В продолжение своего интервью, начало которого опубликовано в предыдущем номере «Спорт уик-энда», трехкратный чемпион мира, участник Суперсерии-1972 рассказал о миллионах из НХЛ, упущенной награде за победу на родине и странностях Тихонова.
Канадцы поняли, что с нами надо от обороны играть
- Канадцы, наверное, не особо и верили, что им в Москве получится переломить ход серии?
- Когда канадцы приехали в Россию, у них сразу глаза сумасшедшие сделались (смеется). Но это лирика, на самом деле они - очень сильные. Все, что связано с катанием, с бросками по воротам. Но самое главное они просто поняли, что надо с нами от обороны играть. И так действовали практически во всех матчах, ловили на контратаках. Ну и судьи часто ошибались в их пользу...А если бы мы за 34 секунды в восьмом матче не пропустили, все бы говорили: «Ура, обыграли канадцев»!
- Да, в принципе, серия и закончилась практически на равных. Никто бы перед ее стартом не предсказал такой борьбы.
- Если кто-то сомневается в силе нашего хоккея, то вспомните другие матчи с профессионалами. Мы же потом ездили в Северную Америку, проводили игры матчи с клубами НХЛ, ВХА. «Крылья» обыграли «Айлендерс» - обладателя Кубка Стэнли (2:1). А ЦСКА сыграл вничью 3:3 с «Монреалем» - десятикратным обладателем главного североамериканского трофея. Чего говорить?
- Вы говорите, что канадцы сильные. А кто бы из них мог в сборной СССР заиграть?
- Любой.
- То, что они бросали сильнее и больше, чем хоккеисты советской сборной СССР, соответствует истине?
- Броски у канадцев были более отработанные. Рука набита, у них это в крови. Бросок - добивание, опять бросок - добивание. Причем на отскок зачастую шли два хоккеиста. Шайба отлетала в угол, но все равно каждый из них старался оказаться первым на подборе. За этим надо было следить в два глаза. А сейчас что североамериканцы плохо бросают?
- Хорошо, конечно.
- Когда приезжают на крупнейшие международные турниры полным составом, со всеми лучшими игроками, то посмотрите, что творят.
Билетов на матчи в Москве было не купить. Они распространялись по горкомам и обкомам
- Так у них такой выбор мастеров. Это мы сейчас одну сборную с трудом собираем.
- В последние годы на Олимпиадах золотые медали мы смогли завоевать только в Пхенчхане, где не было игроков НХЛ. И то там немцы нас едва не обыграли в финале. А когда приезжали лучшие канадцы, то нам вообще ничего не светило.
- Кроме бросков канадцы нас и в силовой борьбе превосходили?
- Я бы не сказал, что они упор делали только на силовую борьбу. «Хитовали» только тогда, когда было нужно, а когда не надо - не толкались. Чего врезаться, когда уже шайбу отдали? Просто так силы тратить? Они тоже не дураки!
- После этой Суперсерии родоначальники хоккея стали играть более комбинационно. Согласны?
- Да, тут с их стороны целая работа была проведена. Тренер сборной США Лу Вайро все изучал. Да и Тарасов ездил за океан. И они тарасовскую систему подготовки вводили. Стартовая скорость, рывок с места, без раскатов, без закатов…
- Правда ли, что после окончания канадской серии Бобров дал команде почти неделю на отдых, что вывело из формы игроков?
- Не знаю, мне никакого отпуска не давали.
- Мальцев утверждал, что поехал с Харламовым отдыхать в Сочи.
- Ну, что Мальцев поехал еще поверю, такое возможно. Хотя только недавно об этом узнал. А Харламов точно не мог… Сборники «Спартак», например, в этот период как раз проводили матчи на Кубок СССР, да и «Крылья», где я выступал, тоже играли.
- Пишут, что на матчи в Москве билеты были практически не купить - всё расходились по блату. В итоге те, кто пришел на хоккей, им особо и не интересовались, посещали «Лужники» ради престижа. Поэтому Канада, которая привезла своих болельщиков, чувствовала себя, как дома.
- Да, они привезли с собой две с половиной тысячи болельщиков, хотя пишут, что пять. А у нас действительно билеты было не купить. Они распространялись по обкомам, горкомам, партийным организациям…
Дипломаты говорили: «Вы не понимаете, что сделали для СССР»!
- Из-за этого за сборную СССР болели хуже?
- Совсем без болельщиков я ни разу не играл. Если даже против тебя «топят», ты все равно действуешь в полную силу. Канадцы шумели прилично, дудки разные с собой привезли. Наших «партийных» активистов тоже было слышно. Но это не самое главное.
- Почему?
- Когда борешься с таким соперником, как сборная Канады, на внешний шум мало обращаешь внимание, не до того! Тебе пас отдали, надо обыгрывать Эспозито, Лапойнта или Савара, а не прислушиваться кто и что кричит. Это же бред какой-то! Включаешься на полную и всю хитрость, «физику» направляешь только на то, чтобы соперника пройти. Надо постараться вытащить на себя двух канадцев, чтобы они тебя бить пошли. После этого отдаешь партнеру, и сразу у команды возникает преимущество. Помню, энхаэловцы на скрестных движениях очень терялись, попадались на эти ходы.
- Главным хоккейным болельщиком тогда был Брежнев. Общался ли он с игроками?
- Нет, я только с Подгорным разговаривал, с Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Но Леонид Ильич, конечно, сделал главное, приняв решение о проведение матчей с профессионалами. Хотя мы тоже большую пользу стране принесли.
- Какую?
- Помню после первого матча в Монреале работники нашего посольства буквально прыгали и скакали. Радовались больше, чем мы. Мы с Бодуновым поинтересовались, в чем причина такого восторга? Они отвечают: «Вы такое сделали для СССР, такое, сами не понимаете». Дескать, два года не удавалось договориться о поставке из Канады пшеницы - по цене и количеству. Тогда мы зерно экспортировали из других стран, своего не хватало - тем же среднеазиатским республикам был нужен хлеб. И премьер-министр Канады Пьер Трюдо, сейчас его внучок в красных лосинах ходит, все быстро после матча подписал.
- Хоккей всегда был лучшей дипломатией?
- Видимо, да, если учесть, что Суперсерия стоит на шестом месте в истории Канады. За всю историю страны!
Впервые могли получить «Волги» бесплатно
- Я удивлен, что не на первом, учитывая любовь канадцев к хоккею. Поэтому «кленовые листья» и думали, что они разобьют СССР.
- Повторю, сами игроки никогда не говорили, что они были уверены в победе. А если что-то залихватское и вылетало, то это предназначалось для прессы, чтобы ажиотаж создать.
- В последнем восьмом матче советская сборная выигрывала с разницей в две шайбы перед последним периодом, но удержать преимущество не смогла. Ошибка заключалась в том, что пытались удержать счет?
- Не знаю, так получилось. Да вели, но не удержали. А в стартовой игре в Москве канадцы имели преимущество в три гола в начале, но проиграли. В восьмой наоборот произошло. Все решилось за полминуты до окончания периода. Не столкнись Васильев с Ляпкиным, все пошло бы по-другому.
- Страсти в том матче разгорелись. Иглсона пыталась милиция заломать.
- Это произошло, когда Паризе на судью стал «палкой» замахиваться. Ну, так он сумасшедший! Мы его знали, а милиция - нет.
- Могли отправить прямо со стадиона в «обезьянник».
- Даже не знаю, но его все равно потом скрутили - уже в Канаде, за хищение. Через несколько лет посадили в тюрьму за какие-то финансовые махинации - он был профсоюзный бог.
- Как наше спортивное и политическое руководство отнеслось к поражению? Произошел все-таки разбор полетов?
- Ни одного слова плохого не услышали, только молодцы. Единственное, Бобров сказал: «Дурачки, машины проиграли»!
- Значит, никак не премировали?
- Нет. Да и про машины никто не знал толком. Только, кажется, Михайлов, тогда был в курсе. В случае успеха мы бы впервые в истории советского спорта получили «Волги». Бесплатно просто подарили бы и все! Впрочем, наверное, это логично, учитывая, сколько людей смотрели матчи.
- Да, весь мир, считай!
- По крайней мере, точно - Северная Америка, вся Европа и Япония.
Анисин, Бодунов, Лебедев - ван миллион! Плиз, контракт!
- В ходе Суперсерии «Сент-Луис» пытался заманить вас и партнеров по «Крыльям» к себе всей тройкой. Миллион вроде каждому обещали.
- Надо сказать, что тогда даже в НХЛ не было миллионных контрактов. Поэтому может владелец «Сент-Луиса» нам за два года обещал миллион, может - за три. Но, действительно, нас всех троих забирали в «Блюз». Анисин, Бодунов, Лебедев - ван миллион! Плиз, контракт! Я ему говорю: «Один миллион мало, нам в СССР - по пять платят. «Оу, катастрофа»! И снова, плиз!
- Поверил, выходит?
- Не знаю, я потом этого менеджера в Италии встретил. Там ко всем нашим игрокам подходили и были готовы забрать. Третьяк, Харламов, Якушев - всех, кто на льду что-то вытворял! Но у меня даже мысли не было об отъезде.
- Так, понятно, как тогда можно было уехать, если дома семья, родные останутся.
- Мне хоть чего не предлагай - не согласился бы! Я - не предатель! Вот Тихонов как своего внука воспитал? Тот взял и свалил в Америку! А ведь везде его пихали! Я был заграницей четыре года, а Италия - это не Америка, там есть хоть какое-то общение. А в Штатах вообще никакого.
- Так его отец, Василий Тихонов, тоже начинал свою карьеру, правда, тренерскую заграницей.
- Ну, а скажите, где он играл? На первенство водосточной трубы, в «Латвияс Берзс»? И то, когда Виктор Васильевич уезжал, его сразу в запас сажали, чтобы игру не испортил (смеется). Но как он попал в НХЛ, в «Сан-Хосе», то ли вторым, то ли третьим тренером?
- За счет папиного имени, вероятно.
- А как по блату могли американцы взять кого-то в НХЛ? С чего? Может, Виктор Васильевич им что-то «подарил» в какой-то игре?
Тихонов закончил тираду, и Дроздецкий говорит: «Я у «Альбатроса» больше денег заработаю, чем в твоем ЦСКА»
- Трудно сказать.
- А как иначе попасть в НХЛ тренером? Я понимаю Билялетдинов, которого в «Виннипег» взяли, - это величина. А тут парень с какого-то двора, толком кататься не умеет. Но могу представить, что американцы думали. Что Василий привезет с собой секретные записи Тихонова-старшего. Но разве ты, их прочитав, станешь сразу хорошим тренером?
- Сомневаюсь.
- Тем более что Тихонов писал в них все. Кто про кого чего сказал - дверь в его тренерской всегда была открыта на сборах. Один раз смешно вышло. Вызвал вашего земляка, Кольку Дроздецкого.
- У Дроздецкого сложно отношения складывались с Тихоновым.
- Какой-то там запах у него на сборах учуял - сухое вино или что-то в этом роде. А дверь открыта, и мы слышим. «Вот ты, такой-сякой, у нас через 45 дней Кубок Европы. А от тебя чем-то пахнет, типа спиртного». А Дрозд молчит. Обычно ему - слово, а он в ответ пять. А тут тишина. Наконец, Тихонов закончил свою тираду, и Дроздецкий спрашивает: «Что, все сказал? А теперь слушай меня! Я у «Альбатроса» (валютный магазин для моряков) больше денег заработаю, чем в твоем ЦСКА»! И послал далеко…
- У него талантов хватало.
- Да, колпинские карманники у него знакомые были. Да и сам «ломать» умел. А парень классный был. Мы с ним вместе жили в Москве, на «Волоколамке».
- И что, после этого уехал в Питер?
- Да, собрался и уехал. Тихонов сразу: «Юра, Юра Моисеев! Что делать? Коля Дроздецкий уехал»! Тот говорит: «Как что делать? За ним ехать»?
- Смешно.
- Талантливейший парень. Он потом в Швецию уехал. У него же сахарный диабет, даже не знаю, откуда взялся. Приехал в отпуск на побывку, его «сонниками» накормили, а он, не просыпаясь, и умер.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.