Авторы самого оригинального проекта изменения формата и формулы чемпионата - Александр Анисимов и Владимир Гаврюшов. Последний не раз выступал на страницах нашего издания со своими предложениями и часто откликался на острые темы футбольной жизни. Сами авторы назвали свое предложение «Лифты» и уже попытались познакомить с ним РФС и Минспорта, отправив туда письма.
Итак, формально эта версия сводится к разбиению Лиги на группы. Но суть предложения - в новой идеологии изменений формата РПЛ. Она видится читателям такой: «Создать максимальные условия для состязания приблизительно равных по силам команд, чтобы на поле никто не выстраивал скучных «автобусов», а каждый матч шел в напряженной обоюдоострой борьбе с равными шансами на победу. Распределение команд по группам - это своеобразное введение «весовых категорий». Как это сейчас происходит в боксе, борьбе, тяжелой атлетике. Может ли Костя Цзю победить Николая Валуева? Никогда! Это атлеты разных весовых категорий. А если в боксе смешать всех в одну лигу, то она вскоре превратится только в междусобойчик супертяжей. Всем остальным придется довольствоваться только любительским уровнем. Так что борьба с равным - это прогресс. Суть в том, как определить «весовую категорию» футбольного клуба?»
В РПЛ - четыре группы
«Предложение: разбить РПЛ на группы по 4 команды, - переходит к конкретике наш автор Владимир Гаврюшов. - Количество клубов на первом этапе можно оставить без изменений, но в перспективе лучше, чтобы их было не 16, а 20. Квартеты формируются на основе итогов предыдущего чемпионата, турнир стартует тремя играми только с командами своей группы. Ну а дальше включается «лифт»: после трех туров пара лидеров остается на своем месте, а ставшие третьими и четвертыми в квартетах отправляются в нижестоящую группу. Соответственно ее лидеры в свою очередь поднимаются в четверку более сильных. Без движения только пара лидеров группы «А» и пара аутсайдеров последней группы «Г» (в формате РПЛ из 16 клубов) или «Д» (при наличии 20 команд). Таким образом, в «серединных» группах полностью меняется состав участников после каждых трёх туров. Проходят три тура - обнуляются все результаты и включается «лифт». Еще три тура - снова движение по группам и опять еще три матча. Таким образом мы получим постоянную борьбу и полное отсутствие проходных игр. Ведь после каждого этапа у всех «нули» и надо снова бороться за два первых места в квартете.
Условные «Краснодар» или «Сочи» могут в течение одного-двух сезонов попасть в элитную четвёрку, сражаясь при этом не с монстрами футбола и не с аутсайдерами, а продвигаясь по «лифту» в борьбе с равными себе по мастерству командами, когда шансы победить значительно выше, нежели в существующей системе «автобусов» и наезжающих «танков».
Сколько матчей надо сыграть за сезон, учитывая жалобы наших грандов на низкую интенсивность турнира, пусть решат специалисты и врачи. Остановиться можно после каждого цикла - например, после 33, 36 или 39 туров. Для первой и второй группы реально даже установить меньше циклов чемпионата, учитывая их нагрузку в еврокубках.
В последнем туре «лифт» замирает, все команды со своими набранными очками расставляются по местам в своих группах - это положение и становится итоговой таблицей всего чемпионата.
Стимул, болельщики, свои-чужие поля
Когда команды играют в равных по силе группах, они всегда имеют хорошие шансы на победу. А значит, играть спустя рукава уже не станут. Перед ними все время стоит задача подняться выше, иначе в коротком трехматчевом цикле слетишь в квартет пониже. Вот и возникает искомая интенсивность, динамика, накал страстей, что и привлекает болельщиков. Их число должно возрасти.
На своём или чужом поле играть - справедливость в этом вопросе как раз легче установить в системе «лифтов». Пара осталась наверху или переместилась в другую группу? Они встречались меж собою в предыдущем цикле, следовательно, в нынешнем меняются полями. Далее команда, занявшая более высокое место в квартете, играет на поле соперника, ставшего последним. Если в туре сошлись команды, которые на других этапах уже встречались, то в новом этапе они меняют поля, где предстоит игра.
Начать внедрение этого проекта можно с ФНЛ, женских и молодёжных команд в течение одного сезона. А если запустить одновременно по всей вертикали, то нижняя группа должна стать переходной - тогда лифт работал бы до последней группы низшего дивизиона, становясь связующим звеном первенств страны во всех лигах. И лучшие из ФНЛ постоянно пробовали бы порох высшей лиги.
Да, все это немного необычно и непривычно - отказаться от постепенного набора очков. Он дробится на циклы по три матча, и главным становится место в строю таблицы при борьбе с равными по «весовой» категории. Но это и есть прогресс! Никто в мире такого еще не придумал, но если это удастся внедрить у нас в России, то мы станем родоначальниками нового витка развития мирового футбола».
Еще олно предложение:
Пара обязательных пенальти - и конец «автобусам»
Снижение уровня чемпионата России очевиден, однако от его формулы этот самый уровень зависит в самой малой степени. Как совершенно справедливо заметил игрок золотого «Зенита»-1984 Сергей Веденеев, пока команды не будут играть в атаку, прогресса ни у игроков, ни у них самих не будет. В идеале в РПЛ надо бы оставить только играющих футболистов и исключить любителей «автобусных парков». Но тогда останется всего лишь 8-10 команд, поэтому понятно, что по этому пути нам двигаться не с руки. Не сводить же чемпионат к первенствам Москвы, Петербурга или Краснодара. Никакой новый формат не заставит «автобусников» пересесть на скоростной автомобиль. А значит разность в скоростях принятия решений, их исполнения, да и просто перемещений на футбольном поле между нашими ведущими клубами и их европейскими соперниками даже средней руки вовсе не уменьшится.
Вижу только одно средство, пусть и довольно странное на первый взгляд. Наши судьи должны строже карать нарушения в штрафных площадках: практика показывает, что поводов для этого сколько угодно - была бы воля. Задача - довести число назначаемых пенальти до одного-двух за игру. Конечно, красоты матчу это не прибавит, но если тренер - апологет «автобусной тактики», будет знать, что по крайней мере один пенальти в ворота его команды обязательно назначат, а следовательно, вожделенные «0:0» удержать не удастся, то он будет вынужден позаботиться о какой-то контригре. Волей-неволей придётся играть в футбол, а не бодаться за очко.
Андрей КИСЕЛЁВ.