ЧМ-1990. Комментарий участника
Дебют голкипера московского «Динамо» на чемпионате мира напоминал форс-мажор. Основным голкипером сборной СССР был Ринат Дасаев, вторым номером - киевлянин Виктор Чанов. Тем не менее в Неаполе в поединке с аргентинцами пост номер один Валерий Лобановский доверил Уварову, который до этого защищал ворота сборной СССР только один раз, в товарищеском матче против команды Ирландии. В давнем интервью корреспонденту «Спорт уик-энда» Уваров поделился подробностями итальянских баталий.
- Думали, что дебют на чемпионате мира будет таким?
- Дасаев неудачно провел матч с румынами, и мы с Чановым предполагали, что против аргентинцев Рината не поставят. Только я думал, что сыграет Виктор, а он - что я. В день игры Лобановский вызвал в свой номер и поинтересовался, готов ли я сыграть с аргентинцами. Ведь Неаполь - город Марадоны, и 80 тысяч болельщиков будут за него.
- И что же вы ответили?
- Сказал, что в моем возрасте нечего бояться. Даже Марадоны. В 30 лет нужно использовать свой шанс. Правда, сомнения в том, что сыграю, были до последнего. Стартовый состав объявили только на стадионе.
- Аргентинцы забили в первом тайме после удара Трольо. Какой была реакция на скамейке сборной СССР?
- Лобановский во время перерыва спросил: «Ты почему не двигался?» Только двигайся - не двигайся, а мяч попал точно в «девятку». Взять было невозможно. Дасаев подошел в том же перерыве, сказал, чтобы не переживал. За второй гол, который Бурручага забил после выхода один на один, вообще не ругали. На следующий день Юрий Морозов, ассистировавший Лобановскому, сказал, что претензий ко мне у тренерского штаба нет. И на матч с Камеруном поставили.
- Верили, что аргентинцы и румыны не распишут ничейку и нашей команде удастся прорваться в плей-офф?
- Нет, конечно. Прекрасно понимали, что в такой ситуации любая команда предпочтет синицу в руках.
- Во многих газетах сразу после ЧМ-1990 писали, что в сборной думали не об игре, а о том, как поделить деньги…
- Об этом во время чемпионата разговоров не было. Это уже после того, как мы вылетели, выяснилось, что руководство федерации пытается зажать деньги, выплаченные титульным спонсором. Вопрос подняли киевляне Анатолий Демьяненко и Владимир Бессонов. После этого нам по тысяче долларов заплатили.
- После итальянского чемпионата многие футболисты сборной СССР подписали контракты с клубами из топ-чемпионатов, а вы отправились в Израиль. Не было более привлекательных вариантов?
- В начале 90-х «Маккаби» из Тель-Авива был очень привлекательным вариантом. У меня первая зарплата была пять тысяч долларов в месяц! За эти деньги квартиру в Москве купить было можно. Следующий контракт был на 125 тысяч в год. Очень многие советские футболисты отправились в Израиль. Из тех, кто попал в заявку на ЧМ-1990, - Виктор Чанов и Иван Яремчук, Олег Кузнецов и Валерий Брошин, а еще Андрей Баль, с которым мы крепко подружились. В те годы в Израиле русский язык был едва ли не популярнее иврита. Меня пригласили в жюри КВН, который тоже был там очень популярен, и одна из команд пошутила: «Вчера состоялся очередной матч чемпионата Израиля по футболу между «Маккаби» из Хайфы и Тель-Авива. Отлично сыграли …» - и далее пошло перечисление фамилий футболистов, еще недавно игравших в чемпионате СССР.
***
В Израиле Уваров задержался. Он отыграл девять сезонов за «Маккаби», а потом стал тренером вратарей этого клуба. За футбольные достижения получил израильское гражданство. Долгое время был по совместительству тренером вратарей национальной сборной этой страны. И до сих пор работает в «Маккаби». За сборную СССР Уваров сыграл еще в восьми матчах, а в российскую его уже не приглашали.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.