Накануне матча за Суперкубок России состоялась «репетиция» - на «Петровском» сыграли ветераны «Зенита» и «Спартака». Хозяева победили с явным преимуществом, но у «красно-белых» приз лучшего игрока получил вратарь Александр Филимонов. Шестикратный чемпион России и в свои 48 в прекрасной форме, а его игровая карьера - история для энциклопедии. Первый матч в профессиональном футболе Филимонов сыграл еще во второй лиге чемпионата СССР, во второй лиге (тогда ПФЛ) он в 45 лет карьеру и закончил.
Футбольный Петербург ему знаком хорошо - здесь Александр сыграл на нескольких стадионах, а «Петровский» для него счастливый - там впервые он стал чемпионом России, там же с тремя разными командами одержал много побед в драматичных матчах.

«Петровский» становится лучше

- Какие матчи на «Петровском» для вас особенные?
-Конечно, запомнилось чемпионство, которое мы выиграли в «золотом» матче у «Алании» в 1996-м году. Тот «золотой» матч остался для меня единственным в карьере. Победа особенно запомнилась и потому, что на «Петровском» мы выиграли два матча подряд - шансы на первое место нам оставляла только победа над «Зенитом» в последнем туре чемпионата. Эти два матча стали венцом того сезона.
- Кого из партнеров по матчу ветеранов не видели больше всего?
- Хороший вопрос. Надо подумать. Наверное, Бушманова. Еще Бузникина давно не видел - с моего прощального матча в Долгопрудном в 2018-м году.
- Во второй половине 90-х матчи в Петербурге для «Спартака» часто становились трудными?
- Мне это как-то не запомнилось. У меня стадион «Петровский» ассоциируется в первую очередь с успехами. Выигрывал у «Зенита» не только со «Спартаком», но и с «Москвой». А еще мы выиграли на «Петровском» с «Арсеналом»! Матч был на Кубок России. Тоже запоминающаяся победа (смеется)! Мы проигрывали 0:2, но сравняли счет - и забили победный мяч - 3:2.
- В 90-е и «нулевые» атмосферу «Петровского» называли самой футбольной в России.
- Я этого не прочувствовал. Какой-то специфической атмосферой мне «Петровский» не запомнился. Приезжал и играл здесь, как и на многих других стадионах.
- С 2014-года, когда вы играли за «Арсенал», стадион изменился?
- Конечно. Раздевалки, например. Они стали новее, удобнее. Если туда зайдешь, не зная, какой это за стадион, то не подумаешь, что ему скоро сто лет исполнится.

Лобановский разговаривал в киевском «Динамо» только на русском

- Ваше знакомство с футбольным Петербургом состоялось еще в начале 90-х.
- Да, я тогда за воронежский «Факел» выступал - с «Зенитом» встречались на стадионе имени Кирова. В 1992-м году мы выступали в Высшей лиге, вылетели вместе с «Зенитом». В следующем сезоне нашим соперником по зоне в первой лиге была питерская «Смена-Сатурн». Играли с ней на стадионе, где сейчас Академия «Зенита».
- До этого вы еще и в чемпионате СССР успели сыграть. Как оказались в «Дружбе» из Йошкар-Олы?
- Я там родился. А в 1974-м году отца пригласили в кишиневский «Нистру» - мы все туда уехали. В Кишиневе прошло все детство и юность. Уехали оттуда в 1990-м году.
- Это было связано с футбольными перспективами?
- Нет. Причина политическая. Советский Союз уже разваливался - и во многих республиках возрастали националистические настроения. Тоже самое началось в Молдавии. Права русских и русскоязычных людей ограничивались, вводили обучение на молдавском. Стало некомфортно, поэтому мы всей семьей решили, что нам с сестрой надо поступать в ВУЗ в Йошкар-Оле. Нынешние события - подтверждение, что история развивается по спирали. Происходящее сейчас на территории Украины возникло не просто так, это все появилось еще тогда.
- С кем-то из бывших партнеров по киевскому «Динамо» сейчас общаетесь?
- Нет. Контактов с тех пор ни с кем не сохранилось.
- А из бывших спартаковцев с Украины?
- Общались только с Калиниченко. Последний раз с ним в январе разговаривали.
- Он живет в Москве?
- Раньше - да. Потом куда-то уехал.
- Общение случайно прервалось или по конкретной причине?
- По конкретной причине.
- Мы ведь не настолько разные с украинцами, как нам сейчас пытаются доказать?
- Нет, конечно. Эти противопоставления надуманны. В киевском «Динамо» никаких отличий между собой и местными ребятами не замечал. Все разговаривали на русском, как и Лобановский тоже всегда со всеми. Не знаю владел он украинским или нет, но я никогда не слышал. Противоречия между россиянами и украинцами искусственно политизированы.
- Эта тема нынче становится причиной серьезных конфликтов между людьми, вплоть до прекращения отношений. В футбольной среде такое бывает?
- Когда разговор заходит, я стремлюсь к диалогу, а не к ругани. А подробно это иногда с дочками обсуждаем. Можем и подискутировать, и поспорить. Но вдрызг не ругаемся (смеется). Наверное, многие люди, особенно молодые, не знают, что нынешние националистические настроения появились давно. А многие этого не помнят. В 1990-м году мы с сестрой закончили школу и поступать в институт поехали уже в Йошкар-Олу. В 1991-й году я попал в местную «Дружбу» - играл за нее в последнем в истории чемпионате СССР.

По молодому Добровольскому было сразу видно, что cтанет большим игроком

-Вначале 1990-х тренеры вратарей были?
- Время другое. С вратарями занимался кто-то из помощников главного тренера. Так было и в «Дружбе», и в «Факеле», Там работал мой отец - он со мной занимался. В «Текстильщике» тоже с вратарями занимался бывший полевой игрок. Впервые тренер вратарей у нас появился на второй сезон в «Спартаке», когда Юрий Дарвин стал с нами заниматься.
- В Кишиневе вы застали игру будущего олимпийского чемпиона Игоря Добровольского?
- Да. Когда стал заниматься футболом, получал вместе с командой абонементы на домашние матчи «Нистру». Добровольский уже играл в основном составе и выглядел очень ярко! Что запомнилось? Тогда глубокого анализа быть не могло - воспринимал детскими эмоциями. Но впечатляла совокупность футбольных качеств Добровольского - техника, движения, принятие решений. Впечатляли и разговоры взрослых - они отзывались восторженно. Было понятно, что у этого игрока большое будущее, и уже вскоре он уехал в московское «Динамо».
- Кого сейчас из нашего футбола можно сравнить с Добровольским?
- Никого. Среди российских футболистов сейчас таких мастеров нет. Причина - в детском футболе, где давно готовят игроков по единому шаблону. И гонятся за результатом в турнирах. Это мешает развиваться индивидуальным качествам. А тогда было наоборот - проявление индивидуальности поощрялось, этому большое внимание уделяли. Сейчас же у нас большинство футболистов - одинаковые. Убедился в этом, когда помогал Александру Кержакову в юношеской сборной. И предпосылок для быстрого исправления ситуации пока не вижу.

Для вратаря Кержаков опасней Аршавина

- Кстати, кто из ветеранов «Зенита» по игровой форме ближе всех находится к кондициям действующего футболиста?
- Аршавин, Кержаков и Тимощук. Эти трое заметно выделяются.
- Для вас как вратаря кто был опасней - Аршавин или Кержаков?
- Лично для меня - Кержаков. Он чаще бил по воротам (улыбается). Андрей больше играл с мячом индивидуально, чаще шел в дриблинг, поэтому с ним, наверное, защитникам было сложнее.
- У вас есть ответ, какие качества позволили Кержакову переписать большинство голеадорских рекордов?
- Он был всегда нацелен на ворота. Без ударов не будет голов. Лет семь назад я пришел к выводу, что амплуа вратаря и нападающего объединяет и количество (три-четыре игрока), и необходимость индивидуальной работы. Но если вратари давно занимаются со своими тренерами, то у нападающих этого нет. Обычно они тренируются вместе со всеми.
- Почему?
- Нет ответа. Когда я играл в «Долгопрудном», главным тренером был в прошлом очень хороший по меркам второй лиги нападающий. Я не понимал, почему он индивидуально с нападающими «Долгопрудного» не работает. Возможно, времени не хватало. А игра нападающего - это действие в эпизоде. Открывания, удары, замыкания - все это требует постоянной индивидуальной работы. Как было раньше.
- Как?
- Я читал книгу великого советского тренера Бориса Аркадьева. Он рассказывает, как тренировались Федотов, Бобров, Симонян, Сальников, другие большие бомбардиры той эпохи. Удары отрабатывали тщательно и регулярно - cотнями! Слышал, что у нас только в Академии «Краснодара» уделяется этому внимание - для отработки ударов установлены нормы в количестве повторений

«Зенит» может проиграть лишь сам себе. У нас конкуренция была сильнее

- Пару лет назад вы говорили, что собираетесь расширять свою вратарскую академию. Продвинулись с тех пор?
- Нет. Пока это просто желание. Я и так участвую во многих проектах - езжу играть на матчи с ветеранами, иногда играю в КФК и ЛФК. Для увеличения количества филиалов вратарской Академии нужна и своя команда - владеющие знаниями тренеры, которые смогут тренировать по моей методике. Их надо или где-то найти, или обучить. Поэтому пока тренирую в прежнем формате - только в Москве, и самостоятельно.
- Насколько главные тренеры далеки от понимания вратарской специфики?
- Очень далеки. Если главный - в прошлом полевой игрок, он вратаря никогда не поймет, не знает, что это за амплуа и почему иногда допускаются ошибки, которые со стороны выглядят простыми даже для ребенка.
- Давайте о реалиях нашего футбола. Зенитовская гегемония похожа на ту, что в 1990-х была у «Спартака»?
- Сходство, конечно, есть. Но отличий больше. «Зенит» сейчас безоговорочный фаворит - и если проигрывает, то сам себе. «Спартак» в то время сам себе почти не проигрывал - все соперники стремились нас обыграть. Для многих команд матч с чемпионом был событием всего сезона. Перед игрой ветеранов мы выступали на «Радио «Зенит» с Игониным - он рассказывал, что за победу над «Спартаком» тогда платили двойные премиальные. Кому-то - и тройные!
- А в «Спартаке»?
- Даже двойные никогда не полагались. Но премиальные в то время мощный стимул. Зарплату небольшую платили во многих клубах. За один матч можно было заработать сумму размером с месячный окладу. Кое-кто настраивал игроков словами, мол, «премиальные закопаны в штрафной соперника, пойдите туда - и заберите деньги».
- Так что все-таки с «Зенитом» - неужели сейчас за победу над ним больших премиальных никому не платят? Не надоела эта гегемония уже, наверное, многим командам?
- Дело не в том, что кому-то постоянные победы «Зенита» надоели. Наш футбол сейчас устроен по-другому. С таким настроем, как раньше на «Спартак», сейчас на чемпиона не выходят. Думаю, и по причине отсутствия серьезной финансовой мотивации. Сейчас заработки у футболистов гарантированные - любые премиальные на фоне месячной зарплаты выглядят скромно. Поэтому задействовать дополнительную мотивацию у футболистов труднее.

Спартаковская натура отрицает тезис: игра забывается - результат остается

- Сейчас для вас, как спартаковца, кто самый принципиальный соперник?
- Мне хочется увидеть знаменитую спартаковскую игру. Комбинационную, умную, рациональную, зрелищную, которая бы выделяла «Спартак» всегда. На ней сформировались мои футбольные вкусы - я же за «красно-белых» еще в школе начал болеть, с 1985 года.
- Кому из тренеров «Спартака» удалось максимально близко восстановить этот стиль?
- После Романцева - никому. Да, пытались поставить фирменный спартаковский стиль и Карпин, и Черчесов, и Аленичев, и Федотов. Но по большому счету не смог никто. Олег Иванович подчеркивал, что мы всегда должны демонстрировать умный футбол. А суть его в разнообразии, эффективности.
- То есть?
- Не нужен мелкий пас ради мелкого паса, говорил Романцев. Если есть возможность вывести партнера к воротам длинной прямой передачей, то делайте ее! Игроки тоже подбирались рационально, не только супертехнари. С одной стороны - Баранов, Горлукович, с другой - Цымбаларь. У всех свои сильные качества.
- Вы отмечаете важность стиля. Для вас приемлем тезис: игра забывается - результат остается.
- Нет. Не приемлем. К результату надо идти через игру. Когда она есть - результат будет постоянно. Как в нашем «Спартаке». Это же не просто стиль - это узнаваемая футбольная идеология. Советский футбол был богат на большие противостояния - «Спартак» против киевского «Динамо». Две трети моего класса болело, кстати, за него, один человек - за минское, а остальные - за «Спартак». И это было не просто фанатское соперничество, а противопоставление двух разных идеологий.
- Вы изнутри познакомились с идеологией киевского «Динамо», играли за него еще при Валерии Лобановском. Отличия фундаментальные?
- Да. В «Динамо» подход был более прагматичным. Характерный эпизод запомнился из ответного матча в отборочном раунде Лиги чемпионов. Первый в гостях мы убедительно выиграли, по ходу ответного при ничейном счете уже понимали, что дальше проходим. И вот момент - я прерываю атаку соперника, разбегаюсь, чтобы выбросить мяч партнеру, замахиваюсь и…останавливаюсь.
- Почему?
- Некому мяч кидать! Все ко мне повернуты спиной, никто мяч не просит, не хочет его получить. Команда уже перешла в режим доигрывания, просто достигает результата. Понять такой подход можно, если впереди тяжелые матчи, то где-то можно действовать, не напрягаясь. Поэтому иногда силы экономили.
- В «Спартаке» такое было возможно?
- Нет! При любом исходе турнира и любом счете всегда требовалось играть в полную силу, получать удовольствие от хорошего и умного футбола. Старшие партнеры рассказывали, что после чемпионского матча 1993 года Романцев жестко раскритиковал игру команды. «Спартак» добыл золото, а тренер высказывал игрокам, как говорят после поражений.

Выбирать лучшего вратаря надо только из тех, кто играет в сборной

- Как составите тройку лучших вратарей России на данный момент?
- На первое место поставлю Сафонова. Почему? Он давно играет на высоком уровне и первый номер сборной. Это показатель.
- Но ведь Акинфеев оставил пост в сборной добровольно.
- Это проблемы Акинфеева. Его же никто из сборной России не выпроваживал. Он сам так решил. В моем понимании, сильнейший вратарь страны должен играть на максимально высоком уровне, подтверждать его и в качестве первого номера сборной. Если Игорь по своей инициативе закончил с национальной командой, значит, решил, что совмещать уже не может. Или по каким-то причинам не хочет. Но без этого считаться лучшим в стране уже нельзя.
- Кто на втором месте?
- Селихов. Его игра мне нравится. А на третье место поставлю Акинфеева.

Иван МЕДВЕДЕВ.

 

Футбол Аршавин Андрей Филимонов Александр «Петровский»
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

25 ноября