Для женской сборной России по гандболу Олимпиада стала редкой оптимистической драмой. Начиная с полуфинала, вышел ремейк Игр -2016 в Рио. Сначала, как и пять лет назад, победили самого принципиального соперника - Норвегию. В финале снова вышли на Францию, но титул олимпийских чемпионов защитить не смогли. Как стоит называть серебряную медаль - горьким упущением или большим успехом? Как воспринимали игроки Евгения Трефилова в роли консультанта? Об этом рассказала линейная сборной России.

После финала была только пустота

- Ксения, как сейчас, уже после возвращения с Олимпиады, воспринимается серебряная медаль?
- Как очень большой успех. Но осознание этого пришло только на празднике олимпийцев в Москве. Сразу после поражения в финале от Франции возникло странное психологическое состояние. Даже грусти не было. Просто матч закончился - и пустота. Эмоции появились только в раздевалке.
- Почему там?
- Когда поговорила по телефону с мужем и родителями, поняла, какой шанс упустили! Как близка была высшая олимпийская медаль, до которой мы чуть не дотянулись. Тогда в раздевалке и заревела, накрыло эмоциями. Хотя самый большой их выплеск случился все-таки раньше, после победы в полуфинале.
- Норвежки говорили в СМИ, что пять лет жили жаждой реванша.
- Да. И это дополнительно заводило! Ведь слова соперниц можно было понять так, что они в успешном реванше уверены. Ждали его пять лет, наконец, дождались и убеждены, что выиграют. Ну, нет! Значимость матча тоже дополнительно вдохновляла. Не только из-за того, что полуфинал Олимпиады. Россия против Норвегии в гандболе - это традиционно большая вывеска, самые принципиальные соперники.
- О чем подумалось, когда преимущество с шести мячей сократилось до одного?
- Да в игре о таком не задумываешься, переживать некогда. Мысли только о том, куда бежать, как держать соперника. Вот мы когда еще в группе трудную концовку с Францией играли, вели в один мяч, я сделала перехват в последней атаке соперника. Понимала, что окончание матча уже скоро, может секунд через 15-20, поэтому, когда после перехвата прозвучала сирена, это даже неожиданным оказалось. Эмоции тогда сразу накатили, в полуфинале так же. Когда выиграли у Норвегии, слезы сами брызнули из глаз. Послематчевые эмоции тогда сильнее, чем в финале были. Слез после Норвегии вытекло больше.

Трефилов - такой человек, который не может молчать

- Звучало мнение, что в финале вам не хватало «огня» на скамейке - эмоций Евгения Трефилова. Так не хватало?
- После поражения можно сказать многое, найти много причин и ошибок. Если тот же полуфинал вспомнить, когда норвежки до минимума счет сократили - на сложную концовку Евгений Васильевич мог отреагировать по-разному. Кто скажет, как бы с Трефиловым получилось? Могло быть по-разному.
- Но с трибуны его все-таки слышали постоянно.
- Да, слышали (улыбается). Но мы ж давно знаем, что Евгений Васильевич такой человек - не может молчать, если видит ошибки и считает, надо что-то исправлять. А является ли он главным тренером или нет, на скамейке находится или трибуне, это неважно.
- А что думали о нем, когда начинали в сборной?
- Ой, мне тогда 19 лет было, когда в сборной дебютировала. Требовалось привыкнуть, первое время чувствовала скованность. Для меня ж столь эмоциональная манера поведения тогда была в новинку. Поэтому я поначалу очень боялась Евгения Васильевича разгневать (смеется).
- Норвегия заканчивала полуфинал в меньшинстве. Что было самым сложным на последней минуте?
- Дождаться финальной сирены! Мяч был у нас, требовалось его просто додержать в атаке. Перед возобновлением игры я знала, что остается 7 секунд, но когда они пошли, то тянулись вечность! Мне так это казалось. Самые долгие семь секунд в моей карьере!
- А в финале Трефилова слышали?
- Нет! Очень шумно было. Группа поддержки соперников все заглушила. На финал пришли французские гандболисты, которые накануне стали чемпионами. Я сначала даже удивилась их присутствию. Мне казалось, представителям других команд на трибунах находиться нельзя, с вида смотрелось так, что людей на трибунах непривычно много. Может и кроме гандболистов, еще кто-то присутствовал.

Уже в аэропорту Внуково поняла, что мы сделали что-то большое

- Что все-таки не получилось против Франции? Обычно в таких случаях говорят, что после тяжелого и сверхэмоционального полуфинала не хватило эмоций. Тот же случай?
- Эмоций после Норвегии ушло очень много, но матч с ней играли за два дня до финала. Время восстановиться оставалось. С настроем было нормально, как играть с Францией мы тоже понимали. Эта команда с нашей встречи в финале чемпионата Европы-2018 в целом осталась такой же. Мы им тогда три мяча проиграли. У них опытные гандболистки, в Лиге чемпио­нов постоянно выступают. В финале как-то все совпало.
- Например.
- Нашей погони хватило только на тайм с небольшим. Сравняли счет после перерыва - 16:16, но потом отрыв Франции только увеличивался. После перерыва мы много не забили, выручала их вратарь. И мой оппонент - линейная сборной Франции - сыграла очень сильно. Сравняв счет, мы сразу потеряли мяч в атаке. Это финал…
- Когда поняли, что олимпийское золото уплывает без оглядки?
- По ходу матча о таком вообще не думала. Только на двадцать седьмой минуте глянула на табло, увидела, что меньше четырех минут остается, тогда и проскочила мысль: «догнать по такой игре очень сложно».
- Вы сказали, что осознали масштаб вашего достижения только по возвращении в Москву?
- Да! Уже во Внуково, когда увидели, как много людей нас встречает, поняла, что мы сделали нечто большое. Потом нас повезли по Москве, привезли на Красную площадь. Незнакомые люди нас узнавали, приветствовали и благодарили. А кто не узнавал, спрашивал, кто мы. И тоже благодарили. Поэтому эмоции только нарастали. Когда видишь, сколько мы своей игрой привлекли к себе внимания, то понимаешь: серебряные медали Олимпиады - это круто! Я после возвращения из Токио в инстаграмме засела.
- Столько туда писали?
- Сотни сообщений! Я не преувеличиваю - сотни! У меня раньше аккаунт был закрыт, но увидев такое внимание, я открыла его для всех. Читала каждое сообщение и старалась на каждое отвечать. Хотя бы коротеньким «спасибо».
- Полина Кузнецова, Дарья Дмитриева и Анна Вяхирева объявили о приостановке карьеры в сборной. У вас какие планы?
- Продолжаю карьеру. У меня контракт с «Ростовом» еще на два сезона.
- А следующая Олимпиада - через три. Значит, Париж-2024 - для вас цель?
- Я не загадываю так далеко. Иду от одной задачи к другой. Пока у сборной в ближайшем будущем - другие турниры.
- Франция на Олимпиаде забрала в гандболе два золота, до этого вы этой команде в финале Евро проиграли. Россия - Франция становится такой же классикой, как Россия - Норвегия?
- У Франции есть особенность - всегда набирает по ходу турнира, любого будь то чемпионат мира или Европы. В группе могут играть вроде и не на сто процентов, но к решающим матчам подходят в хорошем состоянии. Опытных гандболисток у них много, это помогает к решающим матчам находить лучшую игру. А станут ли наши встречи с Францией гандбольной классикой, поживем-увидим (улыбается).
Василий СИБИРЯКОВ.

Гандбол
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

23 ноября