Тренеру, сотворившему сенсацию на ЧМ-1990, исполнилось 80 лет

О Валерии Непомнящем футбольный мир узнал во время ЧМ-1990 в Италии. Не имевший опыта выступлений даже в высшей лиге чемпионата СССР и мало кому известный за пределами Ашхабада тренер, командированный для работы в Камеруне, дошел со своей командой до четвертьфинала. Лишь в прошлом году марокканцы, дошедшие до полуфинала, превзошли лучший результат для африканских команд.
Только сборную Марокко на ЧМ-2022 африканской командой можно назвать с большой оговоркой. В ее составе играли воспитанники лучших европейских клубов, родившиеся и выросшие в Германии, Испании, Нидерландах, Франции. У Непомнящего в Италии половина игроков была из национального чемпионата. Эти футболисты даже профессиональных контрактов не имели.
После триумфа с камерунской командой Непомнящий работал с клубами и сборными в Китае и Узбекистане, тренировал турецкие команды «Генчлербирлиги» и «Анкарагюджю», южнокорейский «Пучхон Юкон» и японский «Санферече Хиросима», а также «Томь» и «Балтику». На этой неделе Непомнящему исполнилось 80.

Футбол по-прежнему интересен

- От кого вы получили самое неожиданное поздравление с юбилеем?
- Поздравили многие, но самым большим сюрпризом стало видео из Ашхабада. В столице Туркменистана восемь моих воспитанников собрались, чтобы отметить день рождения тренера Непомнящего.
- В программу недавно завершившегося форума «Россия - Африка» был включен и футбольный матч, на котором вы возглавляли команду гостей. Чувствуется, что вы по-прежнему держите руку на пульсе футбольной жизни...
- Поработать в этом качестве меня пригласили руководители РФС. Конечно, это нельзя назвать полноценной тренерской практикой. Футбол мне по-прежнему интересен. Стараюсь смотреть как можно больше матчей. С большим интересом наблюдаю за процессами, которые происходят сейчас в РПЛ.
Милла ошибся на год
- Правда ли, что легендарный камерунский футболист Роже Милла поздравил вас с юбилеем еще год назад?
- Было дело. Сначала Милла позвонил, затем прислал видео с теплым поздравлением, к которому присоединились еще два футболиста сборной Камеруна образца 1990 года. Перепутал ветеран камерунского футбола дату юбилея, но все равно приятно.
- Как перед ЧМ-1990 вам удалось реанимировать карьеру Роже Милла, который уже объявил о завершении выступлений в профессиональных командах...
- Милла внес весомую лепту в победу сборной Камеруна в Кубке африканских наций в 1988-м, и его возможности были мне хорошо известны. Да, он объявил о завершении карьеры и пылил где-то в любительской команде на Реюньоне. Только чемпионат мира для Роже стал таким мощным мотивирующим фактором, что он еще и в США в 1994-м сыграл.

Знал, как обыграть аргентинцев

- Удивительно, но на ЧМ-1990 вам удалось легко найти общий язык с лидерами камерунской сборной, которые выступали в европейских клубах...
- С футболистами, которые играли в местных командах, было проще. Они на виду у меня были. Не пропускал практически ни одного матча национального чемпионата, проходившего в столице Камеруна - Яунде, просматривал потенциальных кандидатов в сборную и уже хорошо их знал. С легионерами было сложнее. В Камеруне тогда матчи европейских чемпионатов не показывали. Пришлось довериться местным ассистентам, которые хорошо знали возможности и человеческие качества ведущих камерунских футболистов.
- За счет чего удалось уже на старте ЧМ-1990 сотворить сенсацию и обыграть в матче-открытия аргентинцев во главе с Диего Марадоной?
- Когда мы готовились к чемпионату мира, говорил ребятам, что нужно сыграть три игры в группе, а дальше - как получится. Сборная Аргентины наоборот хотела дойти до финала, стало быть не планировала выходить на пик формы к первому матчу. Понимал, что аргентинцы не будут выкладывать все козыри - и в этом был наш шанс. В Катаре на ЧМ-2022 история повторилась. Аргентинцы, ведомые Лионелем Месси, проиграли стартовый матч сборной Саудовской Аравии, но прибавляли по ходу турнира и стали чемпионами. В Италии от камерунцев никто ничего не ждал, ребята были раскованы. Когда вышли из группы, сказал своим футболистам: «Важно себя проявить, чтобы вас захотели купить». И они действительно себя продавали.

Возраст замечаю, но жить интересно

- Давно не были в Камеруне?
- В последний раз в 1993 году. Работал тогда в Турции и приезжал присмотреть легионеров для нашей команды. Стараюсь поддерживать связи со страной, благодаря которой стал известен в футбольном мире. Во время Кубка конфедераций-2017 встречался с официальной камерунской делегацией в Москве. Сейчас приглашают помочь в организации нового клуба. Собираюсь полететь в Яунде.
- Такая активность в 80 лет объясняется сибирскими корнями?
- На этот вопрос у меня нет ответа. Не могу сказать, что не замечаю свой возраст. Какие-то проблемы, свойственные 80-летним, возникают, но жить по-прежнему интересно. Стараюсь откликаться на все обращения, будь то экспертный комментарий для прессы или помощь в решении каких-то организационных вопросов.
- Вас считают одним из самых интеллигентных тренеров отечественного футбола, и многие удивляются, как удается обойтись в общении с игроками без ненормативной лексики...
- Никто точно не сформулировал понятие «интеллигентность». Не могу отнести себя к этой категории со стопроцентной уверенностью. Ненормативная лексика не всегда режет слух, но для меня она непозволительна. Так воспитали родители. Меня коробит, когда подобные словечки употребляют дети, девушки, да и обычные люди в ситуациях, в которых вполне можно без этого обойтись.

В Томске с Дзюбой проблем не возникало

- Как вам удалось найти подход к Артему Дзюбе, который приехал в аренду в «Томь» из «Спартака»?
- Дзюбе, с одной стороны, нужно было стопроцентное тренерское доверие, а с другой - постоянный вызов, стремление доказать свои амбиции. В моей тренерской практике были футболисты, найти к которым подход было посложнее, чем к Дзюбе. В Томске у нас был обоюдный интерес. Артем нравился мне как игрок, видел его потенциал. Когда он приехал в «Томь», я сразу же сказал: «Свою задачу вижу в том, чтобы ты играл». И Дзюба правильно воспринимал мои требования.
- Неужели никаких проблем не возникало?
- Пожалуй, только на первых порах. Когда Дзюба приехал, в «Томи» уже был игрок такого же плана - Сергей Корниленко. Какое-то время не мог определиться, кому отдать предпочтение. Потом нашел выход и стал с максимальной эффективностью использовать обоих. Конфликтных ситуаций с Дзюбой не было вообще. Хотя позволял иногда пошутить в его адрес. Да и он в мой тоже. Не могу сказать, что занимался воспитанием Артема, хотя время, проведенное в «Томи», явно позволило ему поверить в свои силы.

Комфортнее всего было работать в Азии

- В какой стране вы чувствовали себя наиболее комфортно?
- В Южной Корее и Японии. Хотя в Южной Корее все сложилось с самого начала, а в Японии потребовалось некоторое время для притирки. Как только игроки и руководители клуба поняли мою футбольную философию, клуб, который возглавлял, выдал 15-матчевую беспроигрышную серию. Менталитет у корейцев и японцев разный, но их роднит профессионализм и понимание роли тренера. Просто наслаждался работой в этих странах.
- В одном из интервью вы утверждали, что самые талантливые футболисты во всей Азии в Китае, но там играют шалопаи и разгильдяи, перенявшие все самое плохое, что было в советском футболе...
- Это не моя фраза. Так говорил мне один из руководителей местной федерации, выпускник московского инфизкульта. Менталитет у нынешних китайских футболистов очень схож с тем, который был у советских в конце 80-х - начале 90-х. Стоит добиться первых успехов и получить хороший контракт, пускаются во все тяжкие. Представить себе, что так будут поступать корейцы или японцы, не могу. И они стремятся, добившись первых успехов на родине, проявить себя в европейском футболе.

Санкции нужно использовать во благо российского футбола

- После успешного выступления сборной Камеруна вы были востребованы в основном в азиатских странах. Находите объяснение, почему не в России?
- Очень хотел поработать в больших клубах РПЛ, но как-то не складывалось. Самое привлекательное предложение было от тогдашнего президента московского «Торпедо» Владимира Алешина, когда вернулся из Южной Кореи. У торпедовцев были амбициозные планы, связанные с участием в еврокубках, но тогда совершенно не знал российский футбол. Попросил время, чтобы хотя бы присмотреться к игрокам. Пока присматривался, в «Торпедо» пригласили другого специалиста. Не считаю, что бесполезной была работа в Калининграде и Томске. Хотя действительно в Азии работал и дольше, и успешнее.
- В условиях санкций в отношении российских спортсменов многие продвигают идею проведения соревнований в рамках БРИКС и ШОС с участием и других заинтересованных стран. Видите ли вы окно в международном футбольном календаре для организации подобного турнира?
- В любой, даже самый насыщенный международный календарь можно вписаться. Санкции, наложенные на российский спорт, это, прежде всего, возможность развития наших молодых футболистов. Шанс уникальный, которым нужно воспользоваться. Когда английские клубы на пять лет были отстранены от еврокубков, в английской премьер-лиге провели реформы, сделав ее сильнейшей в мире. Если сегодня вложить средства в подготовку российских футболистов, а через несколько лет, когда санкции снимут, приглашать достойных легионеров, то и РПЛ сможет конкурировать с Серией А или Бундеслигой.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол Непомнящий Ян
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

во вторник,

5 ноября