Яхтсмен, выигрывавший золотые олимпийские медали в трех различных классах - таких людей больше не было, и не только в нашей стране
В субботу парусники будут вспоминать Валентина Манкина, которому исполнилось бы 85 лет. Он единственный в мире яхтсмен, выигрывавший золотые олимпийские медали в трех различных классах. Хотя родился в расположенном далеко от морей и больших озер селе Белокоровичи в Житомирской области. Кроме трех золотых медалей в послужном списке Манкина еще и «серебро», завоеванное на Олимпиаде-1976.
«Долгое время испытывал своеобразное чувство вины перед Манкиным, - рассказал корреспонденту «Спорт уик-энда» его партнер по «серебряному» экипажу монреальского образца в классе «Темпест» Владислав Акименко. - На трех олимпийских регатах он становился чемпионом, а со мной завоевал только «серебро». Избавиться от этого комплекса помогло интервью Этери Тутберидзе, в котором она расставила все точки над «i» в восприятии второго места».
Класс «Темпест» был включен в олимпийскую программу по настоянию британцев. В Киле, где проходила регата мюнхенской Олимпиады, экипаж в составе Алана Уоренна и Дэвида Ханта уступил Манкину и Виталию Дырдыре. В Канаду британцы приехали только за «золотом» и, не попав даже в призеры, после последней гонки сожгли свою яхту.
В 1976-м лелеяли честолюбивые планы и американцы. В экипаж к лучшему в стране рулевому Деннису Коннору они добавили... двукратного олимпийского чемпиона по академической гребле Конна Финдли. За счет своего двухметрового роста он прекрасно справлялся с обязанностями шкотового. Однако советский экипаж по сумме всех заездов американский опередил, но уступил шведам.
«Манкин - это эпоха в парусном спорте в СССР, - подчеркнул Акименко. - Он сыграл огромную роль в моей жизни. Как и Валентин, начинал занятия парусом в Киеве и даже занимался у тех же тренеров, что и он. В 1973 году уже двукратный олимпийский чемпион пригласил меня, тогда 20-летнего пацана, в свой экипаж».
Манкин, окончивший Киевский инженерно-строительный институт, к тренировочному процессу подходил, как дипломированный инженер. Он изобрел множество тренажеров, позволявших сократить время на отработку технических приемов, поворотный станок для яхт, чтобы была возможность тренироваться на берегу. Выносливость будущий трехкратный олимпийский чемпион вырабатывал, сидя часами на корточках перед телевизором. Зато при слабом ветре он чувствовал себя уверенно.
Путь Манкина к олимпийским вершинам был долгим и тернистым. В парусный спорт он пришел очень поздно, в 15 лет, пропустив традиционный для этой дисциплины этап гонок в детском классе «Оптимист». Чтобы попасть в сборную Украины, он даже фамилию Шенбрейк сменил на материнскую. Еще в 1959 году киевский яхтсмен по итогам всесоюзной регаты отобрался в олимпийскую сборную, но ждать дебюта пришлось еще долгих девять лет.
В 1964-м тренерский совет для гонок в классе «Финн» тренеры выбирали между Манкиным и опытным таллинским яхтсменом Александром Чучеловым. На тренерском совете тренер киевского спортсмена Сергей Машовец не стал бить себя в грудь и заявлять, что гарантирует «золото». Сказал, что уверен в том, что Манкин достойно представит советскую школу. В Токио отправился Чучелов.
В 1968 году в Мексике Манкин стал чемпионом в классе «Финн». Через четыре года пересел в «Темпест» и одержал сенсационную победу в Киле. В программу московской Олимпиады, а точнее - таллинской регаты этот класс не был включен. Манкин пересел в «Звездный» и вместе с молодым сибиряком Александром Музыченко завоевал свое третье «золото». Планировал выступить и на Олимпиаде-1984, но этим планам не суждено было сбыться.
На Олимпиаде-1988 Валентин Григорьевич был старшим тренером сборной СССР в классе «Звездный», а затем на протяжении двух лет возглавлял управление водных видов спорта Госкомспорта СССР. Курировал не только парус, но и плавание, и греблю. После аварии в Чернобыле дочери Манкина потребовалось лечение за границей, и трехкратный олимпийский чемпион заключил контракт с итальянцами. На Апеннинах он подготовил многих яхтсменов международного класса.
После кончины Манкина в 2014 году его прах был развеян над Тирренским морем в присутствии дочери, внука и официальных представителей итальянского и российского парусного спорта. В 2015 году трехкратный олимпийский чемпион был введен в Зал Славы Международной федерации парусного спорта.
Ум, честь и совесть отечественного биатлона
Легендарному тренеру Александру Привалову исполнилось бы 90 лет
На Олимпиаду в Ванкувер мне довелось лететь специальным чартерным рейсом. Попутчиками были наши спортсмены, которые направлялись для участия в соревнованиях, а также заслуженные ветераны, которых пригласил в качестве почетных гостей ОКР. Один из коллег, указав на стройного мужчину в олимпийской форме, сказал: «Не упускай своего шанса! Это же сам Алекандр Привалов»,
С некоторой робостью подошел в зале вылета к легенде отечественного биатлона, но Привалов ответил на все вопросы и разложил по полочкам перспективы наших биатлонистов. Не ошибся и в прогнозе, предсказав победу Евгения Устюгова. А на олимпийских трассах Уистлера с некоторой горечью Привалов говорил о том, что российские тренеры вложили много сил в подготовку Анастасии Кузьминой, а она принесла «золото» Словакии.
Привалов стоял у истоков отечественного биатлона. Первый в составе советской сборной призер Олимпиады («бронзу» он завоевал в 1960-м в Скво-Вэлли), серебряный призер Олимпиады-1964 в Инсбруке. Хотя настоящую славу отечественному биатлону он добывал как тренер. Завершив карьеру в 1966 году, вошел в тренерский штаб сборной СССР. На пяти Олимпиадах был главным тренером советской команды. Его друг и соратник Виктор Маматов подсчитал, что Привалов внес свой вклад в подготовку 35 олимпийских чемпионов.
На Олимпиаде-1994 Александр Васильевич был главным тренером женской сборной России. В Лиллехаммере наши девчонки стали чемпионками в эстафете, но в индивидуальных гонках остались без медалей. И Привалов снял свою кандидатуру с выборов на пост главного тренера сборной на следующий олимпийский цикл. Удивительно, но сменявшие друг друга руководители СБР так и не позвали больше легендарного тренера поработать с национальной командой.
А ведь на приваловских методиках учились многие зарубежные специалисты. Тот же Вольфганг Пихлер даже домой приводил советского тренера, угощал обедами, только бы Привалов поделился секретами. У Александра Васильевича была поразительная интуиция, когда дело касалось определения состава на ту или иную дистанцию, а особенно на состав эстафеты. Благодаря этому стали возможны олимпийские победы Александра Тихонова, Анатолия Алябьева, Дмитрия Васильева…
«Считаю себя счастливым человеком, потому что тренировался под руководством Привалова, - вспоминал четырехкратный олимпийский чемпион Тихонов. - Я был включен в состав лыжной сборной, но, играя в футбол, травмировал ногу. Лыжники на сбор, естественно, не взяли, и поехал в эстонский поселок Отепя, где в то время занимались биатлонисты. Привалов, увидев меня, с ходу заявил: «Что ты дурью маешься? Пойдем, постреляем». С первой же попытки поразил пять мишеней из пяти, после чего получил приглашение перейти в биатлон».
Как отмечают все, кто знал Александра Васильевича, он всегда был душой нашей биатлонной команды. Очень любил петь. В одном из последних интервью даже сказал, что сожалеет о том, что не сумел принять участие в проекте «Голос 60+». А еще Привалов писал стихи. Пусть и немного наивные, но очень искренние. Перед Олимпиадой в Турине он сочинил гимн нашей сборной, припев которого звучал так:
В миг решающего боя
Сам себя преодолей,
Собери в кулак всю волю,
Будь напористей, смелей.
Привалов ушел из жизни два с небольшим года назад, отметив 87-летие. Он похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Как принято говорить, прожил долгую жизнь и многого добился. Только не оставляет мысль, что он вполне мог бы добиться большего и принести еще больше славы отечественному биатлону.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.