Бывший капитан «Зенита» объяснил, чем вызвано присутствие большого количества молодежи на сборе основного состава, прокомментировал принципиальную позицию Сергея Семака и поделился ожиданиями от скорых изменениях в игре «сине-бело-голубых».
Рондон не тот, что был восемь лет назад
- Алексей, в чем особенность нынешней футбольной зимы?
- Есть беспокойство за целостность чемпионата. При этом в финансовой и организационной стабильности больших клубов можно не сомневаться. А вот глядя на историю с «Тамбовом», задумываешься - не случится ли что-то подобное с другими небогатыми клубами. В остальном все стабильно. Чуть раскрашивают привычные будни сообщения о возвращение Промеса в «Спартак» и приходе Рондона в ЦСКА. Но даже, если это случится, большим событием не станет.
- Почему? Оба же были заметными фигурами в РПЛ?
- Были. Но какие они сейчас? Сомневаюсь, что Промес и Рондон станут столь же значимыми игроками, какими были до отъезда из РПЛ. Выражение о том, что дважды в одну реку не войти, в данном случае актуально. Примеров успешных возвращений в наши клубы очень мало.
- Но они есть. И связаны как раз с ЦСКА. Вспомните историю возвращения Вагнера Лава и Думбия. Они явно помогли армейцам. Может и Рондон заиграет так, что в следующем году поборется за победу в бомбардирской гонке?
- Не исключаю. Конечно, Рондон имеет сильные качества, в РПЛ он может стать заметным нападающим. Но это говорит, в первую очередь, об уровне нашего чемпионате, а не выдающемся мастерстве футболиста. Ведь и Вагнер, и Думбия после возвращения в ЦСКА больше проявили себя в чемпионате России, чем в еврокубках. На тот момент их карьера уже не шла вверх, а как минимум находилась на этапе стагнации.
- У Рондона такая же ситуация?
- Венесуэлец едет в Россию уже не с такой целью, как было восемь лет назад, когда форвард появился в «Рубине». С расчетом через несколько лет перейти в ту же английскую премьер-лигу. Где он транзитом через «Зенит» в итоге и оказался. Но тогда у нападающего была перспектива, сейчас вариант с российским клубом говорит скорее о том, что даже в средние английские команды его уже не зовут.
В «Спартаке» Промес будет много играть
- Некоторые специалисты говорят, что по совокупности качеств Рондон посильнее Дзюбы.
- Вопрос дискуссионный. Все-таки Дзюба стабильно разнообразный и вдохновенный футбол показывает всего пару лет, до этого Артем настолько полезной фигурой на поле не был. Если сравнивать его с Рондоном, то допускаю, что венесуэлец не уехал бы столь быстро в Англию, не поменяйся внезапно лимит. Вполне возможно при Виллаш-Боаше в том сезоне основным нападающим был бы Рондон.
- А в спартаковское возрождение Промеса верите?
- Вполне. В «Спартаке» голландец, наверное, будет много играть, может, и часто забивать. Но с оценкой перспектив Промеса в РПЛ надо быть осторожным. По поводу его игры в «Аяксе» в последнее время восторженных отзывов вроде бы не было. А еще неизвестно, кто придет на смену Тедеско и как оценит голландца.
- Могут и не оценить?
- В любом случае, если и стоит от него ждать яркого футбола, то только в РПЛ. То же самое касается и Рондона. В отличие от их первого приезда в Россию, когда они были молодыми и стремились в ведущие лиги Европы. Сегодня у них уже другая мотивация. Промесу 29 лет. Рондону - 31, и он в последнее время играл в Китае. Поэтому, думать о том, что они еще будут востребованы в той же Англии,- большая глупость.
Количество молодых на сборах - это не стечение обстоятельств
- Перейдем к «Зениту». Его товарищеские матчи видели?
- Да, несколько. Но по традиции выводов по таким матчам делать ненужно. Уровень соперников, большие физические нагрузки, полная смена составов - все это не позволяет со стороны оценивать прогресс футболистов и рассуждать о готовности команды к возобновлению сезона. Единственный вывод, в котором я убедился этой зимой, - последовательное доверие молодым игрокам, питерским воспитанникам. Количество молодежи на сборах и возвращение некоторых выпускников академии из аренды подтверждает, что это уже не стечение обстоятельств, а часть клубной стратегии.
- Насколько на эту стратегию повлияли новый лимит и формула регламента, обязывающая включать в заявку воспитанников клуба?
- Думаю, в заметной степени. Без этого всерьез молодежью никто заниматься бы не стал. Мы даже сейчас видим, что некоторые молодые футболисты приглашаются на сборы, когда кто-то травмировался или у кого-то затянулось восстановление. Но в целом количество молодежи на сборах вызывает оптимизм.
- Сдержанный?
- Речь идет не только о тех, кто уже играл за «Зенит» в первой половине сезона, - Прохин, Круговой, Шамкин, Крапухин. Есть много новых фамилий. Выделять сейчас никого из них не буду, но, полагаю, что молодых в основной обойме должно прибавиться.
- В «Зените» в ваши времена бывало, что молодой футболист во время паузы в чемпионате становился основным?
- Нет. Подобных прорывов в футболе почти не бывает. В «Зените» такого не помню. Для того, чтобы закрепиться в основном составе и стать в нем ведущим игроком, нужно гораздо больше времени, чем месячные сборы.
Газпром не намерен покупать всех вокруг
- Семак сказал, что для полного формирования команды под свое видение клуб должен по максимуму использовать еще два трансферных окна. Количество молодежи на сборах и отсутствие покупок условного Миранчука можно назвать позицией руководства клуба в ответ на это пожелания главного тренера?
- Да. Это нормально, когда тренер говорит, что для достижения результата ему нужны определенные условия. Но у руководителей «Зенита» может быть другой взгляд на ситуацию. Снижение затрат на трансферы и многие другие примеры давно показали, что Газпром даже при всех своих возможностях не намерен покупать всех вокруг. Раньше он тратил на «Зенит» гораздо больше, но теперь ситуация поменялась.
- В очередной раз Семак высказался и о лимите, который, по словам тренера, лишает наш футбол здоровой конкуренции и шансов добиваться хороших результатов в Лиге чемпионов. Одни считают тренера «Зенита» правым, другие называют его слова популизмом. Вам чья позиция ближе?
- Дело в том, что позиция тренера принципиально отличается от позиции футбольного руководства. Если тренер видит, что уровень его игроков не позволяет добиваться в еврокубках большего, то вправе об этом говорить. Если в «Зенит» привести состав «Реала», то можно будет Лигу чемпионов выиграть (улыбается). Но покупать столько дорогих футболистов не позволит финансовый фэйр-плей? В целом с позицией Семака солидарные и руководители богатых клубов, которые имеют большое влияние в исполкоме РФС.
- Вы про лимит?
- Не только. У президента РФС Дюкова задачи намного шире и сложнее, чем у клубов и тем более тренеров. Нужно развивать футбол по всей стране.
- Как это совместить с позицией богатых клубов?
- Богатые клубы на первый план иногда выдвигают свои интересы, в первую очередь, финансовые. Поэтому им не нужен в РПЛ ни «Тамбов», ни другие «бедняки», им не нужен лимит. Но, если часть периферийных команд лишить возможности играть против фаворитов, то интерес к футболу в этих регионах резко упадет. Поэтому я за лимит.
- Противники которого приводят в пример поколение Семака, выросшее и состоявшееся без лимита. Вы с главным тренером «Зенита» одногодки. Что на это скажете?
- Мы выросли без лимита на иностранцев, но и без денег. У клубов не было возможности приглашать сильных мастеров из дальнего зарубежья, игроков из первой десятки сборных. Кроме россиян в 90-е годы у нас выступали футболисты из стран СНГ, но мы их иностранцами не считали. В «Зените» в массовом количестве иностранцы появились вместе с Петржелой. Девять человек из бывшей Чехословакии. Но костяк команды вместе с ними составляли Аршавин, Кержаков, Малафеев и другие, которые были подготовлены при Юрие Морозове. Жесткого лимита на легионеров тогда не было, но «Зенит» лимитировали финансовые возможности.
Для «Зенита» уже не актуален лозунг: «бей вперед - игра придет»!
- Важное замечание.
- Сейчас же молодым футболистам нужно проходить многоэтапную конкуренцию. Сначала выиграть ее у таких же молодых, потом конкурировать c более опытными россиянами, а уже затем еще и с маститыми иностранцами. Поэтому противопоставление нынешнего поколения и нашего, а также разговоры о том, что мы выросли без лимита - это и есть популизм. Мы конкурировали только между собой, игроков вроде Малкома и Ловрена тогда в России не было. Сейчас молодежи пробиваться в состав намного сложнее.
- Все чаще говорят, что игровой стиль «Зенита» меняется. Это реально - за месяц сборов обзавестись новыми вариациями в игре?
- Вполне. Уровень мастерства зенитовцев позволяет даже за короткий срок перестроиться, данный состав может играть разнообразно. Это в мое время Морозов поручал футболистам узкие задачи, требовал использовать сильные качества, но не делать того, что у них получается хуже. Мы могли победить, кто-то сыграть хорошо, но на следующий матч не выйти.
- Почему?
- Потому что с другим соперником сильные качества некоторых футболистов не требовалось. И таких у нас было много. Сегодня же у тренера «Зенита» совсем другой выбор. Например, Вендел. Может и пас отдать, и в обыгрыш пойти. Так почему команде в разнообразный футбол не играть?
- Есть предпосылки.
- Статистика показывает, что «Зенит» в лидерах чемпионата по владению мячом, гораздо больше игровых действий происходит в последней трети поля. «Зенит» уже неактуально ассоциировать со ставкой в атаке только на Дзюбу и говорить: «бей вперед - игра придет». Клуб меняется, становится разнообразнее. Это уже не тот футбол, который мы видели при Семаке в два предыдущих сезона.
Иван МЕДВЕДЕВ.