ЧМ-1970. Комментарий участника
Сегодняшние болельщики знают экс-главного тренера «Зенита» и сборной России, те, кто постарше, помнят главного тренера олимпийской сборной СССР, завоевавшей золотые медали в 1988 году в Сеуле. И лишь болельщики с очень большим стажем могут рассказать, какие голы-красавцы забивал форвард киевского «Динамо» и сборной СССР Анатолий Бышовец. На ЧМ-1970 он стал лучшим бомбардиром нашей сборной, отметившись дублями в ворота команд Бельгии и Сальвадора.
- С какими задачами ехала на чемпионат мира сборная СССР?
- С одной стороны, в конце 60-х нашу команду считали одной из сильнейших в Европе. Авторитетный французский футбольный журнал перед ЧМ-1970 вообще поставил сборную СССР на первое место в своем рейтинге фаворитов. Правда, за четыре года, прошедших с чемпионата мира в Англии, произошла смена поколений. Завершили выступления за национальную команду такие выдающиеся футболисты как Валерий Воронин, Игорь Численко, Эдуард Стрельцов. Сменился и главный тренер. В сборную вернулся Гавриил Качалин. Мне его методика очень импонировала, да и доверие со стороны наставника команды чувствовал.
- В матче открытия сборная СССР встретилась с хозяевами турнира. Чувствовалось психологическое давление перед этой игрой?
- В Мексике играть вообще сложно: высокогорье, жара, влажность. Естественно, дополнительную сложность создавал матч с хозяевами. Хотя мексиканцы чувствовали психологическое давление, наверное, сильнее, чем мы. Им ни в коем случае нельзя было проигрывать перед своей публикой.
- Нашими главными соперниками в групповом этапе считались хозяева или бельгийцы?
- Несмотря на крупный счет, с которым мы обыграли бельгийцев, у них была очень приличная команда. Просто в тот день у нас получалось практически все. В самом начале игры после паса Виталия Хмельницкого я точным ударом забил метров с тридцати. Мой второй гол многие журналисты и специалисты назвали одним из самых красивых на ЧМ-1970. Принял мяч спиной к воротам, развернулся и ударил в ближний угол. Вратарь бельгийцев Кристиан Пио даже не шелохнулся.
- В игре с сальвадорцами вы снова отметились дублем, но его не хватило сборной СССР, чтобы занять первое место в группе, и пришлось бросать жребий…
- Зимой в ходе турне по Латинской Америке мы встречались с сальвадорцами и знали, чего ждать от этой команды. Два первых матча они проиграли с крупным счетом и очень не хотели разгрома в третьем. Все силы бросили на оборону. Мне удалось дважды забить с великолепных передач Владимира Мунтяна. Он искусно, а главное - неожиданно для соперников оставлял меня прямо перед воротами. Больше забить, увы, не удалось, но мы были уверены в Валерии Поркуяне. Свою фартовую репутацию на жеребьевке он подтвердил.
- Неужели действительно так боялись итальянцев?
- В групповом турнире они экономили силы, но было понятно: потенциал у «Скуадры Адзурры» высочайший. Они это и доказали, дойдя до финала. Пройти Уругвай казалось гораздо проще.
- Почему же не удалось?
- Мне кажется, что ключевым моментом стал не гол уругвайцев в конце дополнительного времени, а не засчитанный голландским арбитром мой мяч. Это был чистый гол, в чем уверен до сих пор. Нужно признать, что и тактику выбрали не самую удачную. В матче группового этапа креативной связке центральных полузащитников Владимир Мунтян - Кахи Асатиани активно помогал Муртаз Хурцилава. Против уругвайцев Качалин решил задействовать его в качестве пятого защитника. Играли осторожно, считая, что главное - не пропустить.
- В Мексике впервые на чемпионатах мира были разрешены две замены и применялись желтые карточки. Одну из них получили вы после пропущенного от уругвайцев гола…
- Сложно было сдержать эмоции. Вот и высказал арбитру все, что считал нужным. Даже уже не вспомню, на каком языке. Он все понял и наградил меня «горчичником».
- Как оценило руководство выход команды в восьмерку сильнейших?
- В целом результат признали удовлетворительным, но покидали мы Мексику в расстроенных чувствах. Руководитель делегации Андрей Петрович Старостин даже в самолете продолжал возмущаться решением не в нашу пользу в матче с Уругваем. Нам, футболистам, было очень обидно, что не удалось посмотреть решающие матчи чемпионата. Это ведь была футбольная феерия! А мы уже летели на родину.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.