Вести с допинговых фронтов
В декабре Спортивный арбитражный суд (CAS) вынес решение по иску Российского антидопингового агентства (РУСАДА) к Всемирному антидопинговому агентству (ВАДА). Изначально ВАДА на четыре года отстранило Россию от участия в крупных международных соревнованиях за манипуляции в базе данных Московской антидопинговой лаборатории. Вердикт CAS сократил наказание до двух лет.
В течение этого срока российские спортсмены будут выступать на чемпионатах мира и Олимпиадах под нейтральным флагом, а наша страна не сможет принимать подобные турниры и подавать заявки на их проведение. Даже депутаты Государственной Думы РФ с чувством глубокого удовлетворения восприняли подобный вердикт CAS. Ведь запрет носит чисто формальный характер.
Разве сказалось на команде Велимира Петковича выступление на чемпионате мира в Египте под названием «Команда Федерации гандбола России»? Биатлонисты планируют выступить на ЧМ-2021 в Поклюке под флагом СБР, а российские конькобежцы ‑ в качестве команды Союза конькобежцев России - как на чемпионате мира по классическому многоборью, так и по шорт-треку. Эти соревнования пройдут в Нидерландах.
У РУСАДА оставалась возможность подать апелляцию на решение CAS в Федеральный суд Швейцарии. Правда, апеллировать можно было только к порядку рассмотрения дела в CAS. От этого решено было отказаться. В специальном пресс-релизе РУСАДА отмечается, что «настоящая глава закрыта и начат процесс конструктивного сотрудничества с ВАДА на основе прозрачной и реалистичной дорожной карты».
Интересно, что, лишив Российское антидопинговое агентство статуса соответствия, ВАДА не сняло с него финансовых обязательств. В 2021 году обязательный взнос составит 1 091 877 долларов. Это в два раза больше суммы, которая определена для Китая. Такие же взносы, как РУСАДА, должны выплатить национальные агентства Великобритании, Германии, Италии и Франции. Самый большой взнос на счет ВАДА должны внести США ‑ 2 931 923 доллара. Далее идут Япония (1 502 800) и Канада (1 465 962). Может быть, это случайное совпадение, но американские нарушители антидопинговых правил частенько избегают наказания, а о японских и канадских вообще не слышно.
В качестве третьей стороны в споре между РУСАДА и ВАДА в CAS выступал Олимпийский комитет России. Президент ОКР Станислав Поздняков с пониманием отнесся к позиции РУСАДА, закрывшего вопрос. Хотя в специальном пресс-релизе обращено внимание, что судьи CAS не выдвинули в адрес российских спортсменов, всероссийских федераций и ОКР конкретных претензий и обвинений.
Отмечено также, что в решении CAS отсутствует однозначный и исчерпывающий порядок имплементации. Похоже, составители пресс-релиза рассчитывали, что читать его будут только дипломированные юристы. Иначе разъяснили бы, что сей мудреный термин означает «фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему». Продолжая перевод, отметим, что все решения по российским спортсменам в каждом отдельном случае будут принимать МОК, международные спортивные федерации, а также оргкомитеты международных соревнований.
Это оставляет простор для дискриминационных мер в отношении российских атлетов. Ведь для World Athletics вердикт CAS ‑ не указ. Сэр Себастьян Коэ может продолжать гнуть свою линию и не допускать Марию Ласицкене, Анжелику Сидорову, Сергея Шубенкова и других звезд нашей легкой атлетики к международным стартам. Пока ВФЛА не восстановлена в правах в WA, и когда появится свет в конце туннеля, неизвестно.
В остальном пока все хорошо. На чемпионатах мира Россию представляют хорошо знакомые нашим болельщикам команды, пусть и под флагами национальных или международных федераций. На ближайших Олимпиадах в Токио и Пекине (если они, конечно, состоятся) смогут выступить все, кто не имеет действующей дисквалификации за нарушение антидопинговых правил или открытых дисциплинарных дел. И слово «Россия» в названии команды будет присутствовать. Так что не стоит обращаться в Федеральный суд Швейцарии, который может и ужесточить наказание.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.