Хоккеисты сборной СССР возвращались на родину из Канады в качестве триумфаторов. Две победы и ничью в четырех матчах с лучшими хоккеистами НХЛ весь мир посчитал огромным успехом.

 

Энхаэловцы устроили побоище уже в Швеции

Теперь многим казалось, что победа по сумме восьми встреч команды из Советского Союза - вопрос решенный. Канадцы находились в гораздо более сложной ситуации - им нужно было выигрывать на два матча больше, выступая в чужой, опасной, как им казалось, стране. На непривычных для них площадках, где против них должны болеть заполненные трибуны.
Но Суперсерия-1972 никогда бы не превратилась в легенду, если бы все шло, как предполагается, основываясь на предварительной логике.
На самом деле про поездку канадских звезд в Москву вполне можно было снимать многосерийную кинокомедию под названием «Невероятные приключения канадцев в России». Или в СССР.
Но начать следует с того, что после канадской части противостояния, команды ждал двухнедельный перерыв. Советские игроки вернулись домой, где продолжили тренировки. А вот сборная Канады сначала заехала в Швецию - 13 сентября в составе 35 хоккеистов приземлилась в Стокгольме, где кроме тренировок провела два контрольных матча.
16 сентября хозяева не смогли составить конкуренцию «кленовым листьям» (1:4), спустя день борьба уже получилась очень напряженной. Еще за 47 секунд до окончания третьего периода «Тре Крунур» вела 4:3, но удержать победу не смогла.
Местные обозреватели, комментируя эти матчи, подметили, что заокеанские хоккеисты показали «очень жесткую игру, выходя на лед крайне обозленными». И после второй товарищеской встречи даже устроили настоящее побоище у входа в раздевалку хозяев. Также бросалось в глаза, что у канадцев не осталось ни грамма былой спеси и бахвальства. Паузу они использовали для усиленных тренировок.
20 сентября, за два дня до пятого матча, хоккеисты сборной Канады прибыли в «терра инкогнита» - Москву. Большинство энхаэловцев никогда не выезжало за пределы североамериканского континента. Попав в СССР, в страну с совершенно другим политическим строем, они испытали психологический шок. Большую роль сыграли и леденящие кровь слухи о КГБ, что в конец запугало некоторых игроков.

 

Со своими стейками и пивом

По словам Фила Эспозито, проблемы начались уже в аэропорту: после тяжелого перелета хоккеистов отказывались быстро доставить в гостиницу.
«Русские все время пытались схитрить. Им всегда нужно было получить какое-то преимущество - неважно какое, - вспоминал он. - Нам пришлось два часа ждать в аэропорту, пока проверяли багаж. Что они там искали»?
Кстати, кроме экипировки, канадцы везли с собой собственные продукты, чтобы не менять привычное питание. По 350 ящиков молока, газировки, пива, куча коробок со стейками. Канадцы потом жаловались, что половина продуктов пропала на пути в гостиницу.
«Я считаю, что русские нас обокрали, - безапелляционно заявлял тот же Эспозито. - У них же там ничего не было. Ну а что мы могли с этим поделать?»
Подтверждал странную версию и защитник Брэд Парк, чьи слова приводило авторитетное издание Hockey News.
«Мы везли с собой еду. Стейки по нью-йоркски и тому подобное. Так вот, когда нам подавали еду, то от того же стейка оставалась только половина. Пиво наше, например, пропало. Расстроились ли мы? Еще как!»
Расселившись в легендарной высотке «Интуриста» у Красной площади, некоторые канадские хоккеисты принялись, не отходя от кассы, искать в своих номерах сюрпризы от КГБ: жучки и прочие подслушивающие устройства.
Особенно усердствовал Фрэнк Маховлич. Он, опасаясь провокаций, предлагал своим партнерам по команде поселиться не в официальной гостинице, где везде уши КГБ, а жить в палатках под Москвой.
«Идет холодная война. Советы могут сделать все, что им заблагорассудится, - полагал Маховлич. - Например, начать стройку в четыре утра возле гостиницы, чтобы мы не заснули. Для усиления своей пропаганды они должны выиграть и готовы на все!»
Но, не получив одобрения от партнеров на переезд в чистое поле, начал борьбу с КГБ самостоятельно уже в «Интуристе».

 

Битва с люстрами и зеркалами

Зайдя в номер, он начал тщательную проверку на предмет нахождения в нем подслушивающих устройств. И преуспел, обнаружив неизвестное металлическое устройство под ковром. С упоением хоккеист начал его раскручивать, пока не раздался звук от падения большого предмета.
Оказалось, что Маховлич отвинтил крепления огромной люстры, которая висела этажом ниже в конференц-зале - она разбилась вдребезги. К счастью, никто не пострадал, инцидент случился в полтретьего ночи. Но за этот дебош руководство отеля выставило канадской делегации счет на 3850 долларов.
В другом номере Уэйн Кэшмен заподозрил наличие подслушивающих устройств в зеркале своей комнаты. Он сдернул его со стены и выкинул в окно.
Так весело шла подготовка у энхаэловцев к первому матчу, который так же вышел нетривиальным.
22 сентября 15-тысячный дворец спорта в Лужниках оказался забит под завязку. Причем «кленовые листья» не остались без поддержки - по разным данным из Канады приехало на московскую часть серии от 3 до 5 тысяч болельщиков, которые выделялись активной манерой поддержки своих хоккеистов. Никогда ни до, ни после на международные турниры такие десанты из Канады в другую страну на долгий срок не выезжали.
Зато советскую сборную пришли поддержать генсек ЦК КПСС Брежнев, председатель Совета министров Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета Подгорный и остальная партийная и государственная элита.
Перед началом встречи Филу Эспозиту вручили букет, он неловко с ним обошелся, запутался в ногах и упал на пятую точку. Впрочем, не растерялся, встал на одно колено, отвесил поклон болельщикам, заслужив аплодисменты.
По словам самого Эспозито, он перехватил с трибуны взгляд самого Брежнева и послал воздушный поцелуй ему в ответ. Спустя годы он признается, что подумал в тот момент: «Боже, живыми мы отсюда не уйдем»!
«Если бы я или кто-нибудь другой из моих одноклубников упал вот так, то мы не нашли бы себе места со стыда. Мы бы никогда не сделали так, как Эспозито - как артист, с такой элегантностью», - вспоминал потом Третьяк.

 

Пробуждение в третьем периоде

Начало встречи показало, что длительный перерыв больше пошел на пользу сборной Канады, которая упростила игру и минимизировала ошибки в защите. В конце первого периода Перро обошел Рагулина и выложил шайбу Паризе, который послал ее мимо Третьяка.
На 23-й минуте Хендерсон нашел пасом ушедшего от опеки Бобби Кларка и тот, срезав угол, протолкнул шайбу между ног нашему голкиперу. А спустя восемь минут уже сам Хендерсон подкараулил отскок. 3:0 перед последним перерывом на глазах Брежнева - большой удар по самолюбию.
В перерыве канадское телевидение спросило у Драйдена, который этот матч провел в запасе, трудно ли будет сохранить перевес в последней двадцатиминутке.
«Нет, сейчас на нас начал действовать привычный адреналин: усталости не ощущаешь, когда тебя, как сумасшедшие, подбадривает такое количество канадских болельщиков», - самоуверенно ответил Драйден.
Но в третьем периоде его коллегу Тони Эспозито ждал кошмар. Советские хоккеисты проснулись или их разбудили тренеры.
Канадцы же перестали играть в давление, ушли в оборону, в результате хозяева льда получили необходимый простор для комбинаций и свободных входов в чужую зону и стали потихоньку сокращать отставание.
Погоню начал Блинов, который завершил атаку, начатую опытным защитником Кузькиным. И хотя вскоре Хендерсон сделал дубль, лавину было уже не остановить.
На 50-й минуте Анисин подправил шайбу после броска защитника Ляпкина. Спустя еще восемь секунд Шадрин сократил разрыв до минимума.
На 52-й минуте еще один защитник, Гусев, завершил атаку, начатую Харламовым. А победную точку поставил Викулов, красиво выиграв единоборство в углу площадки и расправившись с Эспозито. Канада была обескуражена такой наглостью и мастерством и не смогла сделать камбэк.
Чтобы забросить пять шайб, советским хоккеистам потребовалось всего 11 минут и 11 бросков. Шок - это по-нашему!
Главный тренер «кленовых» Гарри Синден был настолько разочарован результатом, что даже не пришел на послематчевую пресс-конференцию.
«Я не могу сказать, что русских выручило везение, - заметил после финальной сирены все тот же Драйден. - Это очень сильная команда наступательного типа, а не просто двадцать парней, которые ждут, что их выручит счастливая звезда. Они не стали отказываться от борьбы и придерживались своего обычного организованного, наступательного плана. И это в конце концов принесло свои плоды».

СССР - Канада - 5:4 (0:1, 0:2, 5:1)
22 сентября 1972 года. Москва. ДС «Лужники». 15 000 зрителей.
1-й период: 15:30 - Паризе (Перро, Гилберт) - 0:1. 2-й период: 22:36 - Кларк (Хендерсон) - 0:2; 31:58 - Хендерсон (Лапойнт. Кларк) - 0:3. 3-й период: 43:34 - Блинов (Петров, Кузькин) - 1:3; 44:56 - Хендерсон (Кларк) - 1:4; 49:05 - Анисин (Ляпкин, Якушев) - 2:4; 49:13 - Шадрин (Анисин) - 3:4; 51:41 - Гусев (Рагулин, Харламов) - 4:4; 54:46 - Викулов (Харламов) - 5:4.
Броски: 33 (9-13-11) - 37 (12-13-12). Штрафы: 10 (2+4+4) - 10 (2+6+2)
Лучшие игроки матча: Петров, Якушев - Т. Эспозито, Хендерсон.
СССР: Третьяк; Цыганков - Рагулин, Кузькин - Гусев, Лутченко - Ляпкин; Викулов - Мальцев - Харламов, Михайлов - Петров - Блинов, Мартынюк - Шадрин - Якушев, Мишаков, Анисин.
Канада: Т. Эспозито; Стэплтон - Парк, Бергман - Уайт, Лапойнт - Силинг; Паризе - Ф. Эспозито - Гилберт, Ф. Маховлич - Раттель - Курнуайе, Эллис - Кларк - Хендерсон, П. Маховлич, Перро.
Счет в серии: 3-1 (7:3, 1:4, 4:4, 5:3, 5:4).

Хоккей Суперсерия-1972
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

26 декабря