Сто лет назад сборная РСФСР провела международные матчи - первые после революции и гражданской войны
Целый век отделяет нас от исторических матчей, которые вошли в историю отечественного футбола. В мае 1923 года сборная РСФСР совершила турне по Финляндии, где провела шесть матчей с рабочими командами Страны Суоми. Сохранилось не так уж много исторических свидетельств об этих играх. Главным источником информации стали публикации в журнале «Известия спорта».
Руководитель делегации Василий Тараскин исполнял по совместительству, выражаясь современной терминологией, функции пресс-атташе сборной. Он посылал отчеты с места событий, но информация в них была далеко не полной. Даже состав сборной не во всех матчах указан.
Первый советский вратарь
Немного информации о поездке сборной РСФСР можно почерпнуть из вышедшей в 1968 году книги Николая Соколова «Первый вратарь сборной». Ее автора действительно можно считать таковым. Соколов родился в Москве в семье преподавателя, а затем директора одной из московских гимназий. Кроме футбола занимался легкой атлетикой и греблей.
Свою футбольную карьеру Николай начинал в Москве. Поначалу большого желания защищать последний рубеж у него не было, но со временем он полюбил вратарское ремесло. Первым из отечественных стражей ворот начал регулярно вводить мяч в поле руками, одним из первых стал играть в пас со своими защитниками. Словом, в чем-то даже опередил свое время. Соколов самостоятельно нащупал методику тренировок и постоянно ее совершенствовал.
В 1923 году первый советский вратарь поступил в Московский лесной институт, а после его объединения с аналогичным ленинградским переехал в Сестрорецк. Получив диплом, работал в местном леспромхозе. К этому времени из-за травмы ему пришлось завершить футбольную карьеру. Долгие годы Соколов работал в лесном хозяйстве Петроградской области. Похоронен он на Серафимовском кладбище.
Важная политическая задача
Первую в истории сборную РСФСР собрали буквально за пару дней из футболистов Москвы и Петрограда. «Поставленная председателем Спортинтерна тов. Мехоношиным цель сближения спорторганизаций РСФСР с рабочими спортивным объединениями Запада в значительной части была выполнена поездкой наших футболистов в Финляндию, - писал в отчете в «Известиях спорт» в стилистике тех лет тов. Тараскин. - Значение поездки огромно еще и потому, что здесь русским пришлось выдержать экзамен спортивной зрелости. До этого времени трудно и даже невозможно было сравнивать нашу технику, наши организационные формы и наши достижения с заграничными, так как не было живого сопоставления, не было ни одной встречи с западными товарищами».
Как подчеркивалось в этой заметке, «преодолев ряд трудностей и преград, лишь благодаря сильному подъему и неудержимому желанию, русским спортсменам удалось побывать за границей». Увидели там много нового и совершенно для себя неизвестного. Многому научились у своих соседей - представителей Финского рабочего союза.
Встречали гостей из Советской России с огромным энтузиазмом. По пути в столицу Финляндии в Куопио и Котке на перроне напротив вагона, в котором ехали футболисты, оркестр исполнял «Интернационал». На стихийных митингах собирались тысячные толпы.
Первая игра состоялась в Хельсинки, где соперником команды РСФСР стала сборная Рабочего спортивного союза Финляндии. Впрочем, в отчетах, присланных тов. Тараскиным, финские города именовались более привычными российскому читателю названиями: Хельсинки - Гельсингфорс, Турку - Або, Тампере - Таммерфорс, Виипури - Выборг. Как бы то ни было, но в первом матче в присутствии четырех тысяч зрителей российские футболисты разгромили хозяев - 5:0.
Они были первыми
О стартовом матче турне сохранился полный отчет. Сборная РСФСР вышла на игру в следующем составе: Николай Соколов, Сергей Иванов (оба - «Яхт-клуб Райкомвода» Москва), Владимир Воног («Путиловский кружок» Петроград), Георгий Гостев («Коломяги» Петроград), Павел Батырев, Александр Богданов Дмитрий Лагунов (все - «Спорт» Петроград), Петр Григорьев («Меркур» Петроград), Михаил Бутусов («Унитас» Петроград), Петр Исаков, Павел Канунников (оба - «Красная Пресня» Москва).
Кроме этих футболистов в составе делегации были еще два, Александр Маринин из «Путиловского кружка» и Евгений Шапаров. Вот уж по-настоящему таинственный персонаж! В отчете, присланном тов. Тараскиным, был приведен состав команды без указания клубов, которые они представляли. Зато были указаны их специальности и места работы. Причем после имен и фамилий совслужащих и профсоюзных деятелей обязательно указывалась их принадлежность к рабочим или крестьянским семьям. Даже Михаил Бутусов, работавший пожарным-топорником в Удельной, удостоился специальной приписки: «Сын крестьянина».
Уточнить клубную принадлежность 12 футболистов не составило труда. Они были заметными фигурами в футбольной жизни двух столиц. А вот о Шапарове никакой информации нет ни в подробных справочниках о московском футболе, ни у питерских историков спорта, которые перешерстили все, что связано со спортивными событиями начала прошлого века.
Известно только, что работал Шапаров на московской фабрике Гознак №2 вместе с Сергеем Ивановым. Даже в сборной Москвы Евгений не засветился. Возможно, просто захватили передового рабочего, умевшего худо-бедно попадать по мячу, за компанию с известным по выступлениям в чемпионате Москвы коллегой.
Счет голам открыл путиловец
Первый забитый мяч в составе сборной РСФСР записал на свой счет Владимир Воног. В «Путиловском кружке» он начинал играть в футбол еще в 1914 году и оставался верен заводу, который впоследствии стал Кировским, до конца жизни.
По отзывам очевидцев, Владимир выделялся на поле отличной физической подготовкой и азартом. Кроме футбола великолепно играл в хоккей с мячом, входил в состав сборных Ленинграда и РСФСР. В 1928 году стал чемпионом СССР по хоккею с мячом, а через 11 лет в качестве играющего тренера вместе с партнерами по ленинградскому «Авангарду» добрался до финала Кубка страны.
В 1939 году Воног окончил институт им. Лесгафта. По его инициативе в нашем городе впервые был проведен урок хоккея с шайбой, который тогда называли канадским. Оставшись преподавать в институте, путиловец с дореволюционным стажем не терял связи с Кировским заводом. Он первым в СССР внедрил производственную гимнастику перед началом рабочей смены.
После начала Великой Отечественной войны Воног с разрешения руководства института вернулся на Кировский завод, который, оказавшись практически на линии фронта, продолжал выпуск боеприпасов и ремонт военной техники. От эвакуации Воног отказался и умер в 1942 году от истощения на рабочем месте в одном из цехов завода.
Запоминающиеся «третьи таймы»
Серьезного сопротивления гостям из советской России финские рабочие команды оказать не смогли. Это на Олимпиаде-1912 финны одержали победу над российской сборной, но тогда в составе команды Суоми играли сильнейшие футболисты. В 1923‑м силы были явно неравны. В Котке сборная РСФСР разгромила местную рабочую команду «Риенто» - 13:1.
В следующей игре, проходившей в Турку, местный клуб «Турун Вейкот» проиграл, можно сказать, достойно - 1:3. Хотя, как следует из отчета тов. Тараскина, двум ведущим футболистам нашей команды дали передохнуть. В Куопио российская сборная просто катком прошлась по местному «Риенто» - 19:0. Впрочем, такие результаты век назад не были редкостью.
В пятом матче, который состоялся в столице Финляндии, разыгрывался приз Полномочного представительства РСФСР в Финляндии. В присутствии трех тысяч зрителей наша сборная снова обыграла сборную рабочих клубов Гельсингфорса - 6:1. Представитель нашего посольства передал капитану команды тов. Канунникову приз - бронзовую статуэтку бегущего футболиста. Затем дипломат произнес речь, в которой указал на значение переходящего приза в деле установления дружеских отношений между рабочими Финляндии и России.
«Вечером того же дня на рабочем острове Мусиками рабочим спортивным союзом Финляндии был дан банкет в честь гостей, - сообщил в отчете для «Известий спорт» тов. Тараскин. - В знак особой дружбы русской команде преподнесли кубок, изображающий победителя древних Олимпиад, а футболистам - памятные жетоны. Звучным «Интернационалом» одновременно на двух языках закончился оживленный дружеский банкет, затянувшийся до поздней ночи. Под пение «Смело, товарищи, в ногу» в моторную лодку усаживались гости и хозяева».
Век назад, судя по всему, «третьи таймы» в футболе были чуть ли не важнее двух первых. Матчем в столице должно было завершиться турне сборной РСФСР, но на обратном пути ее уговорили сыграть еще и в Выборге. И снова в отчете тов. Тараскина значительное место уделено описанию заключительного банкета. Вряд ли заслуживал описания сам матч, завершившийся со счетом 18:0.
Таким был дебют футболистов советской России на международной арене. Правда, в официальный реестр матчей сборных России эти игры не вошли. Ведь соперниками были не национальные сборные, а рабочие команды. Первые матчи, зарегистрированные в качестве официальных в ФИФА, российская команда сыграла в Швеции, Норвегии и Эстонии во время следующего турне в августе-сентябре 1923 года, о котором мы еще расскажем.
Елене Буяновой- 60!
Девочка с «хвостиками», воспитавшая Олимпийскую чемпионку
Поклонники фигурного катания со стажем, которые помнят, как во время трансляций по черно-белому телевизору комментатор рассказывал, какого цвета платье у фигуристки, отлично знают Елену Водорезову. Она дебютировала на чемпионате Европы-1976 в 12 лет. Девчонка с двумя «хвостиками» и набором сложнейших, по тем временам, прыжков.
Выросла Елена в спортивной семье: мама - гимнастка, папа - баскетболист, а впоследствии - известный в Москве тренер студенческой команды МИФИ. Правда, на каток «Динамо» в Петровском парке в четыре года девочку привела бабушка. Первый тренер посоветовала заняться фигурным катанием всерьез и порекомендовала расположенную по соседству школу ЦСКА.
«Буду честна: туда меня взяли по блату, - призналась в одном из интервью Елена Германовна. - Тренеры не увидели во мне задатков будущей чемпионки, но начальник армейской команды по фигурному катанию учился вместе с папой. Вот и пришлось тренерам выполнять приказ».
В десять лет талант у Водорезовой разглядели и предложили перейти в группу Станислава Жука, который тогда тренировал лучшие советские спортивные пары. Тут уж заартачилась Елена. Становиться парницей она совершенно не желала. Только после того, как Жук пообещал, что не будет менять ее специализацию, переход состоялся.
Всего за два года мэтр тренерского цеха вывел свою ученицу на лидирующие позиции в советском фигурном катании. В 12 лет Водорезова дебютировала на чемпионате Европы, а затем и на Олимпиаде в Инсбруке. Через два года Елена стала первой советской фигуристкой, поднявшейся на пьедестал на чемпионате Европы. В Страсбурге она завоевала бронзу.
Этот результат оказался неожиданностью даже для самой Елены. После выступления она переоделась и уже направлялась к автобусу, чтобы уехать в отель. И вдруг к ней буквально рванул руководитель советской делегации: «Лена, ты куда? У тебя же медаль!» В спешном порядке пришлось снова надевать соревновательный костюм и коньки.
И на чемпионате мира первую в истории отечественного фигурного катания медаль в соревнованиях женщин завоевала именно Водорезова. Это произошло в 1983 году в Хельсинки. Карьера фигуристки могла бы сложиться гораздо более успешно, но в 15 лет у Елены диагностировали полиартрит. Болезнь коварная и, что самое печальное, неизлечимая. Медики могли только облегчить боль, но не вылечить спортсменку.
Лебединой песней фигуристки Водорезовой стала Олимпиада-1984. В Сараево она приехала в статусе призера последнего чемпионата мира и считалась одной из претенденток на медали. Только так не считал арбитр из Бельгии. Соревнования у женщин тогда начинались с исполнения обязательных фигур. В начале карьеры они не очень удавались Елене, но в 1984-м она была уже признанным мастером «школы». Все арбитры в этом виде программы поставили Водорезову на первое или второе место, и только бельгиец - на 12-е.
Скандал был нешуточный. После завершения олимпийского турнира арбитр, засудивший Водорезову, был пожизненно дисквалифицирован, но расстроенная фигуристка так и не смогла собраться для исполнения короткой и произвольной программ. После Сараево она съездила на показательные выступления в Австралию и приняла решение завершить карьеру. Сразу же после возвращения в Москву Водорезова вышла замуж за конькобежца Сергея Буянова и взяла фамилию мужа. Хотя поклонники фигурного катания до сих пор по привычке называют Елену Германовну Водорезовой.
Никакой другой работы кроме тренерской Буянова для себя не представляла. Она пришла в школу ЦСКА, где прошла вся ее спортивная карьера. Готовых мастеров никто молодому специалисту не дал. Пришлось начинать с групп начальной подготовки. А через два года молодого тренера поставили перед нелегким выбором.
В ЦК КПСС поступило письмо, подписанное известными в ту пору фигуристками, а ныне - уважаемыми в мире фигурного катания тренерами. В нем Станислав Жук обвинялся в аморальном поведении, алкоголизме и сексуальных домогательствах. Задолго до моды, введенной на толерантном Западе, в эпоху перестройки и гласности подобное практиковалось и в СССР. Настоятельно предлагали подписать письмо и Буяновой.
Она категорически отказалась и встала на защиту своего учителя. «С Жуком поступили очень некрасиво, - обосновала свою позицию Буянова. - Многие его не любили, но это был великий тренер. Не знаю, были ли у него домогательства по отношению к другим, но для меня Станислав Алексеевич был тренером и учителем - не более».
Заступничество любимой ученицы не спасло Жука, которого лишили работы в сборной и заставили уйти из ЦСКА. Буянова осталась. Через ее группу прошли многие известные фигуристы. Самой известной стала олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова. «Хвостиков» в 12 лет, когда она впервые выиграла чемпионат России, у ученицы Буяновой, правда, не было. В остальном Аделина во многом повторила путь своего тренера.
В Сочи поначалу все внимание было приковано к Юлии Липницкой. Выигравшая за несколько недель до старта Олимпиады чемпионат Европы ученица Этери Тутберидзе блеснула в командном турнире, внеся самую весомую лепту в победу сборной России. Все ждали, что именно Липницкая бросит перчатку олимпийской чемпионке Ванкувера Ю-На Ким, но в «Айсберге» в индивидуальных соревнованиях прокат жизни выдала Сотникова. Не сумев стать олимпийской чемпионкой, Буянова осуществила мечту любой спортсменки со своей ученицей.
Свой юбилей Елена Германовна встречает в качестве начальника школы фигурного катания ЦСКА. Интересно, берет ли она сегодня кого-нибудь в школу по блату?
Борис ХОДОРОВСКИЙ.