Футбол. Экспертиза

Зимний перерыв в российском футболе подходит к концу. В субботу сезон возобновляется матчами 1/8 Кубка России. Чего ждать от весенней части чемпионата, почему Семак не пошел на перестройку состава и когда российские клубы вернутся на прежние позиции в евротурнирах? В этих вопросах попытался разобраться бывший футболист ЦСКА и испанского «Эспаньола», сборных СССР и России Дмитрий Галямин.

 

Проводить матчи, когда на градуснике «минус 20» ‑ преступление!

‑ Дмитрий, заканчивается межсезонье. Оно получилось самым скучным за последнее время?
‑ Да, но это не только у нас. Всех коснулись проблемы с пандемией и, как результат, с финансированием.
‑ Клубы поняли, как можно жить по средствам и не тратить деньги на тех игроков, без которых можно обойтись?
‑ Я думаю, что рынок со временем восстановится. Просто это займет от двух до пяти лет.
‑ Насколько часто возникает необходимость экстренной перестройки клубов именно в зимний период?
‑ Все зависит от положения в турнирной таблице. Перед каждой командой стоит определенная задача. Если она выполняется и все устраивает, зачем ломать то, что сделано хорошо?
‑ Из всех лидеров чемпионата пока проявил себя на трансферном рынке только ЦСКА. Бохинен и Рондон способны серьезно усилить игру армейцев?
‑ Не знаю, это только время подскажет. Пока трудно сказать, насколько мотивированными приедут эти футболисты. Захотят зарабатывать или играть?
‑ Бохинена мы знаем только виртуально, Рондона значительно лучше. Тот ли он футболист, вокруг которого можно строить игру ЦСКА?
‑ Не следил за карьерой венесуэльца в китайской лиге. Трудно сказать, как он играл последние два-три сезона, получал ли какие-то травмы. За это время футболист может, как шагнуть вперед, так и сделать два шага назад. Но высокий уровень мастерства у него точно присутствует.
‑ Начинается футбольный сезон с Кубка России. В тот период, когда зима положила на лопатки большую часть страны. Проводить матчи при такой температуре ‑ не абсурд?
‑ Играть, когда на градуснике «минус 20» ‑ преступление! Это вредно и опасно для здоровья. Даже, когда «минус 15», уже стоит серьезно призадуматься. В такую погоду можно очень прилично отморозиться и травмироваться.
‑ У вас были в карьере матчи с такими экстремальными условиями?
‑ Я играл уже сто лет назад (улыбается). Тогда чемпионат России начинался позже и заканчивался раньше. Такие условия мы не захватывали, чтобы за окном был мороз больше «минус 10»… Как-то и не припомню. Ну, может, один-два раза за карьеру…
‑ В Испании, когда-нибудь приходилось выходить на поле при минусовых температурах?
‑ Там, в зависимости от провинций, конечно, зимой случаются минусовые температуры. Но мне точно не довелось играть при такой погоде на Пиренеях. Всегда градусник поднимался выше ноля. Впрочем, даже, когда «плюс 5», для испанцев ‑ катастрофа!

 

Даже, если Семака не устраивает игра команды, лишних средств на покупку футболистов нет

‑ С нынешнего сезона Кубок России реформирован. У него запутанная схема розыгрыша и солидный призовой фонд. Обладатель трофея получит 20 миллионов рублей. Есть за что побороться ведущим клубам, которые в последние годы не особенно желали его выигрывать?
‑ Хороший ли это стимул? Все определяет уровень мастерства. Но для игроков «Зенита» и «Спартака» 20 миллионов ‑ это точно не деньги, за которые стоит на поле умирать. А для футболистов «Химок» наверняка да.
‑ Можно ли, в связи с этим, ожидать большого количества сюрпризов в кубковых матчах?
‑ Нет, думаю, все будет проходить в соответствии с табелью о рангах. Выше головы не пригнешь. Средние исполнители не могут по мановению палочки превратиться в звезд.
‑ Стоит ли ждать серьезной борьбы в матче между «Зенитом» и тульским «Арсеналом», учитывая, что петербуржцы будут играть в тепличных условиях, при закрытой крыше «Газпром-Арены»?
‑ Фаворит понятен, тем более, когда нет прямой угрозы, замерзнуть. Вариант сюрприза, конечно, тоже можно рассмотреть. Но я бы поставил не больше 10-20 процентов, что туляки окажут серьезное сопротивление.
‑ За зиму состав «Зенита» практически не изменился, если не считать ухода третьего вратаря и Мусаева, не имеющего постоянного места в составе. Значит ли это, что Семака все устраивает в игре его команды?
‑ Даже, если и не устраивает, надо исходить из ситуации, которая сейчас есть. Лишних денег нет ни кого ‑ даже у Газпрома. Ничего тут удивительного нет. Если не смогли найти игроков со стороны, которые точно могли бы усилить команду, значит, надо увеличивать скамейку выпускниками своей академии. Это нормальный процесс. И для «Зенита», скорее, положительный.
‑ То есть, благодаря стечению обстоятельств, у зенитовской молодежи появился еще один хороший шанс побороться за место в составе?
‑ В обычных обстоятельствах, без пандемиии, он наверняка бы отсутствовал. Но сейчас во всех российских клубах у перспективной молодежи есть возможность проявить себя.

 

С чего вдруг, учитывая лимит, питерцы отпустят исполнителя уровня Мостового?

‑ Малком выбыл на месяц ‑ это серьезная потеря для «Зенита»? Насколько за время выступления в России он сумел себя реализовать?
‑ Мне понятно, что Малком ‑ футболист топ-уровня. Другой вопрос, что по причине частой подверженности травмам, он пока не может достигнуть того уровня, на который действительно способен. Поэтому трудно анализировать, отбил ли питерский клуб потраченные на бразильца деньги.
‑ Приобретение латиноамериканцев ‑ повышенный риск, поскольку они не всегда могут адаптироваться в нашем чемпионате?
‑ Я бы сказал, что приобретение любого иностранца для наших клубов ‑ риск. Может, за исключением представителей Восточной Европы. Все остальные адаптируются достаточно тяжело.
‑ Себастьян Дриусси усиленно пытался покинуть «Зенит» во время зимней паузуы. Насколько в данном случае правильно удерживать игрока, когда он мыслями в другом клубе?
‑ За него заплатили хорошие деньги, и это нормальная ситуация, когда «Зенит» хочет что-то получить с его продажи. Не нравятся условия контракта, ищи другие. Но интересы клуба при этом не должны страдать. Дриусси, когда подписывал соглашение, наверное, чем-то думал и понимал, куда идет. Если сейчас «Зениту» поступят интересные предложения, он аргентинца отпустит, нет ‑ пусть играет дальше.
‑ Станет ли для «Зенита» проблемой, что из форвардов основного состава пока в наличии только Дзюба? Азмун тоже может пропустить начало чемпионата.
‑ Если бы питерцы играли в еврокубке, то - может быть. Но в данный момент, при любом раскладе в такой комплектации ‑ «Зенит» номер один!
‑ Из зенитовской молодежи, которая в последние сезоны дебютировала в чемпионате, на чей-то серьезный прогресс можно рассчитывать?
‑ Круговой и Мостовой! Это действительно те футболисты, которые могут прогрессировать и с первых матчей поборются за место в основном составе на постоянной основе.
‑ Мостового, кстати, пытались в межсезонье приобрести московское «Динамо» и «Рубин». Правильно ли поступил «Зенит», решив с полузащитником не расставаться?
‑ А зачем его отпускать? Футболистов такого уровня, которые способны играть в «Зените», можно по пальцам руки пересчитать. Вообще не понимаю смысла обращения «Динамо» или «Рубина» ‑ они на 99,9 процентов понимали, что получат отказ. Даже не могу поверить, что шли реальные переговоры между клубами, это все-таки больше похоже на слухи. С чего вдруг при нынешнем лимите петербургская команда куда-то отпустит футболиста такого уровня с российским паспортом?
‑ Может, был смысл отдать его в аренду ‑ для возмужания. Как к такой практике относитесь?
‑ Нормальный процесс, ничего сверхъестественного. Невозможно просто развиваться, не имея игровой практики. Но, если есть хоть какое-то игровое время, то нужно оставаться. Если нет ‑ идти в аренду.

 

Нельзя сокращать РПЛ до уровня чемпионата Москвы. Зачем тогда строили стадионы?

‑ Провальное выступление российских клубов в евротурнирах в нынешнем сезоне это случайность или закономерность?
‑ Конечно, закономерность, которая показывает уровень запаса прочности нашего футбола.
‑ Какие-то есть предпосылки к тому, что может что-то измениться в лучшую сторону в нашем клубном хозяйстве?
‑ Сейчас все зависит от президента РФС. Дюков пока небольшой срок трудится в качестве руководителя, но важно, чтобы решения, которые он уже принял или еще планирует, не оказались ошибочными. Тогда можно ожидать через три-пять лет возврата на прежние позиции. Сейчас это невозможно.
‑ Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы российского клубного футбола?
‑ Первая ‑ детский футбол. Вторая ‑ ситуация во втором дивизионе, в ПФЛ. Там, где по идеи должен происходить переход из детей-юношей в профессионалы. Но сейчас эта платформа практически умерла.
‑ Хотя раньше именно оттуда мы черпали резервы.
‑ Да, возьмем, к примеру, сборную 2008 года, вице-чемпионов Европы! Практически 60-65 процентов того состава прошли школу Второй лиги, играли там ‑ год или два: Кержаков - в «Светлогорце», Зырянов, Анюков выступал за «Крылья Советов-2», Павлюченко играл в «Роторе-2», Жирков ‑ в команде из Тамбова. Сейчас, если посмотреть на нашу сборную, никто не засветился во втором дивизионе.
‑ Сейчас все игроки перебираются из академий в основной состав.
‑ Так и есть, но, если не получается сразу пробиться в «основу», то приходится заканчивать карьеру.
‑ Ситуация с «Тамбовом» показывает, что разговоры о сокращении Премьер-лиги имеют под собой реальную почву?
‑ Для меня ‑ нет. Мы ведь не для того понастроили стадионов на 30-40 тысяч зрителей, чтобы сокращать РПЛ до уровня чемпионата Москвы.
‑ Во вторник стартовала Лига чемпионов. Стоит в главном европейском клубном турнире ждать сюрпризов?
‑ Нет, фавориты ‑ все те же. Из пятерки сильнейших чемпионатов пул формируется уже на стадии 1/8. Есть группа из 6-7 команд. Они всем известны, из числа их и будет победитель. Вспомните, из стран, не входящих в первую пятерку, кто в последние годы пробивался в финальные стадии евротурниров? Ну, может, иногда португальцы: «Бенфика» или «Порту». Еще «Шахтер». И все. Так, что сюрпризов не жду.
‑ Реформа Лиги чемпионов увеличит разрыв между грандами и всеми остальными?
‑ Могу сказать, что у нас своих забот хватает. Кроме Лиги чемпионов. Если будем раз в пять лет попадать в весеннюю стадию, - это уже нормально.
Иван МЕДВЕДЕВ.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

25 ноября