Капитан сборной Венгрии - о потенциале своей команды на чемпионате мира-1954
ЧМ-1954. Комментарий участника
В 1993 году корреспонденту «Спорт уик-энда» довелось побеседовать с Ференцем Пушкашем во время его визита в Москву. Он привез в столицу России на отборочный матч ЧМ-1994 сборную Венгрии. Погрузневший Пушкаш не только не напоминал игрока, перед которым в середине прошлого века трепетали все футбольные вратари, но и не соответствовал сложившемуся в сознании болельщиков и журналистов образу тренера.
Его команда в том отборочном цикле выступала крайне неудачно, и ни у кого из московских журналистов визит легенды мирового футбола интереса не вызвал. В затерявшуюся в глубине арбатских переулков гостиницу, где остановилась венгерская делегация, мы приехали вдвоем с переводчиком. Пушкаш долго удивлялся, что в России нашлись желающие пообщаться с ним.
- Признайтесь честно, серебро чемпионата мира 1954 года стало для вас трагедией?
- Каждой команде отпущена своя доля удачи. В финале, сыгранном в Берне, немцы получили ее сполна. Мне доводилось читать, что наша сборная недооценила соперника. Ничего подобного! Мы настраивались на игру, но просто по ее ходу совершили больше ошибок.
- К восьмой минуте ваша команда вела - 2:0, и в современном футболе трудно представить, чтобы такое преимущество в финале было упущено…
- Мы действительно забили два гола в течение двух минут. Только в 50-е годы футбол был совсем другим. Очень часто забивали по 5-6 голов за игру, и преимущество в два мяча ничего и никому не гарантировало.
- Правда ли, что немцы умышленно нанесли вам травму в матче группового турнира, и в финале вы не могли действовать в полную силу?
- Из-за травмы мне пришлось пропустить четвертьфинал и полуфинал, в которых мои товарищи сумели одолеть сильные южноамериканские сборные. Во время финального матча боль в ноге давала о себе знать, но это не сыграло решающей роли. Как уже говорил, Фортуна отвернулась от нас. Что же касается разговоров о том, что немцы в первой игре маскировали свою истинную силу, как и о том, что нас «рубили» умышленно, то все вопросы нужно адресовать главному тренеру сборной ФРГ Гербергеру. Только стоит ли ворошить дела минувших дней? Историю не перепишешь. Мы проиграли в финале команде, которая больше была достойна победы.
- При счете 2:3 арбитр не засчитал забитый при вашем непосредственном участии гол…
- Арбитр-то его засчитал, но последовала отмашка лайнсмена, и решение о взятии ворот было отменено. От комментариев воздержусь. Во-первых, никогда не обсуждал судейские решения, во-вторых, спустя десятилетия его все равно не отменишь.
- Чем вы объясняете, что в начале 50-х сборная Венгрии представляла собой такую грозную силу?
- У нас был очень хороший тренер, Густав Шебеш. Под его руководством наша сборная выиграла Олимпиаду-52. Тогда мы считались любителями в отличие от профессионалов из капиталистических стран. Затем в 1953-м дважды победили англичан, причем победа на «Уэмбли» имела очень широкий резонанс. До встречи с нами родоначальники футбола на своем поле вообще никому не проигрывали, а тут мы их обыграли с разницей в три мяча. Англичане рассчитывали взять реванш в Будапеште, но были биты с еще более крупным счетом - 7:1. Состав тогдашней венгерской сборной был очень силен. Великолепный вратарь Дьюла Грошич, впереди вместе со мной играли Шандор Хидегкути и Золтан Цибор. В середине поля выделялся Шандор Кочиш, который намного опередил свое время. Он бы и сейчас справился с ролью плеймейкера. С Кочишем взаимодействовал охотнее всего. Сравнить с ним могу только партнеров по мадридскому «Реалу» Хенто и ди Стефано.
- В «Реал» вы попали после известных событий 1956 года, когда знаменитая венгерская сборная фактически перестала существовать. Кто-то остался на социалистической родине, кто-то перебрался на Запад. На ваше решение эмигрировать оказали влияние политические взгляды?
- Старался никогда не вмешиваться в политику. Решение остаться в Мадриде после турне «Гонведа» по Европе принял самостоятельно. Была возможность вернуться в Будапешт и «искупить вину» двухгодичной дисквалификацией. Перспектива играть за мадридский «Реал», в ту пору сильнейший клуб Старого Света, привлекала как-то больше. Мне даже удалось перевезти в Мадрид из Будапешта свою семью.
- В бытность футболистом вы считались «одноногим», но про знаменитую левую Пушкаша ходили легенды…
- Действительно, всегда бил по воротам только левой ногой. Зато резко, неожиданно и точно. Кроме того, никогда не тянул одеяло на себя и охотно пасовал партнерам, находившимся в лучшей позиции. Конечно, в чем-то уступал Цибору, который хорошо действовал как левой, так и правой, и Кочишу, который блестяще играл на «втором этаже». В сборной Венгрии в 50-е годы подобралась команда, где недостатки одних компенсировались достоинствами других.
- Неужели действительно никогда не жалели о поражении в Берне?
- Да полноте! Не только не жалел, но и не вспоминал тот матч. Это позволяло сохранять бодрость духа и интерес к жизни.
Легендарный форвард Пушкаш умер в 2006 году. Его именем назван специальный приз, который ежегодно вручается автору самого красивого гола в мировом футболе.
ЧМ-1954. Берн, Базель, Женева, Лозанна, Лугано, Цюрих. 16 июня - 4 июля 1954 года
ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЫ. Австрия - Швейцария - 7:5. Уругвай - Англия - 4:2. Венгрия - Бразилия - 4:2. ФРГ - Югославия - 2:0.
ПОЛУФИНАЛЫ. Венгрия - Уругвай - 4:2 (д.в.). ФРГ - Австрия - 6:1.
Матч за 3-е место. Австрия - Уругвай - 3:1.
ФИНАЛ
ФРГ - Венгрия - 3:2 (2:2)
ФРГ: Турек; Кольмайер, Эккель, Позипаль, Май, Либрих, Ран, Морлок, О.Вальтер, Ф.Вальтер, Шефер.
Венгрия: Грошич; Бузански, Лорант, Лантош, Божик, Закариаш, Кочиш, Хидегкути, Пушкаш, Цибор, Тот.
Голы: Пушкаш, 6 (0:1); Цибор, 8 (0:2), Морлок, 10 (1:2); Ран, 18 (2:2), 84 (3:2).
Судья: Линг (Англия).
Берн. Стадион «Ванкдорф». 62 500 зр.