На примере Ларионова увидели, что такое переучивать игроков, не будучи тренером
Постоянный эксперт нашей газеты, заслуженный тренер СССР в разговоре с нашим корреспондентом поделился мыслями о том, что нужно сделать в ближайшее время для того, чтобы преодолеть кризис, в котором оказался российский футбол.
- Есть очевидный и, может быть, единственный фактор, который необходимо признать: наш чемпионат не конкурентоспособен. Уровень его контрастирует с европейским. Мы изменили сроки проведения турнира, но не учли главного. На сегодняшний день у нас отсутствует соревновательный период. У нас есть два подготовительных периода, два отпуска, но нет полноценного соревновательного периода.
- К чему это приводит?
- К тому, что наши игроки, участвуя в РПЛ, не могут обрести необходимый игровой тонус. И мне кажется, что к современному уровню матчей и требований не готовы ни тренеры, ни футболисты. Два матча в неделю не должны быть проблемой для игроков. Мы говорим о зрелищности, о качестве футбола. Но любой подготовительный период, даже если он максимально приближен к игре, все равно лишен главного - психологической составляющей. Как бы ты ни тренировал, над тобой не довлеет психология матчей. Мы не готовы играть, поэтому в 2020 году был провал.
Надо играть летом, а не месить грязь
- Наши игры в декабре, феврале, марте - это разрушение техники. Мы превращаем игры в борьбу. Речь, конечно, не о стадионе «Зенита» сейчас. И как идет подготовка! Команды играют, а рядом, на соседнем поле, готовятся другие, проходит другой матч. Это удивительная вещь для меня. А у нас ведь есть летнее время. Играя летом, мы будем иметь преимущество перед соперниками осенью в еврокубках. Мы его имели раньше. И в этом сейчас проблема. Да, я понимаю, что попадать в окна по европейской селекции, трансферам - это одно. Это очень важно для отдельных клубов, тренеров, агентов. Но мы забываем о другом! Мы не можем пригласить соответствующих игроков определенного уровня. Для нас это большая проблема.
Судейство и «болото»
- Есть один рецепт, который предложил Газзаев, - увеличить количество команд.
- У нас добавятся новые «Тамбовы», клубы, которым негде играть и в которых не выплачиваются зарплаты. Это тоже большая проблема. И помимо того, что у нас мало напряженных матчей, у нас есть преступное наследие от дурных модельных чемпионатов и режимов. «Краснодар» в конце года разгромил «Локомотив». Вот Андрей Червиченко же намекнул, что это был слив тренера! Матчи европейского уровня - это только дерби с участием фаворитов, а остальное - это «болото». Отсюда идет стагнация. А ведь есть еще вопрос судейства! Ошибки судей носят предвзятый характер. Здесь надо искать причины неудач.
- Беды вы обозначили. Что делать?
- В первую очередь надо переходить на «весну-осень». Второе: у нас до сих пор принимают некоторые решения люди, которые очень далеки от понимания футбола. И у них совершенно другие интересы. Очевидно, что есть единственная форма возрождения нашего футбола: должна быть преемственность и вертикаль сборных команд, которые бы работали по одной методике, у которых была бы одна концепция подготовки. Этого нет!
Ларионов - талант, но тренер - это призвание
- Тренеры не работают по одной концепции, как в Голландии. И есть еще проблема: думаю, что средний уровень iq наших тренеров мало соответствует необходимому уровню. И здесь я приведу пример того же Ларионова. Он пытается переучивать команду, он пытается переучить игроков! Но это самый страшный процесс, который ведет в никуда.
- Поэтому 0:5 получили от канадцев?
- Конечно! Это естественно, что у каждого из тренеров появляются новые требования. Но надо сохранить лучшее и на основе этого что-то добавлять. Учебного процесса у нас практически никто из тренеров не знает. И мы не видим роста и совершенствования мастерства. Единственная форма, которая принесет успех, - это спортивные интернаты, которые позволят иметь необходимые условия работы.
- Как в Луганске в свое время?
- Да, как в Луганске, Харькове, Киеве, Ростове. То есть надо создавать полноценные условия при участии квалифицированных тренеров. Только в таком случае идет формирование личности. В интернатах футболистам не надо ездить на тренировки, будучи уставшими. Они находятся под присмотром тренеров.
Это единственная форма с учетом наших климатических возможностей и того, что мы бездарно свели процесс к тому, что в футбольных школах надо платить. Доступ к футболу ребята из необеспеченных семей не имеют! Кстати, у меня был контакт с тренерами школы «Смена», и мы поддерживали таких детей. Но всё это ушло и кануло в Лету. Поэтому выход из системы «Зенита» мы не видим. Школа, вторая команда, Академия существуют, но мы не видим тех, кто играет. Надо понять простую вещь. Когда мы говорим о том же Ларионове, знаем, что у него прекрасное прошлое. Да, но игрок - это талант, они не воспитываются, у них от рождения есть определенные способности. Ларионов - это талант, игрок. А тренер - это призвание. Это психология, это служение делу. Это я к тому, что мы даем возможность получить работу нашим выдающимся игрокам, в том числе в футболе. Но мы видим, что нужно иметь призвание для работы тренером. И знания.
Михайличенко у меня прошел от мальчика до олимпийского чемпиона
- Да, у нас полно бывших известных игроков, которые стали тренерами и никакого результата не дают.
- Когда мы говорим о футбольном тренере, он должен уметь формировать личность. Говорю об этом, потому что проходил через все то, через что проходили Бесков и Маслов. Однажды я взял группу и с тем же Алексеем Михайличенко прошел путь от 12-летнего мальчишки до олимпийского чемпиона. Поэтому говорю о том, что тренер - это призвание. Вот Смолов и Кокорин так и не реализовали себя, потому что тренеры, которые работали с ними, не знали учебного процесса. И это тоже проблема нашего футбола. И поэтому не реализовывается программа в «Зените». Я всем президентам «Зенита» это говорил, кроме Медведева.
Константин РОМИН.