Золотые награды за победу в командном турнире российским спортсменам до сих пор не вручены
Церемония награждения в Пекине проходит по апробированному на прошлых Олимпиадах сценарию. Сразу же после завершения соревнований победителям и призерам вручают цветы и мягкие игрушки, а заслуженные награды - чуть позже, на специальной Медальной площади, где горит олимпийский огонь. Первые награды у фигуристов получили победители соревнований мужчин: американец Натан Чен, поднявший планку рекордных достижений на космическую высоту, а также японцы Юма Кагияма и Сома Уно.
Российские фигуристы, выигравшие командный турнир, свои золотые медали не получили до сих пор, хотя церемония награждения была запланирована на вторник. Поначалу, когда было объявлено о ее переносе, ни у кого не возникло тревожных мыслей. Предположили, что все дело в положительном тесте на COVID-19 американца Винсента Чжоу, завоевавшего серебро в составе своей сборной. Как гром среди ясного неба прозвучала инсайдерская информация от одного из британских интернет-порталов.
Считать этот источник надежным, а уж тем более распространять обнародованную им информацию без дополнительной проверки, наверное, не стоило бы. В декабре 2017-го, когда на Исполкоме МОК решался вопрос о допуске российских олимпийцев в Пхенчхан, там поместили «достоверную информацию из надежных источников» об отстранении всей нашей команды с угрозой дисквалификации и на Токио. После того, как на Олимпиаду-2018 все же допустили «независимых атлетов из России», даже извиниться эти инсайдеры за свою «достоверную информацию» не соизволили.
Сейчас они объявили, что задержка церемонии награждения связана с допинг-пробой российского фигуриста, в которой нашли запрещенный препарат. «Сенсационную новость» тут же растиражировали во многих СМИ. Некоторые отечественные инсайдеры сообщили даже о наркотиках. Официальные лица Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР), Международного союза конькобежцев (ISU), ОКР и МОК хранили молчание. Британцы продолжали вбрасывать инсайды.
Испытание для юной чемпионки
На следующий день после появления первой информации о сомнительной допинг-пробе было названо имя спортсмена. Точнее, спортсменки. Ею оказалась 15-летняя Камила Валиева. После этого отечественные инсайдеры, порадовавшие версией о наркотиках, сразу же заявили, что были дезинформированы. Правда, извиняться не стали. Не в стиле это инсайдеров, для которых главное - упоминание их имен в средствах массовой информации.
Дальше - больше. Руководитель пресс-службы ФФККР Ольга Ермолина заявила, что никаких комментариев до появления официальной информации не будет. С аналогичным заявлением выступили ОКР, Минспорта РФ и даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Официальных заявлений ждали весь вчерашний день, и дождались. Хотя никакой ясности в скандальное дело эти заявления не внесли. Скорее наоборот.
«Международный союз конькобежцев не может раскрывать никакой информации о возможном нарушении антидопинговых правил после недавних сообщений СМИ по поводу командного турнира по фигурному катанию, - говорится в пресс-релизе ISU. - Это регламентировано антидопинговыми правилами ISU и МОК на Олимпиаде в Пекине». Вы что-то поняли из этого заявления?
Аккредитованные в Пекине журналисты, естественно, потребовали разъяснений у главы пресс-службы МОК Марка Адамса на традиционном ежедневном брифинге. «Я не буду комментировать слухи на эту тему, - заявил Адамс. - Возникли определенные юридические коллизии, но комментировать ситуацию неуместно. Потенциальный случай обнаружения допинга - это спекуляция». Не стал Адамс говорить и о том, как идет разбирательство дела.
Британские инсайдеры тем временем вбросили очередную порцию информации. Они сообщили, что вызвавшая подозрение допинг-проба была взята в декабре. В ней был обнаружен в микродозах, не дающих преимущества на спортивных соревнованиях, триметазидин. Это препарат для поддержки деятельности сердца, вызывающий огромное количество побочных эффектов. Даже за руль после его применения садиться не рекомендуется из-за опасности потери концентрации.
В Спортивном арбитражном суде (CAS), куда обратились за комментарием представители ТАСС, заявили, что делом Валиевой никто не занимается. Соответственно и комментариев дать не могут. Была немногословна и Этери Тутберидзе (на фото), тренер Валиевой: «Сплетни не комментирую». А ставшая олимпийской чемпионкой в команде Валиева продолжает тренироваться и готовиться к личным соревнованиям.
Так был ли допинг? Пока никаких официальных заявлений никто не сделал. Между тем 15-летней девчонке сейчас приходится выдерживать колоссальную психологическую нагрузку после всей шумихи в зарубежной прессе. Да и некоторые наши журналисты ради хайпа не щадят юную чемпионку.
Чен благодарит Арутюняна
Между тем соревнования фигуристов в Пекине продолжаются. Четыре года назад в Пхенчхане юный американец Натан Чен вопреки советам своего тренера Рафаэля Арутюняна решил рискнуть в короткой программе, заявив еще сырые к тому времени четверной флип и четверной лутц. В итоге сорвал все прыжки и остался без медали вообще, хотя и выиграл произвольную программу. За прошедший олимпийский цикл Натан стал и сильнее, и мудрее. Рисковать в короткой программе не стал, а в произвольной превзошел собственный мировой рекорд.
Рисковал в Пекине двукратный олимпийский чемпион Юзуру Ханью. После провала в короткой программе японец заявил в произвольной четверной аксель, но упал. И еще один прыжок сорвал. В результате остался без медали, проиграв не только Чену, но и двум своим соотечественникам, Юме Кагияме и Соме Уно. Комментаторы российского телевидения с подачи Татьяны Тарасовой ласково называют их «Малышатина-1» и «Малышатина-2».
Согласно официальным протоколам, рост Кагиямы 161 см, а Уно - 158, хотя визуально это вместе с коньками. Такое сложение дает японцам преимущество при исполнении сложнейших прыжков. В Пекине в произвольной программе Уно заявил пять четверных, а Кагияма - четыре. Только, как остроумно заметил олимпийский чемпион Алексей Ягудин в своем комментарии, японцы сейчас стремятся в космос, а Чен там уже летает.
Став олимпийским чемпионом, Натан прежде всего поблагодарил своего тренера, у которого занимается с десяти лет. «Наша семья была довольно бедной и не могла бы платить другим тренерам, - рассказал Чен. - Мама наскребала последние доллары, чтобы заплатить за уроки. Рафаэль, понимая нашу ситуацию, продолжал со мной заниматься и брал столько, сколько мы могли заплатить. В какой-то момент вообще согласился работать бесплатно, чтобы помочь мне достичь олимпийских вершин».
Сам Арутюнян рассказывал, что с десяти лет учил Натана не фигурному катанию, а умению тренироваться. Даже поступив в престижный Йельский университет на другом конце США, Чен продолжал тренироваться по видеосвязи у оставшегося в Калифорнии Арутюняна. Другого такого примера сотрудничества тренера и ученика привести невозможно.
Россияне - на вторых ролях
Объективно российские фигуристы в Пекине были не готовы к соперничеству за медали. За команду ОКР выступали три 18-летних парня, для которых этот сезон на взрослых международных соревнованиях либо первый, либо второй. В арсенале каждого по три четверных прыжка в произвольной программе, и в отличие не только от призеров, но и от того же итальянца Даниэля Грассля лутц, флип или ритбергер у них пока на этапе освоения.
Лучшим из наших был занявший итоговое 9-е место Евгений Семененко. В олимпийскую команду он попал в последний момент после положительного теста на коронавирус у Михаила Коляды. В произвольной программе ученику Алексея Мишина не удался один прыжковый элемент. Баллы за компоненты судьи, пожалуй, придержали. Должного авторитета у Евгения еще нет, а бороться за своего фигуриста, когда речь идет о местах в середине или конце первой десятки, ФФККР не будет. Как и любая другая федерация.
У Марка Кондратюка, безукоризненно откатавшего две программы в командном турнире, сил и эмоций на личные соревнования просто не осталось. Особенно когда заслуженные золотые медали не вручают. Да и вообще, за столь короткое время четырежды выходить на ответственный старт не стоит. Не случайно Арутюнян после триумфа Чена подчеркнул, что настаивал на том, чтобы Натан в «команднике» выступил только в короткой программе.
Не задался олимпийский турнир у Андрея Мозалева, который также попал в олимпийскую команду не сразу. Лишь после чемпионата Европы в Таллине руководство ФФККР отдало ему путевку, за которую он конкурировал с Семененко. Будем считать, что питерский фигурист, тренирующийся у Кирилла Давыденко, приобрел необходимый олимпийский опыт.
Светлана НАУМОВА.
Мужчины. 1. Натан Чен (США) - 332,60. 2. Юма Кагияма - 310,05. 3. Сома Уно (оба - Япония) - 293,00…8. Евгений СЕМЕНЕНКО - 274,13… 15. Марк КОНДРАТЮК - 248,82…19. Андрей МОЗАЛЕВ (все - Россия) - 233,33.