Хотя не случись провокация с Валиевой могло быть и лучше, но всё равно по вкладу в медальную копилку фигуристы уступили только блистательным лыжникам
На чемпионате мира в Стокгольме, состоявшемся весной прошлого года, наши фигуристы, выступавшие под флагом Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР), выиграли три из четырех разыгрываемых золотых медалей. После этого выиграли и командный чемпионат мира, проходивший в Японии по несколько иным правилам, чем олимпийский турнир. После таких впечатляющих достижений оптимисты предрекали, что и в Пекине нашим фигуристам, выступавшим теперь под флагом ОКР, удастся четырежды подняться на высшую ступеньку пьедестала почета. Многочисленные зарубежные блогеры злобно утверждали: «И одной золотой медали российским фигуристам хватит».
Выполнить план-максимум не удалось. После ожидаемого успеха в командном турнире, где российские фигуристы обеспечили победный отрыв от сборной США еще до выхода на лед в произвольной программе Камилы Валиевой, грянул грандиозный скандал. Право Камилы выступить в индивидуальных соревнованиях отстояли на выездной панели Спортивного арбитражного суда (CAS) юристы. Только олимпийское «золото» за победу в командном турнире российские фигуристы в Пекине пока так и не получили. Отстаивать его на многочисленных слушаниях в CAS предстоит юристам.
«Серебро» российских дуэтов с золотым отливом
Можно ли говорить о том, что упустили «золото» наш танцевальный дуэт и спортивные пары? В прошлом году в Стокгольме, как и на ЧЕ-2022 в Таллине, не выступали законодатели мод в танцах на льду Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. В условиях пандемии они целенаправленно готовились к Олимпиаде. Поставили два танца, которые должны были стать победными - и стали ими. Особенно хорош был ритмический.
Чемпионы мира и Европы Виктория Синицина и Никита Кацалапов не отступили от своего стиля. Они приехали на Олимпиаду с танцами, которые должны были стать победными. В командном турнире ученики Александра Жулина дали повод для волнения болельщикам, проиграв самую малость и в ритмическом, и в произвольном танцах двум разным американским дуэтам. В личном турнире они выступили безошибочно, но судьи предпочли законодателей мод. «Серебро» российского дуэта по-настоящему с золотым отливом.
Это же можно сказать и о серебряной медали Евгении Тарасовой и Владимира Морозова, которые уступили 0,63 балла китайской паре Суй Вэнцзинь/Цун Хань. Сложно даже сказать, что означает эта разница. Точно - не цену элемента и даже не впечатление от костюмов. Пожалуй, стоит обратить внимание на то, что российской паре не повезло с жеребьевкой судей. Кроме того, китайский арбитр в бригаде был, а российского не было.
Впрочем, искавшие себя все четыре года, что прошли после Олимпиады в Пхенчхане опытные Тарасова и Морозов продемонстрировали в Пекине «прокат жизни», который не оставил равнодушным никого из поклонников фигурного катания.
Главное, Кондратюк не подвел команду
На медали в соревнованиях мужчин надежд не было. Азиаты разных народов, в том числе, олимпийский чемпион Натан Чен из США и завоевавшие соответственно «серебро» и «бронзу» японцы Юма Кагияма и Сома Уно в короткой программе исполняют по два четверных, а в произвольной - по пять. Наши парни пока догоняют. Хотя в короткой уже прыгают два четверных, но тулуп и сальхов, а в арсенале олимпийских призеров куда более сложные и «дорогие» лутц и флип. Главное, что Марк Кондратюк не подвел команду. Все силы и эмоции он отдал именно в командном турнире.
Две пишем - три в уме
Вместо трех медалей, которые должны были завоевать российские фигуристки, они довольствовались двумя. Украшением турнира стала дуэль Анны Щербаковой и Александры Трусовой, которые олицетворяют два стиля. В Пекине Русская Ракета, как называют Трусову, приземлила пять четверных прыжков, бросив перчатку Чену. И осталась второй. Сколько бы ни обвиняла в этом Русская Ракета своего тренера Этери Тутберидзе, все абсолютно по делу. Ведь фигурное катание - это не фигурное прыгание, а в компонентах Щербакова превзошла конкурентку.
Конечно, в своей боевой форме побеждать в Пекине должна была Камила Валиева, которая сочетает в своем катании и сложность, и артистизм. Увы, она осталась вообще за чертой призеров. Только это уже совсем другая история, которая еще будет продолжаться.
Комментарий специалиста
Александр ЭНБЕРТ: Прелесть фигурного катания заключается в его разносторонности
Итоги олимпийского турнира прокомментировал серебряный призер ОИ-2018 в команде, обладатель медалей чемпионатов мира и Европы.
- Как изменилось фигурное катание за те четыре года, что прошли с момента вашего олимпийского дебюта?
- Фигурное катание - это живой организм. В нем появляются новые тренды и новые звезды. Меняются даже болельщицкие пристрастия. Кому-то нравится сложность, кому-то - интересные программы с глубокими образами, но без элементов ультра-си. Перед Олимпиадой в Пхенчхане мы вместе с Натальей Забияко пытались освоить четверной выброс. Это сложный и рискованный элемент, и к Пекину его уже никто не готовил. Зато ставшие олимпийскими чемпионами Суй Вэнцзинь и Цун Хань сделали четверную подкрутку и совершенно изумительный тодес.
- В одиночном катании наблюдаются такие же тенденции?
- Приземлившая в произвольной программе пять четверных прыжков Александра Трусова довольствовалась «серебром», а чемпионкой стала Анна Щербакова. В ее арсенале тоже есть четверной прыжок, но всем она запомнилась кристальным скольжением и чистым прокатом двух программ. Прелесть фигурного катания как раз и заключается в его разносторонности.
- В произвольной программе в соревнованиях спортивных пар три арбитра поставили на первое место китайцев, три - Евгению Тарасову и Владимира Морозова, а три - Анастасию Мишину и Александра Галлямова…
- Это доказывает, что даже при новой системе судейства субъективизм в оценках арбитров присутствует. Особенно в оценках за компоненты. У топовых пар она колеблется от 9,0 до 9,75 за каждый из пяти. «Десятку» ставят при фантастическом прокате. И каждый судья где-то на глазок накидывает или, наоборот, сбрасывает четверть балла в зависимости от того, как он воспринимает фигурное катание. Пройдя горнила крупнейших соревнований, не воспринимаю это как нечто сверхординарное. Тем более в ситуации, когда три пары выступили великолепно, одна другой лучше.
- Кто вам понравился больше?
- Мне трудно быть объективным, ведь долгое время тренировался на одном льду с Женей и Володей. Они мои друзья, и переживал за них. В Пекине они выдали «прокат жизни», лучший за последние четыре года - совершенно точно. Это и отличает чемпионов - умение показать свой уровень в нужное время в нужном месте. Они катались вдохновенно и собранно. Очень редко встречается такое сочетание.
- Почему же все-таки Тарасова и Морозов стали только серебряными призерами?
- Многие ждали победы от действующих чемпионов мира, Европы и России - Анастасии Мишиной и Александра Галлямова. У них самый сложный контент среди всех пар. Ученики Тамары Москвиной прекрасно выступили, но им, пожалуй, не хватило олимпийского опыта, который был у чемпионов и серебряных призеров. Они катались свободнее и более расковано, демонстрируя чемпионский лоск. Не стал бы говорить, что за китайцев сыграл фактор «своего льда». Партнерша допустила ошибку при исполнении прыжка в произвольной программе. Именно эта очевидная помарка и заставила говорить поклонников российских пар о несправедливости. Только Суй Вэнцзинь и Цун Хань потери на прыжке компенсировали максимальными надбавками при исполнении других элементов. Прежде всего, четверной подкрутки и тодеса. Хотя, конечно, и звание двукратных чемпионов мира помогло китайцам стать олимпийскими чемпионами, и то, что они «долгожители» в нашем виде программы.
- У вас есть версия, объясняющая отсутствие ротации в составе в командном турнире?
- Четыре года назад мы с Наташей выступали в нем вместе с Тарасовой и Морозовым. Чтобы понимать логику решений руководителей ФФККР, нужно было быть внутри команды или рядом с ней. Не сомневаюсь, что тренеры сборной совещались и рассматривали различные варианты. Нужно было учитывать множество нюансов, включая последующее выступление в личном турнире. На командный делалась большая ставка, и предположу, что именно по этой причине выступить в Пекине и в короткой, и в произвольной программах доверили первым номерам сборной. Самым надежным бойцам.
- Кто в Пекине стал для вас открытием Олимпиады?
- Победили фавориты. Ведь Натан Чен и Анна Щербакова - действующие чемпионы мира, а китайская спортивная пара и французский танцевальных дуэт Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон несколько раз завоевывали этот титул. Да и среди призеров нет случайных людей. Хотя на Олимпиадах сенсации случались чаще, чем на других крупных соревнованиях. Для меня открытием стала японская спортивная пара Рику Миура/Рюити Кихара, которая в произвольной программе самую малость уступила Александре Бойковой и Дмитрию Козловскому. Десять лет назад на чемпионате мира в Ницце «бронзу» завоевывала японская пара Наруми Такахаси/Марвин Тран, но в ней партнер был из Канады. Участники Олимпиады-2022 из Страны восходящего солнца тоже тренируются в Канаде, но по стилю похожи на ставших олимпийскими чемпионами китайцев. Большой разницы в росте между партнерами нет, но при этом они и сложнейшие элементы, требующие от мужчины хорошей физической подготовки, исполняют, и запоминающиеся образы создают.
- После того, что случилось на Олимпиаде, не потеряем ли мы 15-летнюю Камилу Валиеву?
- Такого скандала, связанного с допингом, в фигурном катании никогда не было. Соответственно, никто не знает, как это отразится на фигуристке. Валиева в Пекине выдерживала колоссальное давление, и неудивительно, что в произвольной программе не справилась с прокатом. Будем надеяться, что справится в дальнейшем. На протяжении всей карьеры Камила демонстрировала стрессоустойчивость. Ее ничто не могло выбить из колеи, но… Уверен, что тренерский штаб Этери Тутберидзе и руководство ФФККР сделают все возможное, чтобы сохранить эту уникальную спортсменку. Будем надеяться, что те испытания, которые выпали на ее долю, лишь закалят нашу юную олимпийскую чемпионку.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.