на кураже. На выезде, когда на кураже играет соперник, приходится нелегко. Не всегда удается справиться с давлением.
Потенциал новичков десять лет назад сомнений не вызывал
- Перед матчами с французами «Зенит» подписал контракты с Бруну Алвешем, Александром Бухаровым и Сергеем Семаком. Не было ли риском бросать их в бой через несколько дней после прихода в команду?
- Зная результаты матчей, можно выстраивать любые теории. Пройди мы «Осер», все бы восхищались умением новичков влиться в коллектив с первого дня и мудрым решением Спаллетти. «Зенит» ставил перед собой серьезные задачи в Лиге чемпионов и под них укреплял состав. Потенциал новичков не вызывал сомнений.
- Уступив по сумме двух матчей французам, команда Спаллетти продолжила выступление в групповом турнире Лиги Европы, где добилась стопроцентного результата…
- Честно признаюсь: матчи, в которых нам противостояли «Андерлехт», АЕК и «Хайдук», не помню. В каких-то просто не играл. «Зенит» тогда боролся за «золото» в чемпионате России, и в некоторых еврокубковых встречах Спаллетти задействовал Юрия Жевнова.

 

Самый тяжелый день в жизни

- Достаточно тяжело складывались матчи первого раунда плей-офф этого турнира против «Янг Бойза»…
- В Берне при счете 1:0 в нашу пользу удалили Володю Быстрова, и мы пропустили два мяча. Один из них уже в компенсированное время. На «Петровском» все началось с гола, который швейцарцы забили при розыгрыше углового, но свои три мяча они получили.
- Разгром в Энсхеде для питерских болельщиков стал холодным душем…
- Мне больше всего запомнился язвительный комментарий Валерия Карпина: «Как можно проиграть «Твенте» - 0:3, имея в составе купленного за 22 млн. евро Бруну Алвеша?» Остальное забыл сразу.
- Ответная игра началась с минуты молчания в память о погибшей в тот день в автокатастрофе вашей жены. Удивительно, но многие болельщики на «Петровском» ожидали увидеть вас в составе, считая, что это поможет отвлечься от горя…
- Если бы больше некому было играть, встал бы в ворота. Хотя не думаю, что мог бы чем-то помочь команде в тот день. Марина погибла ранним утром, и меня выдернули с карантина. Даже не помню, следил ли за тем, как складывается матч. Это был самый тяжелый день в моей жизни.

 

Тренер на паспорт не смотрит, но россиянам Спаллетти доверял

- В следующем розыгрыше Лиги чемпионов «Зенит» сразу же попал в групповой этап и на старте неожиданно уступил кипрской команде АПОЭЛ…
- Тогда нас все подкалывали: кому, мол, проиграли! А киприоты в том розыгрыше дошли до четвертьфинала. Игра в Никосии была очень непростая. Хозяева заставили меня потрудиться. Не могу сказать, что приходилось вратарские подвиги совершать, но киприоты и верховыми мячами нашу защиту нагружали, и часто использовали проходы по флангам.
- В первом домашнем матче в том сезоне «Зенит» победил «Порту», имея в стартовом составе семь российских футболистов. За португальцев играли тогда Халк, Хамес Родригес, Жоау Моутинью…
- Не думаю, что стоит делать упор на паспорта футболистов. Любой тренер ставит во главу угла результат и для его достижения выставляет оптимальный состав. Наверняка Спаллетти посчитал, что именно в тот день российские футболисты были готовы лучше.
- В «Шахтере» при Мирче Луческу на ведущих ролях были бразильцы. Чувствовалось ли это в воротах «Зенита»?
- Как тесен все-таки футбольный мир! Кто бы мог подумать, что с Луческу возглавит «Зенит». Потом в Питер переехал Ярослав Ракицкий, игравший против нас в Лиге чемпионов на «Петровском». Матчи с «Шахтером» были очень живыми. Донецкие бразильцы действительно были хороши. Неслучайно затем на них был спрос.

 

Нельзя опускать руки даже в самых сложных ситуациях

- Два последних матча в групповом турнире Лиги чемпионов завершились нулевыми ничьими. Для вратаря сложнее играть, когда за весь матч наносится один удар по воротам, как это было на «Петровском» с киприотами, или больше двух десятков, как в Порту?
- Для меня поединок с «Порту» стал вообще одним из главных в карьере. Год сложился трудно. Трагедия, которая унесла жизнь Марины, давление со стороны прессы с советами завершить карьеру… Это был самый настоящий стресс. Любая ошибка могла стать последней. Нужно было доказать не только «доброжелателям», но друзьям, детям, самому себе: вратаря Малафеева рано провожать. Хотелось собственным примером показать людям, что нельзя опускать руки даже в самых сложных ситуациях.
- За счет чего удалось сохранить свои ворота в неприкосновенности, когда на них обрушился шквал атак «Порту»?
- Как уже говорил, в решающих выездных матчах «Зениту» не всегда удавалось показать свой футбол. Прекрасно знал атакующий потенциал португальцев и то, как будет поддерживать их публика. На первых минутах удался хороший сейв, который позволил поймать настрой и затем отразить все последующие удары. По большому счету, кроме этой атаки, которую начал Моутинью, все остальные требовали только профессиональной работы. Пожалуй, только во втором тайме после серии рикошетов был неприятный момент. С остальными вратарь моего уровня должен справляться.

 

Не мог предположить, что станем одноклубниками с Витселем

- Повторить вратарский бенефис в Лиссабоне в матче с «Бенфикой» не удалось…
- Это как раз и был решающий выездной матч, подтвердивший тенденцию. После домашней победы - 3:2 мы уступили, пропустив мячи в компенсированное время сначала в первом тайме, а потом во втором. Хотя второй гол уже ничего не решал. Счет 1:0 «Бенфику» вполне устраивал.
- По той игре запомнили Акселя Витселя?
- Если честно, нет. Хотя Аксель в любой команде выделялся и игрой, и шевелюрой. Опять-таки, тогда, в Лиссабоне, даже предположить не мог, что Витсель станет моим одноклубником.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол «Зенит» ФК Малафеев Вячеслав
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 января