Кубок Содружества не дожил до своего 30-летия
Вот уже больше тридцати лет вместо СССР на карте мира 15 суверенных государств, признанных ООН. В начале 90-х мы еще плохо представляли, как будет функционировать странное образование с названием Содружество независимых государств. Все говорили по-русски, рубли принимали в качестве платежного средства даже в Риге и Таллине, не говоря о Киеве и Душанбе. И многие не представляли, что сразу же после распада Союза во всех 15 республиках будут организованы собственные национальные чемпионаты.
Ты помнишь, как все начиналось...
В начале 1992 года Федерация футбола СССР была преобразована в Ассоциацию федераций футбола СНГ. Возглавивший ее Вячеслав Колосков предложил вместо чемпионата СССР проводить чемпионат СНГ с участием сильнейших клубов из бывших союзных республик. «Они, безусловно, обретут реальный суверенитет, но на ближайшие два-три года нужно сохранить давно сформированную структуру проведения футбольного чемпионата», - подчеркнул он на первом пленуме новой ассоциации.
Действительно, в советские времена лишь РСФСР, Украинская ССР и Грузинская ССР были представлены в элитном дивизионе чемпионата СССР несколькими командами. В остальных республиках и одну-то не всегда удавалось наскрести для высшей лиги. Идея Колоскова выглядела логичной, но ее заблокировали московские клубы, не стремившиеся летать в Ереван, Баку и Душанбе, которые в те годы были настоящими горячими точками.
В результате сформировали из двадцати клубов высшую лигу чемпионата России, куда попали даже команды из второй союзной лиги. Ну, а «Памиру» и «Пахтакору», так же как «Нефтчи» и «Арарату», пришлось играть в своих национальных чемпионатах в городах, которые на картах СССР можно было отыскать с превеликим трудом. В качестве компенсации командам из республик бывшего Союза было предложено поучаствовать в Кубке Содружества. Эта идея была принята «на ура» всеми.
В первые годы спонсором турнира выступал Национальный фонд спорта, получавший многомиллиардные прибыли в свободно конвертируемой валюте за счет беспошлинного ввоза в Россию алкоголя и табака. Именно НФС обеспечивал призовой фонд в 50 тысяч долларов, оплачивал аренду манежей, где проходили матчи, а их участникам - проезд, размещение и питание. На таких условиях с радостью соглашались приехать в Москву даже чемпионы Грузии и прибалтийских республик, которые не входили в СНГ. Хотя из чемпионата СССР грузинские и литовские клубы демонстративно вышли задолго до распада единой страны.
Гладко было на бумаге
Правда, проблемы с формированием сильнейшего состава участников начались уже с первого розыгрыша. Охваченный гражданской войной Таджикистан прислал вице-чемпиона страны, клуб «Регар» из города Турсун-Заде. Вместо «Жальгириса» из Литвы приехала сборная местной лиги, выступавшая под флагом «Экранаса» из Паневежиса. Руководители Федерации футбола Украины не пустили на турнир в Москву симферопольскую «Таврию», сенсационно обыгравшую киевское «Динамо» в финале первого национального чемпионата. И вообще никого не пустили.
Лучший клуб Белоруссии, минское «Динамо», как раз в это время отправился в турне по Южной Америке. Со времен СССР зарубежная поездка была для футбольных команд делом святым.
Со сложностями столкнулись в Армении и Узбекистане, где в первых суверенных чемпионатах золотые медали были вручены сразу двум командам. В Ташкенте решили отправить «Пахтакор», более известный болельщикам во всем бывшем СССР, а в Ереване - никому не известный «Хоментмен», за который играл будущий зенитовец Саркис Овсепян.
Россию представлял московский «Спартак», который играючи разделывался со всеми соперниками. В группе команда Олега Романцева забила 15 безответных мячей в ворота бакинского «Нефтчи» и рижского «Сконто», а в финале разгромила фарм-клуб минских динамовцев «Беларусь» - 8:0. Лишь в полуфинале чемпионам России пришлось помучиться с тбилисскими динамовцами. Чемпион Грузии даже вел - 1:0, но Валерий Карпин сравнял счет, а за три минуты до финального свистка Виктор Онопко забил победный гол.
Несмотря на сложности и проблемы, Кубок Содружества в начале 90-х завоевал признание. В Москву приезжали президенты ФИФА и УЕФА, а для функционеров из столиц республик бывшего Союза это была прекрасная возможность вспомнить былые дни, когда все жили в одной стране. Для футболистов из независимых государств турнир в российской столице быстро стал своеобразной ярмаркой, где можно было себя дорого продать.
Поначалу только в ведущие российские клубы, да, пожалуй, еще в киевское «Динамо». Затем те же грузинские игроки охотно подписывали контракты с командами из Азербайджана, Латвии и Туркменистана. В каждой республике на какое-то короткое время образовывался суперклуб, располагавший неплохими финансовыми возможностями. В Азербайджане они остались до сих пор.
Не было бы счастья...
Пик популярности Кубка Содружества пришелся на конец 90-х. Украинские футбольные функционеры какое-то время продолжали скептически относиться к турниру, который проводился в Москве. В 1995 году вместо действующего чемпиона Украины - киевского «Динамо» - на турнир делегировали серебряного призера, донецкий «Шахтер». Мотивировали это решение тем, что для участвующих в Лиге чемпионов киевлян игра на синтетике нежелательна.
Через год ситуация кардинально изменилась. За попытку подкупа испанского судьи Лопеса Ньето киевлян исключили из розыгрыша Лиги чемпионов и отстранили от участия в еврокубках на три года. После этого динамовцы готовы были играть и на московской синтетике. Тем более что призовой фонд Кубка Содружества увеличили вдвое.
Дисквалификацию с киевского «Динамо» вскоре сняли, но президент киевского клуба Григорий Суркис уже не противился участию в Кубке Содружества. «Когда нам было тяжело, то президент РФС Вячеслав Колосков сделал все возможное, чтобы «Динамо» вернулось на европейскую арену, - заявил он в одном из интервью. - Разве можно после этого отказываться от приглашения на турнир, который проводится в России?»
Финалы с участием чемпионов России и Украины на несколько лет стали украшением Кубка Содружества и собирали полные трибуны в московском спорткомплексе «Олимпийский». В 1996-м киевлянам противостояла владикавказская «Алания». Динамовцы выиграли, а тренировавший тогда клуб из Северной Осетии Валерий Газзаев настойчиво зазывал после этого к себе Андрея Шевченко. Будущую звезду «Милана» и «Челси» вариант с Владикавказом не прельстил, а обиженный Газзаев, в свою очередь, не отпустил в Киев своего грузинского легионера Георгия Гахокидзе, отправив его в ПСВ.
Затем наступило время дуэлей между «Динамо» и «Спартаком». Причем даже регламент Кубка Содружества изменили, чтобы у ведущих клубов с постсоветского пространства не было проблем на пути к очной встрече. Хотя проблемы периодически возникали. В полуфинале 1997 года москвичи лишь по пенальти одолели ашхабадский «Копетдаг», в составе которого выделялись грузинские легионеры Каха Гоголадзе и Георгий Ткаладзе.
Два первых динамовско-спартаковских финала выиграли киевляне, а в 1999-м в переполненном «Олимпийском» победу праздновала дружина Олега Романцева. После этого турнира киевляне потихоньку стали утрачивать интерес к нему. У них появилась возможность вместо душных московских манежей играть в январе на естественных полях в теплых странах дальнего зарубежья.
Переезд в Питер не спас турнир
В новом веке Кубок Содружества с каждым сезоном утрачивал свою привлекательность. Уже не только чемпионы Украины проводили зимние сборы в теплых краях дальнего зарубежья, делегируя на соревнования резервные составы, но и сильнейшие команды из других союзных республик. Чемпион России иногда все же выступали сильнейшим составом, но уже в 2003 году трофей впервые разыграли команды с окраин бывшего Союза - молдавский «Шериф» и латвийский «Сконто».
Тенденция продолжилась. Исключение составил лишь Кубок Содружества-2005. Впервые ставший чемпионом России «Локомотив» выставил сильнейший состав и в финале обыграл бакинский «Нефтчи» - 2:1. Руководители РФС попытались возродить интерес к своему детищу, перенеся турнир из Москвы в Санкт-Петербург. В СКК в первых числах года традиционно проходил Мемориал Гранаткина, а в конце января - начале февраля вполне органично на той же арене вписывался в календарь межсезонья Кубок Содружества.
Еще одним доводом стало участие в турнире «Зенита», ставшего чемпионом страны в 2007-м. Правда, Дик Адвокат не был настроен жертвовать зарубежными сборами, и на поле СКК вышли резервисты, которых тренировал Анатолий Давыдов. Выступили молодые питерские парни вполне достойно: вышли из группы с первого места, опередив «Шериф», эстонскую «Левадию» и «Ашхабад», а в четвертьфинале проиграли с минимальным счетом ФБК «Каунас».
Затем на два года турнир вернулся в Москву, а в 2011-м питерские болельщики снова могли наблюдать за матчами клубов из независимых государств в СКК. Отказался от участия грузинский «Олимпи» из Рустави, и оргкомитет пригласил на замену... финский ХИК. Без всякого намека на политику и присутствие Великого княжества Финляндского в составе Российской империи.
Клуб из Хельсинки охотно принял приглашение, вышел из группы и в четвертьфинале уступил дублерам «Зенита». До финала молодежному составу хозяев добраться не удалось. Уж больно сильный состав был у соперников по полуфиналу, бакинского «Интера», который тренировал Кахабер Цхададзе. В составе чемпиона Азербайджана были легионеры из Грузии, Эстонии, Латвии, Чехии, Болгарии, Бразилии и всего несколько доморощенных футболистов. Настоящий «Интер»!
В финале азербайджанский интернационал по пенальти обыграл солигорский «Шахтер». Чемпионы Белоруссии, БАТЭ из Борисова, играя в еврокубках, сочли Кубок Содружества не интересным для себя турниром. В клубном формате он и завершил свое существование в 2011 году.
Организаторы еще пытались спасти Кубок Содружества, преобразовав в турнир юношеских сборных. Все пять подобных соревнований прошли в СКК. Сначала с участием 12 сборных, причем не только из бывших республик Союза, затем их количество сократили до восьми. В финале-2015 встретились команды ЮАР и Финляндии. К Кубку Содружества это уже имело мало отношения. Хотя завершилась его история в 2016-м матчем юношеских сборных России и Молдавии, которую выиграли наши парни со счетом 4:2.
Продолжение, если и последует, то не скоро…
Борис ХОДОРОВСКИЙ.