Легендарный полузащитник сборной СССР отметил 70-летие

В 80-е годы даже писатели-фантасты не предполагали, что в нашу жизнь ворвется и станет главным источником футбольных новостей Интернет. Сегодня именно во Всемирной паутине можно найти все о трансферах, договорняках, а также о женах и подругах футболистов и их последних покупках.

В СССР все футбольные новости можно было узнать на фанатских пятачках. Они стихийно образовывались во всех городах, где были клубы высшей лиги, и складывалось ощущение, что разговоры о футболе там шли круглосуточно.
На всю большую страну под названием Советский Союз славилась одесская Соборка. Так по привычке жители города-героя называли сквер, носивший в прежние времена славное имя Советской Армии. Там и собирались поклонники «Черноморца», которые всегда оживлялись при виде случайно заглянувшего туда гостя города. Меня, в ту пору инженера Кировского завода, сразу встретили вопросом: «Молодой человек, вы откуда приехали?»
После этого вопросы сыпались уже со всех сторон, причем создавалось впечатление, что завсегдатаи Соборки надеялись прочитать их впоследствии в сборнике миниатюр Михаила Жванецкого. Совершенно не жалею, что решил ввязаться в диалог с одесскими болельщиками. Начался он с упоминания о бомбардирских талантах Олега Блохина.
Мгновенно последовала реплика: «Молодой человек, у вас в Ленинграде все не разбираются в футболе, или вы один такой?» Тут же в разговор включился болельщик, пользовавшийся, судя по всему, непререкаемым авторитетом: «Шо вы хотите от этого приезжего? Как может разбираться в футболе человек, не видевший, как играл за «Пищевик» Сема Кандыба?»
О Кандыбе упомянули еще несколько завсегдатаев Соборки. Найти в футбольных справочниках данные о нем так и не удалось. Оставив на время то ли реального бомбардира «Пищевика», то ли легенду и миф одесского футбола, местные фанаты перешли к ликбезу. «Запомните, молодой человек: Блохин без Буряка - это ноль без палочки, - авторитетно заявил один из знатоков. - Он бы и половины своих голов не забил, если бы ему не пасовал наш Леня. Вы хотя бы знаете, что он с Пересыпи?»
Добила меня реплика мальчишки лет десяти: «А этот дядя знает, что такое Пересыпь?» После этого я поспешил ретироваться с Соборки и засел за изучение биографии диспетчера киевского «Динамо», чье имя тогда гремело на всю страну. Действительно, Буряк начинал с Пересыпи - воспетого в песнях одесского района.
Детство Леонида было трудным. Рано остался без отца и школьником подрабатывал в рыболовецкой артели, вытаскивая снасти и укладывая улов. Расплачивались рыбой, но для семьи, где было трое детей и не было главного кормильца, это было серьезным подспорьем.
Как и все мальчишки на Пересыпи, в свободное время Буряк гонял мяч. Способного парня приметили одесские тренеры. Пригласили в спортивную школу, а также в заводской клуб «Продмаш», который выставлял на матчи первенства города детские и юношеские команды. В 17 лет Буряк попал в дубль «Черноморца».
Возглавлявший одесскую команду известный тренер Сергей Шапошников поначалу просто боялся выпускать Леонида на поле. Для начала парня нужно было подкормить. При этом зарплату платили. Буряк очень быстро стал звездой «Черноморца» и любимцем одесских болельщиков. Жаль, что в ту пору не довелось заглянуть на Соборку и услышать, как оценивали его игру знатоки сквозь призму воспоминаний о Кандыбе.
В 1973 году после двух сезонов в «Черноморце» Шапошников благословил своего 19-летнего подопечного на переход в киевское «Динамо». В советские времена в сильнейший клуб Украины собирали лучших футболистов со всей республики. Киевских болельщиков Буряк покорил в первом же матче за «Динамо». Выйдя на замену в игре с «Араратом» и увидев, что вратарь соперников неосмотрительно вышел из ворот, Леонид эффектным ударом перебросил мяч через него в сетку. Стадион взорвался аплодисментами.
В составе киевского «Динамо» Буряк пять раз становился чемпионом СССР, трижды поднимал над головой Кубок СССР. В 1975 году вместе с одноклубниками он выиграл Кубок обладателей кубков и Суперкубок УЕФА, через год стал бронзовым призером Олимпиады в Монреале. Одесские болельщики были абсолютно правы: в киевском «Динамо» связка Буряк - Блохин была грозной силой, и ни один статистик так и не подсчитал, сколько голов лучший бомбардир советского футбола забил с передач одного из лучших диспетчеров.
Они и в жизни были друзьями. Буряк всегда вспоминал, что с женой, известной советской гимнасткой-художницей Жанной Васюрой, его познакомил Блохин, у которого тогда в разгаре был роман со звездой этого вида спорта Ириной Дерюгиной. Две футбольно-гимнастические пары сначала встретились на концерте, а затем совершенно случайно Леонид столкнулся с Жанной на киевском главпочтамте.
Конфетно-букетный период растянулся на три года. Расписание сборов и соревнований у футболистов и гимнасток явно не способствовало личной жизни. Когда Леонид, наконец, сделал предложение, свадьбу назначили сразу же после заключительного матча чемпионата СССР, в котором «Динамо» встречалось с московским «Спартаком». Забив в этой встрече гол, жених повредил связки и в ЗАГС явился в гипсе. Возможно, это и скрепило семейные узы. У Буряков двое замечательных детей и уже есть внуки.
В одном из интервью Леонид признался мне, что из всех тренеров, с которыми он работал на протяжении карьеры, наибольший вклад в его становление как футболиста внес Валерий Лобановский. Только покинул «Динамо» любимец одесских и киевских болельщиков как раз из-за конфликта с наставником. В 1985‑м Лобановский затеял омо­ложение команды. На первые роли вышло поколение, которое через год завоюет второй в истории клуба Кубок обладателей кубков.
Буряка очень хотел видеть в «Спартаке» Константин Бесков, высоко ценивший его диспетчерский талант. Даже несколько тренировок на базе «красно-белых» Леонид провел. Только, когда обида на Лобановского слегка поутихла, понял, что переход в стан самого принципиального соперника - это предательство, и решил продолжить карьеру в другом московском клубе, «Торпедо». Помог автозаводцам завоевать Кубок СССР.
И это был не последний трофей в карьере. В 1988 году Буряк совершил круг почета с кубком вместе с партнерами по харьковскому «Металлисту», победив в финале московское «Торпедо». Харьковские болельщики отмечали, что 34-летний Буряк уже не успевает за скоростями того времени, но в понимании игры ему по-прежнему было мало равных. Кубковый финал стал последним матчем Буряка в советском футболе.
Он уехал в Финляндию, где два с половиной года был играющим тренером скромных, даже по меркам Страны суоми, клубов. Затем отправился по линии украинской диаспоры в США, где получил тренерскую лицензию после обучения в одном из университетов. Тренерская карьера Леонида Иосифовича была не такой яркой, как игровая.
Он возглавлял «Черноморец», тернопольскую «Ниву», несколько месяцев продержался на посту главного тренера киевского «Динамо». Последней командой тренера Буряка в 2012 году стала «Александрия». В 1999-м он даже в тульском «Арсенале» успел поработать, но не сошелся во взглядах на футбол и его финансирование с руководителями российского клуба.
Самым ярким моментом тренерской карьеры Буряка стала работа в сборной Украины. Он ассистировал Йожефу Сабо в отборочном цикле Евро-2000, когда в Лужниках забитый Андреем Шевченко в ворота Александра Филимонова мяч похоронил надежды российских болельщиков. В отборе на Евро-2004, куда сборная Украины не смогла пробиться, Леонид Иосифович был главным тренером сборной.
На этой неделе легендарный советский полузащитник отметил 70-летие. О нем вспомнили не только в Одессе и Киеве, но и во всех уголках бывшего Союза, где помнят великолепные передачи и фирменные удары футбольного интеллектуала с Пересыпи. Жаль, что сейчас не получится обсудить их с завсегдатаями Соборки.

Футбол
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

28 ноября