Хоккей на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде. Глазами очевидца

Форвард московских «Крыльев Советов» Юрий Лебедев выступал за советскую сборную почти целое десятилетие - с начала 1970 года по начало 1980-х. На его счету - шесть побед на чемпионатах мира, участие в Суперсериях-1972 и -1974, Кубке Канады-1976.
Вот только с Олимпиадами не везло. Игры в 1972 и 1976 годах он пропустил по тренерскому решению, а в Лейк-Плэсиде золото от «Красной Машины» уплыло в последний момент - из-за стечения невероятных обстоятельств, по словам нашего собеседника.

 

Канадцам было обидно, приехали русские в задрипанной форме и их чешут!

- Юрий Васильевич, вы ведь могли дебютировать еще на Олимпиаде в Саппоро.
- Нет, все-таки не было реальных шансов, 21 год - слишком молодой. Только начал выступать за команду мастеров. А за ту сборную на Играх в Саппоро звезды выступали.
- Но в Суперсерии-1972 вы уже были основным игроком нашей сборной.
- Да, но тогда в состав взяли очень много игроков. Существовала договоренность между командами, что можно было использовать не три, как обычно в те годы, а целых пять пятерок.
- Встречаться с энхаэловцами не боялись?
- Особых опасений не возникало. Но, конечно, определенная реклама «профи» из НХЛ существовала. Мол, у них сильные броски, сумасшедшая скорость, они очень жесткие, и так далее.
- Совпало с действитиельностью?
- Если и было преувеличение, то небольшое. Но канадцы к нам, могу сказать, хорошо отнеслись, с пониманием. Коньки нам сразу подарили настоящие, последних моделей, клюшки дали. И принимали хорошо. Сопровождали с «мигалками», со всеми делами, ни в каких пробках мы не стояли. Охрану серьезную выделили. Ничего не могу сказать плохого.
- То есть стычки с канадцами были только на льду, а за ее пределами - мир, дружба, жвачка?
- Да, конфликты возникали только на площадке - они тоже люди, им обидно. Какие-то русские приехали в задрипанной форме - и «чешут» их! Игра в НХЛ была в те годы, скажем так, прямолинейная.
- Примитивная.
- Да, примитивная. Но в техническом плане они все-таки виртуозные мастера. Прием шайбы, катание... Это все идет из детского хоккея. У них классы между собой соперничают, школы, район на район, даже девчонки. Все налажено… Кстати, потом, когда мы вернулись на родину, почему-то переняли у североамериканцев все плохое: прямолинейную игру, броски, бездумную беготню туда-сюда, а комбинационный стиль, который раньше у нас превалировал, куда-то пропал. Конечно, потом к нему вернулись, но потеряли много времени.

 

Перед Олимпиадой в Инсбруке меня с Анисиным сняли прямо с самолета

- А канадцы от нас, наоборот, взяли все самое хорошее.
- Да, безусловно. Ведь заокеанские болельщики внимательно следили за этими сериями. И хотели такого же зрелища. Да и в руководстве НХЛ и клубов все понимали. Сказали своим: «Будете играть как русские - станете получать большие деньги». Чтобы зрители приходили и видели голы, красивые комбинации, а не только счет 1:0 и драки. Стоит признать, что они буквально за два года перестроились, стали другими. И вскоре появилось поколение Гретцки.
- Канадцы понимали перед Суперсерией, насколько силен противник? Или для них это стало сюрпризом?
- Нет, не понимали. К тому же они летом всегда отдыхают и не были особо подготовлены к серии. Только потом уже по ходу набрали форму, стали бегать нормально... В позапрошлом году, кстати, из Канады в Россию приезжало несколько участников той Суперсерии, человек пять. Мы вместе с ними летели в Сочи на самолете с Владимиром Путиным.
- Хорошая компания.
- Общались с Бредом Парком, братьями Маховличами. Они признавались, что понятия не имели о нашей команде, силе игроков. Мол, их с пляжа подняли и отправили играть. Словом, не ожидали от нас такого хамства (смеется).
- И как результат - всех игроков советской сборной завалили предложениями из клубов НХЛ?
- Да, предложений из НХЛ хватало - чего там скрывать. Но все это было не реально. Мы даже не понимали, как это можно взять и уехать заграницу. Если у нас здесь Родина, родители, дети?!
- В 1976 году у вас уже был реальный шанс попасть на Олимпиаду, тем более что сборную возглавлял наставник вашего клуба - «Крыльев Советов» - Борис Палыч Кулагин?
- Шанс имелся. Да, команду возглавлял Кулагин. Но, с другой стороны, - тренеры ЦСКА. Они пожаловались министру обороны СССР Гречко, что мы с Анисиным из ЦСКА ушли. Поэтому надо взять на Олимпиаду Жлуктова и Борьку Александрова. В результате нас с Анисиным прямо из самолета и выкинули.

 

Тюрьма - она и есть тюрьма, спать было холодно

- Такой резкой была реакция на ваш уход в «Крылья»?
- Да, хотя вроде бы и время уже прошло. Бодунова - нашего партнера по звену - тогда в сборную не приглашали, а меня с Анисным просто убрали, заменив на Жлуктова и Александрова. Хотя их не так давно взяли в ЦСКА, и они сразу на Игры поехали. Вот такая история! Ну а про Олимпиаду-1980 вы уже, наверное, много слышали.
- Да, разгар «холодной войны», обстановка очень сложная.
- Мы особо обстановку и не видели, поскольку жили в тюрьме (смеется). Впрочем, как и все остальные сборные. Тюрьма - она и есть тюрьма, спать было холодно, просили дополнительные одеяла. Еще вспоминается, что играть там было очень сложно.
- Почему?
- В прямом смысле слова всем коман­дам. Поганее льда я в своей карьере вообще не видел. Перед нами фигуристы выступали, было тепло, и просто вода стояла. Невозможно играть! В предварительном раунде мы выступали на другой арене Лейк-Плэсида. С нормальной заморозкой. И забивали всем, сколько хотели: японцам - 16, голландцам - 17, полякам - 8. А потом переехали на главный стадион, и все изменилось.
- Да, козыри техничной команды терялись.
- А еще Тихонов, конечно, учудил! С американцами мы играли днем, а он разбудил нас в пять утра.
- Зачем?
- На раскатку, чтобы 15 минут покататься. Он там с кем-то договорился, что предыдущая команда уйдет со льда побыстрее, и мы выйдем. В итоге, позанимались минут 10 или 15... Даже помыться, кажется, не успели. Все сонные были как мухи. Зачем он эту хрень сделал, я до сих пор не понимаю.
- Наверное, все не понимают, почему Виктор Васильевич в этой встрече при счете 2:2 снял Третьяка.
- Да, тоже непонятно. Ну, совершил человек ошибку, так ведь еще два периода оставалось впереди. Да и кто не ошибается? С вратарями это постоянно происходит. Поставили Вовку Мышкина. Он не выручил. Началась чехарда. Потом Тихонов в последнем матче со шведами Владика вернул в «рамку», но поезд уже ушел.

 

Американцам просто повезло, за 15 секунд до сирены Мальцев попал в штангу пустых ворот

- Вы выступали в одном звене с Мальцевым и Крутовым, и ваша тройка, номинально четвертая, забивала практически в каждой встрече, в том числе и дважды - в игре с американцами. Сразу нашли общий язык?
- Да, сразу. Вовка (Крутов. - И. Г.) появился в сборной перед товарищеским матчем с американцами. Тихонов вызвал нас с Мальцевым и сказал, что он пойдет в нашу тройку. Я - центральный, Сашка - справа, а Вовка - слева. Особо никогда «центром» не выходил, но при необходимости мог занять любое место. В этом матче наша тройка штук шесть забила, и Тихонов сразу сказал, что мы и на Олимпиаде останемся в таком же сочетании. А из Нью-Йорка отослал в Москву Вовку Лутченко и Бабинова.
- Много потом велось разговоров, что американцы под допингом находились, поэтому так удачно и выступили на домашней Олимпиаде. Ведь команду, составленную из студентов, никто к главным фаворитам до старта турнира не причислял.
- Нет, какой допинг? Мы с американцами за десять дней до этого в Нью-Йорке играли в товарищеском матче и разнесли их 10:3! Поэтому, видимо, и вышли на игру слишком спокойно. Просто повезло им, вот и все! Эх, если бы Владик не пропустил вторую шайбу и Сашка Мальцев в концовке забил!
- И все бы тогда решилось?
- Конечно, до конца встречи оставалось секунд 15. Мы бросили по воротам соперника, а там вода стояла. Вратарь США поехал за шайбой в угол, я побежал на него, и он упал в лужу. А я эту шайбу, чтобы она не застряла, навесиком подкинул. Сашке бы ее рукой поймать и в пустые ворота потом завести, а он по ней сверху ударил. Шайба в итоге попала в штангу и отлетела! Такая вот цепь неурядиц!

 

После прилета в Москву нам даже автобус не прислали

- Которые бывают раз в сто лет. Не неслучайно тот матч назвали «чудом на льду».
- Да. Все ведь из мелочей складывается. Ужасный лед, не дали поспать. Зачем нам эта утренняя тренировка была нужна? Лучше бы просто пошли погулять. А ведь до Ледового дворца из тюрьмы ехать целый час. Пока туда доберешься, пока обратно - два часа долой! Оденешься - еще один час добавляй. Просто три часа выкинули. Плюс еще холодина собачья в этой тюрьме, переоборудованной под гостиницу. Единственное, кормили как на убой - столовая большая, что хочешь, то и ешь. А так больше никаких особых условий: и гулять совершенно негде, и уезжать из расположения команды нельзя было. Единственный раз удалось вырваться - я, Валерка Харламов, кто-то еще, кажется, Сашка Мальцев отправились на встречу с нашими артистами: Кобзоном, Лещенко и Винокуром. Они снимали где-то дом, забрали нас прямо из тюрьмы и устроили концерт. Потом на машине обратно привезли.
- Лейк-Плэсид - деревня деревеней, без всяких достопримечательностей.
- Мы приезжали в Лейк-Плэсид с «Крыльями» еще в 1972 году. Там проходила Универсиада, и наш клуб составил основу сборной. Запомнилось, что жили в полностью деревянной гостинице. Но тогда мы могли где-то гулять, никто не охранял, а на Олимпиаде нас заперли и - все!
- Как отреагировали дома на серебряные медали? Большие были разносы?
- Разносы? Когда мы прилетели в Москву, то нам даже автобус не подали, чтобы развести по домам. Только те, кого встречали родственники, могли спокойно уехать. Хотя обычно отъ­езд из аэропорта всегда организовывали. А тут ничего. И такая реакция на серебро. А сейчас если даже бронзу российская сборная завоюет, то отвезут, привезут, накормят и напоят.
- И «мерседесы» еще выдадут!
- Да, в качестве подарков.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

 

Хоккей Лебедев Юрий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января