Итоги разгрома «Сочи» прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.
- Трудно комментировать такую игру, - сказал наш эксперт. - «Сочи» не узнать. Как говорил накануне, без Родригао и Кассьерры это уже не та команда. А играть пытаются в прошлогодний футбол, не имея для этого исполнителей. Потерю классных игроков в матче против «Зенита» можно компенсировать только большим количеством защитников, полной отдачей, железной дисциплиной. Всё это идёт от хорошего физического состояния. Но команда ни разу не встрепенулась, за редкими исключениями не вступала в борьбу. Она просто не готова физически. На всех участках поля сочинцы проигрывали не в мастерстве, а в движении. Ни скорости, ни борьбы - ничего не было. И вратарь не выручал…
- Команда развалилась после двух быстрых мячей?
- Да, и этот психологический удар вкупе с физическим состоянием, которое было никаким, окончательно выбили «Сочи» из колеи. Команда не сопротивлялась и даже словно и не пыталась сделать так, чтобы пропустить меньше. «Оренбург» тоже проиграл в Питере крупно, но та команда шла вперёд, пыталась бороться и атаковать. «Сочи» - ничуть. Три-четыре игрока шли вперёд, шестеро оставались сзади, но и в обороне они не играли.
Посмотрел на расстановку в начале игры - пять защитников, три центральных. Втроём держали Сергеева. А ведь это форвард, которого вдвоём не надо держать, а просто одному рядом находиться. В результате он забил два гола. Этим всё про «Сочи» сказано…
Двое, как водится, отвечали за фланги. Но оттуда постоянно проходили Вендел и Кузяев, крайние защитники подключались. Большую часть голов таким манером зенитовцы забили. Ужасающее впечатление от гостей. Даже бывшие игроки «Зенита» - Юсупов, Цаллагов, Джорджевич - не впечатляли, ничего сделать не могли. То ли с «физикой» беда, то ли у них «чёрный» день был - в этом только вопрос.
- Но «Зенит» был всё равно хорош?
- Два мяча забили за счёт исполнительского мастерства - Барриос и Вендел, с 20 метров, резаным ударом. Остальные мячи закатывали в пустые ворота. Юсупов дал передачу поперёк своей штрафной площадки - так Малком забил шестой гол «Зенита». Получил на 11-метровой отметке голевой пас от Юсупова. Комментариев нет. Могло быть и 10:0.
Случается, одна команда давит весь матч, другая обороняется. И в конце концов фаворит додавливает и, заставляя соперника ошибиться, забивает. Тут же додавливать было не надо - просто забивать. Легко получалось.
О Мостовом и обратной замене в кубковом матче с «Крыльями»
- Мостовой не попал в стартовый состав «Зенита» на матч с «Сочи». Не потому ли, что в предыдущей кубковой игре с «Крыльями Советов» после обратной замены продемонстрировал недовольство главному тренеру?
- В не такие уж и далёкие времена тренеры прежней формации, имевшие большой вес в клубе, подобные замены делали легко и непринуждённо. Однако футбол изменился, и если кто-то сейчас возьмётся резать по живому, то для такой замены должна быть очень веская причина, которую надо людям объяснить.
- Была серьёзная ошибка, говорят, на фланге, когда соперник забил гол.
- Ошибка? Ошибки допускают все. Но Мостовой, на мой взгляд, результативных ошибок в этом матче не допустил. Даже если у человека не пошла игра, вдумчивый тренер проявляет терпение. Кроме того, что он мог обидеть игрока, есть же ещё банальный клубный интерес. К примеру: после такой замены трансферная стоимость футболиста могла резко упасть. К примеру, если после этого унижения игрок с агентом решат покинуть клуб…
- А это было унижение?
- А как это ещё назвать? Только выпустили на замену, ещё не успел втянуться в игру, а уже меняют обратно. Это видят его родные, близкие, друзья, зрители, руководители других клубов. Ещё раз: должна быть очень веская причина, я о такой не услышал. А те, что названы были, не являются причиной для замены. Поэтому моё мнение такое: тренер или тренерский штаб проявили слабость.
- Из-за чего же это случилось?
- Поддались, возможно, эмоциям, когда пропустили гол. На скамейке мог появиться лёгкий мандраж, и сделали замену, после которой было два опаснейших момента именно с того фланга, где играл Мостовой. То есть его уже не было на поле, а моменты продолжали возникать. Однажды просто Кержаков спас, мяч из нижнего угла потащил. Говорить о том, что Мостовой натворил что-то «такое»…
Допускаю, что причина могла быть совсем в другом, тогда о ней нам тренер не скажет, но это уже и другой разговор. А если футболист в атаке потерял мяч, то на то он и атакующий игрок, что должен идти в обводку и обострять. Какая ошибка? Повторю: здесь больше проблемы не у Мостового возникли, но у самого тренерского штаба. Пока остаётся думать, что на скамейке испугались за результат и сделали перестраховочную замену, которой усилили оборону.
- Мостовому трудно будет пробиться в основной состав, когда на месте все бразильцы?
- При варианте лимита «8+3», который может использовать «Зенит», как и все другие российские клубы, трое наших доморощенных - это Кержаков, правый защитник и Кузяев. Вот они прежде всего…
Когда же Кузяева нет, то для полной гармонии в движении не хватает его затяжных рывков, ведь благодаря высокой работоспособности этого игрока создаётся численное большинство почти на всех участках поля. К слову, таких игроков в России всего трое - сам Кузяев, Глушаков и Зобнин. Недостатки техники они компенсируют движением и в итоге оказываются незаменимыми. Потому что тактическая задача - иметь хотя бы на одного игрока больше на как можно большем количестве участков поля. Тут в скобках добавлю, что принципе, в «Зените» ещё есть Вендел, который делает то же самое. Эти два игрока позволяют искомое численное преимущество создавать…
Так вот, о Мостовом - выносливости у него нет. Хорошим спринтерам, как правило, недостаёт выносливости. Таким был Быстров. К нему претензии имели все тренеры, говоря: Быстров не хочет обороняться. Да не в том дело: быстрые игроки не то что не хотят, они не могу туда-сюда. Пауза нужна для отдыха. И Мостовой такой же, ему нужно передохнуть десять-двадцать секунд, чтобы восстановить дыхание. Начнёт возвращаться в оборону, от него толку в атаке будет меньше.
- И что же теперь?
- Учиться использовать свою быстроту. Стартовая скорость очень хорошая, а скорость - богом данное качество. Нужно её правильно применять. Рывок в штрафную площадку, как представляется, готовить тщательно, а не просто бросаться с мячом вперёд, когда надо и не надо. Если перед тобой трое, отыгрывайся и лови тот момент, когда против тебя один. Без подстраховки Мостового один в один поймать очень сложно, и в этом его козырь.
Тренеры требуют от него, как от Быстрова, обороняться. Пока, увы, тут далеко ещё до конечной точки. Когда Малком пришёл, он тоже не любил возвращаться. На него, впрочем, с учётом набора его достойных бразильских качеств ориентироваться не нужно - надо искать свой стиль. Не нужно быть, например, заметным - нужно быть полезным. Не для зрителя играть - для команды. И самое подходяще слово здесь - работать. Тогда и в обороне сумеет отрабатывать.
Сегодня в игре с «Сочи» Мостовой вышел на замену - и уже хорошо. А зримого повода для его обратной замены в матче с «Крыльями» всё равно не было. Мне кажется, что в случае с бразильцами тренеры «Зенита» обратной замены себе не позволили бы. А Мостового можно заменить. Поэтому и говорю, что здесь не Мостового проблемы, а проблемы в психологии тренеров. Мысль, вероятно, у них появилась: можем не выиграть этот матч, который был очень важен. Отсюда всё пошло…
О персональном деле игрока «Зенита» Швецова, который собрался в «Спартак»
- Думаю, всё нормально будет у Мостового,- продолжил далее Веденеев.
- А вот судьба вашего партнёра по команде Сергея Швецова круто изменилась однажды.
- Мы с ним в одной комнате жили на базе. Но там была совсем другая история.
- Был Швецов за стремление перейти из «Зенита» в «Спартак» исключён из рядов ВЛКСМ, лишён комсомольским собранием команды членского билета . Это же была катастрофа!
- Да, так и было. Это была песня - нет, не песня даже, а Песнь всех времён и народов. Нужно было собрать собрание, сделать так, чтобы все игроки проголосовали, как следует. Человек сорок где-то, помню, сидело - тренеры, помощники, массажисты, игроки, конечно же, и каждый из нас должен был внести свою лепту. Это была что-то! Главный тренер «Спартака» Бесков решил забрать игрока, а он, игрок «Зенита», захотел перейти в другую команду. В «Спартак»!
Швецов не имел никакого контракта, никаких обязательств перед «Зенитом», но собрание было собрано. Оно и длилось недолго, но высказались все, кто пожелал. Заставили кого-то сказать. Вспомнили о славных традициях города трёх революций. В общем, такой-рассякой, плохой человек Швецов.
На первом собрании говорили о дисквалификации, речь зашла и о пожизненной. И вот после заседания КДК в Москве стало известно, что голосами шесть против пяти, если не ошибаюсь за давностью времени, разрешили переход из «Зенита» в «Спартак». Тогда снова собрали собрание. Сергей приехал, снова мы голосовали, исключили его вдобавок к комсомолу ещё и из профсоюзов. Я же говорю: песня. О ней сейчас никто не хочет вспоминать, неприятно.
А мне каково? Я же с ним в одной комнате жил на базе. И я должен голосовать так, как «положено». И вот наступил тот час: кто за, кто против, кто воздержался? В ответ на третий вопрос поднялась одна рука. Моя. Я не мог голосовать за исключение Сергея из рядов ВЛКСМ. Мы с ним дружили. Я воздержался. Можешь теперь себе представить, ка на меня смотрели «товарищи» из вышестоящих организаций, да и кто-то из тех, кто был совсем рядом.
- А что, команда была «за»?
- Команда - ладно, ребята всё понимали. Но вот тренеры, руководители города, которые там присутствовали - вот они потеряли дар речи.
- Диссидент Веденеев.
- Никогда я не был диссидентом. Обычный советский человек. Но вот ситуация: на собрании присутствовал Вадим Григорьевич Храповицкий. Подходит, спрашивает уже после собрания: «Серёга, в чём дело»? Не так я, в общем, проголосовал. Отвечаю: «Вадим Григорьевич, а в чём дело? Серёга Швецов не хочет играть в нашей команде. Ну не хочет он, и всё. Почему мы должны его на привязи держать»?
- «А, ну ладно. Я тебя понял». Сказал, как припечатал…
Вот они, молодые годы. Ничего не боялись. Хотя, когда я руку поднимал, за выбор Серёги Щвецова, по сути, голосовал, уже знал, что, возможно, придётся уйти из команды. Скажут: уходи, значит, и уйду, поеду в Узбекистан обратно, где прежде немного поиграл. Да, ничего не боялись.
- Да как же не боялись, если вы один воздержались. А остальные то что?
- У каждого свои были причины, да и Серёга Швецов парень был неоднозначный. Но дело не в том. Это сейчас главных тренеров меняют как перчатки, а тогда главный тренер был фигура. Теперь экономика - на первом месте. Игрок - основной капитал, в которого хозяин вложил миллионы. Вот это и есть его капитал. Об этом надо помнить и когда мы говорим о Мостовом. А тренер должен учить игрока дисциплинированно играть и в то же время должен беречь этот капитал. Поэтому отношения тренера с игроками сейчас - это тонкие грани. Поэтому стараются найти тренера авторитетного в мире футбола, которого просто так не прогнёшь. Многие футболисты продвинутые, хитрые. И все знают: если что, пойдёт и пожалуется «капитал» на тренера. И - прощай, тренер.
А когда мы голосовали за и против Швецова, то тренер был главный. Он игроку и зарплату назначал, и премию выписывал, он мог тебя сохранить в команде, но мог запросто и выгнать. Никакого другого хозяина не было. Быстров, Денисов, Ашавин, Кержаков - они ещё родом из того времени, когда советская система работала. Поэтому, возможно, всё и случилось с тем же Денисовым…
Иностранцы ехали сюда зарабатывать деньги, поэтому руководство клуба «Зенит» должно было побеседовать с нашими молодыми ребятами, объяснить, что к чему. Молодые парни не понимали, что легионеры сильные приехали на заработки, что мы сами зазвали их, поэтому, не исключено, должны платить больше, чем русским. И вообще следовало объяснить: поскольку контрактная систем в Европе принята уже давно, то там не принято считать чужие деньги. Там ведь как: чем больше ты зарабатываешь, там больше к тебе уважения. А у нас начинают завидовать. Конечно, что-то и несправедливо по законам человеческим. Но если законы царят нечеловеческие…
Сейчас схлынула эта волна. Звёзд иностранных нет, русские звёзды погасли, поэтому будут зарплаты у футболистов вполне адекватные. Думаю, что и границы неравенства будут ужиматься, может, и зависти станет меньше…
Андрей БАРАБАШ.