ИЗ ИСТОРИИ ОЛИМПИАД. Калгари-1988. От первого лица
Олимпиада 1988 года в Калгари стала дебютной для 22-летннего форварда Валерия Каменского. Но туда он уже ехал в статусе одного из ведущих игроков сборной. За плечами были два чемпионата мира и Кубок Канады. Его звено - с Андреем Хомутовым и Вячеславом Быковым - шло если и не вровень с тройкой Ларионова, то не сильно отставало.
Все уже смотрели в сторону Северной Америки
- Четырехлетка перед Олимпиадой - не самое успешное время в истории сборной. Мы потерпели две неудачи на чемпионатах мира, в Кубке Канады и даже на Призе «Известий» сенсационно уступили канадцам. Сомнений в успехе на Играх в Калгари не возникало?
- Начиная с 1985 года в сборной шла смена поколений. Можно копнуть статистику и посмотреть, сколько игроков пришло, ушло… Нетронутой оставалась только первая пятерка. Естественно, вся подготовка целенаправленно подводилось к олимпийскому турниру. Поэтому и возникали такие шероховатости, новый состав, новая команда, пришла молодежь. Шла смена поколений.
- К Калгари ваше звено уже было известно во всем мире. А когда у Тихонова появилась мысль объединить вас с Быковым и Хомутовым?
- Где-то в декабре 1986 года перед Призом «Известий» в Москве. Раньше с Быковым и Хомутовым выходил Александр Герасимов, но он получил травму спины. И Виктор Васильевич принял решение объединить нас. Потом вместе провели «Рандеву-87», получалось у нас неплохо. Я очень благодарен ребятам, что они научили меня играть в тот хоккей - мирового уровня.
- Понятно, что Олимпиада - мечта любого спортсмена. Но правда ли, что Тихонов решил еще своеобразно замотивировать в Калгари первую пятерку, пообещав им в случае победы отпустить в НХЛ?
- Да, была такая договоренность. И он это озвучивал ребятам. Все тогда уже смотрели в сторону НХЛ. За нами следили, мы знали, кто и где стоит на драфте. И на всех наших турне по Северной Америке советских хоккеистам уделялось тогда особое внимание.
- Появилась ли обида у игроков, когда они узнали, что Тихонов их кинул, говоря простым языком?
- Естественно, обида была. Какие еще чувства могут у любого человека возникнуть, когда ему что-то обещают, но не выполняют. Вы же помните, что потом началось: кто-то жестко боролся за право уехать, кто-то - просто сбежал. Такое время настало…
Чтобы успеть на закрытие Игр, пришлось бежать
- А если бы Тихонов свои слова сдержал, может, история отечественного хоккея пошла бы по-другому? Мне просто кажется, что груз обиды у игроков держался еще достаточно долго - чуть ли не до Олимпиады в Нагано.
- Да, возможно, тогда бы не возникло конфликтов и сложностей. Но мы должны все-таки знать ситуацию изнутри. Не исключено, что дело не только в Тихонове. Да, он пообещал... Но тогда в стране шла перестройка. Возможно, какая-то политическая составляющая возникла. Тяжело так предполагать, не зная всех подробностей. А они, к сожалению, мне неизвестны.
- Раз все игроки сборной СССР находились под прицелом НХЛ, то наверняка в Калгари вас просто атаковали представители заокеанскпх клубов?
- Нет, у нас была договоренность, что в соревновательный промежуток никто ни с кем не общается. Нужно было выиграть Олимпиаду, а уж потом…Тем более что, как я уже сказал, существовала договоренность по поводу первой пятерки: мол, она может спокойно уехать. Атмосфера в команде сложилась чисто хоккейная.
- Получается, что игроки все свои договоренности выполнили, а Тихонов и руководство - нет?
- Да, произошло именно так.
- Насколько в Калгари царил ажиотаж вокруг звезд советской сборной? Могли ли вы, к примеру, спокойно прогуляться по городу?
- А мы жили в Олимпийской деревне, нельзя было ее покидать. Никуда не ходили - там и тренировались. Такие правила! Тем более что турнир заполнил всю программу Игр. Открытие Олимпиады мы пропустили, потому что в это время проводили первую встречу - с норвежцами. Ну а чтобы успеть на закрытие, нам пришлось буквально бежать - сразу после последнего матча с финнами. Ни одного соревнования не посетили - могли только по телевизору болеть за наших спортсменов.
- А после решающего матча сразу полетели в Москву?
- Да, день отдыха - и отправились в Москву всей делегацией.
После победы над шведами сильно выдохнули и не смогли на финнов собраться
- Сразу представляли, кто будет главным соперником в Калгари? Дэйв Кинг, к примеру, целенаправленно готовил сборную Канады к турниру.
- Да, канадцы в течение четырех лет целенаправленно готовились к Олимпиаде. Мы, кстати, много с ними проводили контрольных матчей, и они сильно добавляли, а после окончания Игр почти всем составом сразу перебрались в НХЛ. То же самое происходило у шведов, финнов и чехов. В составах европейцев собрались очень талантливые ребята, которые вскоре переехали за океан.
- Понятно, что канадцы дома ни о чем кроме золота не мечтали, но никакого сопротивления сборной СССР они оказать не смогли.
- С канадцами всегда особенные игры, битва характеров. Тем более когда 16-тысячный стадион заполнен под завязку и все против тебя болеют. Канадским фанатам, кстати, надо отдать должное. Они искренне поддерживают свою команду, но умеют по достоинству оценить и игру соперника. Разбираются в хоккее и ценят тяжелую работу игроков.
- С вашей точки зрения, какая игра была лучшей на этом турнире у нашей сборной?
- Когда мы шведов обыграли 7:1. Этот матч определил судьбу золотых медалей.
- На последнюю встречу с финнами уже не хватило эмоций?
- Не хватило донастроя - это точно.
- Переживали, что не удалось выбить десять из десяти, как в биатлоне?
- Конечно. Немножко настроение было испорчено. Мы старались, но не получилось. Наверное, после шведов выдохнули сильно и не смогли собраться на финнов, зная, что уже олимпийские чемпионы.
- Тихонов ведь такой максималист был. Устроил ли он разнос после поражения от команды Суоми?
- Да, безусловно. Ругал, но дело даже не в этом. Нам самим было стыдно: уступить в ранге олимпийских чемпионов финнам - это неприятно и тяжело!
- А мог ли Виктор Васильевич остаться довольным, если бы команда уступила, но играла хорошо?
- Нет. Для него самым важным была победа.
После прилета ждал правительственный прием и поездка в Сибирь
- На Олимпиаде в Калгари откровенно доминировала первая пятерка. Она провела лучший турнир в истории?
- Да, они, кажется, на любой матч выходили как на последний. И показывали то мастерство, которым весь мир восхищался и до сих пор не может понять, как они играли. Сейчас смотришь старые матчи и просто удивляешься: эти ребята могли с закрытыми глазами комбинации проводить, заставляя лучших хоккеистов НХЛ вынимать шайбу из своих ворот. Это хоккей будущего! Его надо изучать и изучать.
- То есть до сих пор никто не достиг их уровня?
- Такой пятерки не было и нет. Именно пятерки. Я не говорю про отдельных игроков.
- Впервые за 12 лет на Олимпийских играх сборная выступала без Третьяка. Возникали опасения, что Мыльников не станет надежной заменой?
- Сергей Мыльников был стабильным вратарем, хорошо выступал за челябинский «Трактор». Он не считался звездой, но действовал стабильно, вселяя в нас уверенность.
- В Калгари настал его звездный час?
- У нас тогда очень сильно выглядела вся команда: и динамовское звено Светлов - Семенов - Яшин, и молодая тройка с Могильным, и Кожевников. Такой коллектив сложился, что нас тогда, наверное, никто не смог бы обыграть.
- Насколько вас тепло встретили дома после олимпийского золота?
- Очень здорово! Домой всей делегацией летели в одном самолете. Сначала правительственный прием, потом встреча с народом, узнавали на улицах, везде - слава и почет! В то время олимпийцев ценили, а хоккеистов - особенно! Были и поездки по стране: в Сургут летали, по Сибири - выступали перед рабочими.
- Как-то достойно оплатили олимпийский успех?
- Для нас в то время главным было звание олимпийского чемпиона. Да и суммы, которыми премировали тогда, с нынешними не сравнить. Больше мы получали в клубе, во время различных турне.
- А чувствовали, что страна уже стоит на грани развала? И скоро хоккей, да и весь спорт никому не будут нужны?
- Мне кажется, что спорт тогда находился в самом расцвете, лучшие атлеты пользовались у народа огромной популярностью. Но политика в стране постепенно менялась. И вскоре последовал развал во всех сферах. В том числе и в спорте...
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.