Память
30 января в возрасте 84 лет ушел из жизни Бобби Халл - одна из легенд мирового хоккея, которой одинаково восхищались болельщики по обе стороны Атлантики. Личность неординарная и противоречивая - как и все звезды.
Миллионер из-за шутки
Можно только гадать, по какому сценарию пошла бы встреча советских и канадских хоккеистов Суперсерии-1972, если бы Бобби был на льду. Но НХЛ дисквалифицировала ярчайшего бомбардира, несгибаемого бойца и непререкаемого авторитета за уход в ВХА.
Среднегодовая зарплата игрока НХЛ тогда, трудно представить, составляла всего 25 тысяч долларов. Намного меньше, чем получали представители других заокеанских лиг, - баскетбольной, бейсбольной, футбольной. Поэтому естественно, что Халл, который уже выбивал по 50 шайб за чемпионат - первым в истории, торговался со своим прежним работодателем («Чикаго Блэк Хоукс») и рассчитывал на некие привилегии. Но переход его получился довольно курьезным.
Когда к нему пришли на поклон представители «Виннипег Джетс», он машинально в шутку назвал сумму в миллион - за такие деньги, мол, готов рассмотреть предложение.
Однако к всеобщему удивлению клуб действительно предложил игроку миллион. И это только в качестве бонуса за переход. Сам же контракт выглядел фантастическим по тем временам - 2,75 миллиона за десять лет. Во всей этой истории самое любопытное состоит в том, что полтора миллиона долларов за игрока заплатил сам клуб, а остальное собрали конкуренты - другие команды ВХА с той целью, чтобы приход звезды способствовал популяризации новой лиги. После этого в ВХА хлынул поток новобранцев, среди которых были и настоящие звезды.
«Золотой реактивщик» взорвал рынок, пробив дорогу большим контрактам для всех хоккеистов. В том, что они сегодня получают такие деньги, немалая заслуга Халла.
В Суперсерии-1974 именно его игра во многом решала исход противостояния - он превратился в настоящий кошмар для Третьяка. Семь голов в восьми матчах и девять очков. Никто из канадцев такими результатами похвастаться не мог. На следующей встрече сильнейших игроков мира - на Кубке Канады-1976 - он снова станет лучшим снайпером с 6 голами (вместе с Жлуктовым и чехословаком Новы). В 37 лет!
Его открытость, непосредственность, коммуникабельность поражали и подкупали всех. Дети в советских дворах после двух суперсерий стали играть не только в Харламова, но и в Халла. Удивительный для времен холодной войны факт.
«Бобби Халл в одиночку обыграет любого советского хоккеиста»
Хорошие отношения уже тогда сложились у Бобби и с советскими хоккеистами, что редкость. «Халл - породистый форвард, в гущу борьбы не лез, выжидал момент и наносил нокаутирующий укол молниеносным броском. Мы крепко подружились, - вспоминал о нем Валерий Васильев. - Он уважал пиво, всегда носил баночку в кармане. Как-то Бобби приехал в Москву, и я презентовал ему бутылку водки в матрешке. Так Бобби целый день не расставался с подарком, отхлебнет и положит в карман. Позже я пригласил его к себе на дачу в Чехов, пошли купаться, Бобби стеснялся заходить в воду: «Боюсь, у меня парик смоет». «Ничего, приклеим», - пошутил я в ответ. С ним было общаться легко и просто».
Вспоминает его с улыбкой и Борис Майоров:
«Мы познакомились в ту пору, когда за океаном создали ВХА, переманили туда часть звезд из НХЛ, и вот Халл играл в «Виннипеге». А я тогда руководил второй сборной СССР, и мы прилетели туда на ряд товарищеских матчей. Помню, что мы обыграли «Виннипег» и у нас в номере после игры был импровизированный банкет. Как на нем отказался Бобби, до сих пор не знаю. Но пьянствовали мы до глубокой ночи, разошлись около трех часов утра. И Халл, очень прилично поддатый, нам рассказывал, что у него в этот день игра в Хьюстоне и через пять часов надо отправляться в аэропорт. Через день мы об этом вспоминаем, разговариваем между собой: «Как он собирался играть в таком состоянии? Если всю ночь пьянствовал»? Открываем газету. «Виннипег» победил, Халл забросил три шайбы. Вот такой был игрок».
Даже для Анатолия Тарасова он был главным авторитетом среди канадских хоккеистов, который ценил его за прекрасную технику и мощнейший бросок. Книга Халла, переведенная на русский язык, «Моя игра - хоккей» у великого тренера всегда хранилась под рукой. Да и встречались они много раз, долго беседовали. Единственное, что не хватало Халлу, по мнению Тарасова, коллективизма в игре. «Сам по себе Бобби Халл один в один обыграет любого советского хоккеиста. Но пять Халлов никогда не смогут обыграть пятерку сборной СССР, потому что наши мастера отдают пасы, а Халлы действуют каждый сам за себя», - говорил великий советский тренер.
Так ли это, сказать уже трудно, но в Северной Америке Бобби Халл царствовал почти двадцать лет. 560 голов - в НХЛ и 303 - в ВХА. Останься он в НХЛ, может, именно за его рекордом, а не Гретцки сейчас бы гнался Овечкин.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.