Сто лет назад сборная Советской России по футболу произвела фурор в странах Старого Света

Век назад сборная РСФСР, составленная из москвичей и петроградцев, блестяще выступила на стадионах Швеции, Норвегии, Германии и Эстонии. Успехи футболистов из Страны Советов заставили многих европейцев по-другому взглянуть на большевиков, а в самой России, залечивающей раны гражданской войны, футбольная жизнь заметно оживилась.

Новые лица в сборной

После успешного турне по Финляндии, о котором уже рассказывала наша газета, сборная РСФСР получила приглашение от шведского рабочего союза. Готовясь к поездке, команда провела, как сказали бы сейчас, контрольную встречу со сборной Петрограда - и проиграла со счетом 1:2.
Сегодня в телевизионных шоу этот результат обсуждали бы все эксперты, поднимая вопрос о необходимости внести коррективы в состав, сменить главного тренера и провести реформы в РФС. Век назад ничего подобного не было. Никого из петроградцев, выступавших в составе победителей, в список делегации, выезжающей в Стокгольм, не включили.
По сравнению с составом, выступавшим весной в Финляндии, произошли небольшие изменения. Появились три новичка. Все из петроградских клубов. Место в воротах занял Александр Полежаев. Он выступал за несколько команд, ведущих свою историю еще с дореволюционных времен. В сборной РСФСР образца 1923 года представлял «Коломяги».
В 1924 году в составе сборной Ленинграда Полежаев стал чемпионом РСФСР и вице-чемпионом СССР. В свободное от футбола время он работал врачом, защитил диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. Участвовал в гражданской войне, естественно, на стороне красных. В годы Великой Отечественной был майором медицинской службы. За сборную РСФСР и СССР провел шесть матчей. Жил и работал в Ленинграде. Похоронен на Шуваловском кладбище.
Защитник Петр Ежов в 1923 году защищал цвета «Спорта». Отличался хорошим выбором позиции, работоспособностью и умением подстраховать партнера. Вместе с Георгием Гостевым составлял одну из сильнейших пар защитников страны своего времени. Ежов сменил множество петроградских команд, завершив игровую карьеру в 1936 году в «Балтводе». В том же году ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта.
Свою судьбу он связал с армией. Участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Завершил службу в 1953 году полковником. Ежов играл в ленинградских командах, а тренировал московские. Правда, в ЦДКА поработал всего три месяца.
Главным тренером армейцев он стал в мае 1941-го, а в июле команда на время прекратила существование. В начале 50-х Ежов был назначен главным тренером клуба ВМС. Футбольное подразделение флота базировалось в Москве и было расформировано после смерти Сталина.
Еще одним новичком сборной РСФСР стал Борис Карнеев. Он начинал футбольную карьеру еще до революции в команде «Павловско-Тярлевского кружка любителей спорта». В турне по Европе отправился в качестве игрока «Коломяг». Карнеев был не только отличным футболистом, но и прекрасным хоккеистом. Выступал за сборную Ленинграда по русскому хоккею. Он умер в блокадном городе от голода в 1942 году.
Капитаном сборной РСФСР образца 1923 года был питерец Михаил Бутусов, представитель славной футбольной династии. Шесть братьев Бутусовых играли за различные клубы во всероссийских и всесоюзных соревнованиях. После завершения игровой карьеры Михаил Бутусов тренировал динамовские команды Ленинграда и Тбилиси, Киева и Ташкента. В 1946 году возглавлял ленинградский «Зенит».
Не менее важная роль в делегации отводилась комсоргу команды Петру Артемьеву. Именно он провез через несколько границ красный флаг, ставший предметом гордости российских футболистов.

С корабля на бал

Первоначально планировалось, что посланцы из Страны Советов проведут единственный товарищеский матч в Гетеборге в рамках праздника, посвященного Дню труда. Его проводил местный рабочий союз при, как сказали бы сейчас, информационной поддержке шведской коммунистической газеты. Только по прибытии в Стокгольм встречающие гостей организаторы ошарашили: «Товарищи, сегодня вечером у вас первый матч на Олимпийском стадионе».
Ну что ж, для того, чтобы играть в футбол, и приехали наши ребята. За час до игры ни организаторов, ни автобуса, который должен был доставить сборную РСФСР на стадион рядом с пансионом, где остановились наши футболисты, не оказалось. Гости пришли туда пешком с чемоданчиками с формой. Шведы приехали на автобусе.
Этот матч завершился со счетом 5:5. Газон на Олимпийском стадионе был очень хорошего качества, но москвичи и петроградцы привыкли играть на гаревых и песчаных полях. Им было невдомек, что мокрое после дождя поле для тех, кто не использует шипы, превращается в каток. Пока привыкали, счет стал 1:4, но в концовке встречи уже хозяева вынуждены были отыгрываться и радовались ничейному результату.
Шведская пресса высоко оценила мастерство российских футболистов, которые вели командную игру в быстром темпе с точными пасами и прорывами по центру. «Лучшей была тройка нападения Бутусов, Исаков, Канунников, - писала одна из газет. - У высокого правого края нападения Жибоедова такая огромная скорость, какую на нашем стадионе никто еще не показывал. Центр полузащиты Батырев очень надежен, он сорвал массу аплодисментов своими финтами, а защитник Гостев просто феноменален».
За этой встречей наблюдал немецкий специалист Вилли Мейсль. После первых минут поединка по указанным выше причинам он произнес: «У этих игроков совершенно нет техники». Очень быстро российские футболисты опровергли это суждение. «Удивительно, как они достигают цели за счет экономных действий, - отмечал гостивший в Стокгольме немецкий эксперт. - Их тактика очень хороша».
В столице Швеции в то время как раз проходила национальная футбольная неделя, на которую съехались команды со всех провинций страны. Против гостей из советской России выставили сборную Стокгольма. Не самую сильную, по оценкам тогдашней шведской печати. Где-то третий или четвертый состав.
В 20-е годы прошлого века шведский футбол высоко котировался в Европе, и хозяева решили, что даже резервисты справятся с командой из голодной России. Многие помнили, что на Олимпиаде 1912 года российские футболисты были разгромлены командой Германии - 0:16 и потерпели поражение от финнов - 1:2. Хотя шведская спортивная газета в преддверии турне опубликовала где-то найденную фотографию сборной РСФСР. Подпись под снимком была весьма оригинальной: «Если они играют так же, как выглядят на этом снимке, то играют хорошо».
Далее следовала статья, ссылаться на которую вполне могут современные западные пропагандисты. В ней говорилось, что футболисты прибыли из страны, власть в которой захватили большевики, и в их рядах могут быть «казаки и сибиряки». На основании этого автор делал вывод, что речь может идти о новой русской угрозе для Швеции.
Впрочем, далеко не все средства массовой информации придерживались такого взгляда. Одна из самых влиятельных шведских газет, Dagens Nyheter, в редакционной статье задавалась вопросом, почему русский футбол должен страдать от политики. «Ведь в отношении Венгрии и Финляндии нет никаких ограничений, - писала газета. - Футболисты из этих стран свободно приезжают в Швецию». Далее Dagens Nyheter сообщала, что в делегации РСФСР 11 игроков основного состав, несколько запасных и один руководитель. Вряд ли они могут быть чем-то иным, нежели футбольной коман­дой.

Шведы не скрывали восхищения

Через час после окончания встречи в Стокгольме российские футболисты отправились в Гетеборг. Ехали сидячим вагоном третьего класса. Благо, не так уж далеко. Во втором по величине городе Швеции сборная РСФСР в рамках Дня труда провела встречу с местным клубом «Фэссберг» - не самым сильным даже в Гетеборге. В чемпионате города он занимал четвертое место.
Поначалу хозяева владели преимуществом, и первый тайм завершился со счетом 3:0 в пользу шведов. После перерыва сборная РСФСР преобразилась и забила в ворота «Фэссберга» четыре безответных мяча. Местная пресса не скупилась на комплименты. В буржуазных газетах писали, что парни из России за один день стали популярными в городе, а коммунистическое издание не преминуло заметить: «Победа сборной РСФСР - лучшая пропаганда идей большевизма».
Вместо единственного матча, на который гостей из советской России приглашал Рабочий союз, сборная РСФСР провела целое турне. После Гетеборга в различных городах Швеции состоялись еще семь матчей. Соперниками были как рабочие команды, так и сборные провинций. Некоторые клубы, с которыми встречались наши футболисты век назад, и сегодня играют в еврокубках, как «Вестерос», или напоминают о себе успехами на хоккейной площадке, как «Брюнес» из Евле. В девяти матчах сборная РСФСР одержала шесть побед при трех ничьих и разности мячей 23:6.
Хотя игры в режиме «нон-стоп», когда приходилось сразу же после финального свистка перемещаться на вокзал и уезжать в следующий город в сидячем вагоне третьего класса, давались непросто. Накапливалась усталость, не удавалось избежать травм. В один прекрасный день в команде осталось десять полевых игроков. В Хускварне сменить амплуа пришлось голкиперу Полежаеву.
В конце первого тайма, еле переводя дух, Александр пожаловался сменившему его в воротах москвичу Николаю Соколову, как трудно играть в поле. «Сашенька, голубчик, ты уж как-нибудь побегай до перерыва, а там отдохнешь…» - только и смог посоветовать Соколов. Полежаев выдержал, не дрогнула и вся команда. Шведам снова не удалось добиться победы. Матч завершился вничью - 3:3.

Без флага на стадионе на поле не вышли

Шведы были уязвлены. Резкой критике в прессе подверглись руководители футбольного союза. Их обвинили в том, что организацию турне сборной РСФСР пустили на самотек, и у гостей не оказалось достойных соперников. Функционеры вынуждены были каяться. Мол, не предполагали, что русские хорошо играют в футбол, и не видели ничего плохого в том, что заявки на матчи с ними поступали главным образом от посредственных клубов.
Руководитель делегации РСФСР Александр Медведев, занимавший должность председателя Физкультурного комитета Москвы, в этой ситуации повел себя решительно. Он направил письмо Футбольному союзу Швеции, в котором известил: «Наша команда готова еще раз сыграть с любой шведской. Мы хотим встретиться с самой сильной».
Шведы приняли вызов, но, как оказалось, собрать сильнейшую команду не смогли. Во многих изданиях матч, состоявшийся 21 августа на стадионе в Стокгольме в присутствии 40 тысяч зрителей, включают в реестр игр сборной России. Пусть и в качестве неофициального. После 1917 года Россия была исключена из ФИФА и проводить официальные матчи не могла. Да и шведы выставили не национальную сборную страны (на это из-за исключения России из международной федерации не имели права), а сборную Стокгольма. Причем даже не ту, что незадолго до этого стала победительницей футбольной недели Швеции, а менее сильную.
Матч начался со скандала. Медведев потребовал поднять над олимпийским стадионом красный флаг, как это было в Гетеборге в День труда. Хозяева отклонили требование на том основании, что между РСФСР и Швецией нет дипломатических отношений. Тогда руководитель нашей делегации заявил, что российская команда покинет стадион. На размышление дал пять минут - и шведы, смирив гордыню, приняли условие.
И эту встречу сборная РСФСР выиграла со счетом 2:1. Даже удаление одного из лидеров гостей, Павла Батырева, не помогло «Тре Крунур». Счет мог быть и более крупным, но шведский арбитр не засчитал забитый по всем правилам третий гол.
В некоторых газетах акцентировалось внимание на том, что поражение потерпела сборная Швеции. Видимо, эти отчеты и дали повод включить матч в реестр неофициальных игр сборной России. В Швеции так не считают. Там признают только три встречи, сыгранные еще до революции. Две из них, в Стокгольме и Москве, завершились вничью, а в Санкт-Петербурге в апреле 1913-го «Тре Крунур» разгромила российскую команду - 4:1.

В Норвегию под звуки «Интернационала»

В шведской прессе продолжалось бурное обсуждение результатов турне сборной РСФСР, и руководство местного футбольного союза подвергалось уничижительной критике. Вновь поднимался вопрос о том, почему против русских не выставили сильнейшие стокгольмские команды - АИК, «Юргорден» или «Хаммарбю». Знакомые названия, не правда ли? Все эти клубы успешно выступают в чемпионате Швеции и еврокубках до сих пор. Тем не менее должное мастерству российских футболистов все без исключения газеты, от буржуазных до коммунистических, отдали.
Из Швеции сборная РСФСР отправилась в соседнюю Норвегию. Перед отъездом на стокгольмском вокзале гостям устроили торжественные проводы. Как писала коммунистическая газета, звучал «Интернационал», раздавались крики «Ура!» и здравицы в честь Советской России и Коммунистической партии Швеции. Хотя какое отношение она имела к голам, забитым Бутусовым и Батыревым?
В начале 20-х годов прошлого века норвежский футбол котировался гораздо ниже шведского. Никого не удивили победы сборной РСФСР над клубами из Хамара и Тронхейма, а также столичной «Валеренгой» с общим счетом 17:1. Норвежцы тоже были уязвлены и решили организовать еще один матч на главном стадионе страны «Бишлет». Норвегия с 1908 года входила в ФИФА, и национальная сборная проводить официальный матч не имела права. Скандинавы вышли играть под флагом сборной клубов Норвегии. Гостей представили как сборную клубов Москвы и Петрограда.
Пожалуй, матч в Христиании, как тогда назывался Осло, получился самым напряженным для сборной РСФСР. Семь тысяч зрителей с восторгом приветствовали первый гол в ворота гостей. Затем наша сборная забила два гола и вышла вперед. Судил поединок местный арбитр, и на 72-й минуте он назначил пенальти в ворота гостей. Мягко говоря, очень спорный.
В те годы нередки были случаи, когда в подобных ситуациях команда отказывалась продолжать игру. Именно так и хотели поступить российские футболисты, но их буквально уговорили продолжить матч. Ответили они на норвежское судейство победным голом, который забил Бутусов на 85-й минуте.

Победная серия продолжилась в Германии и Эстонии

Турне, которое изначально должно было состоять из одного матча в Гетеборге, затягивалось. Из Норвегии сборная РСФСР направилась в Германию, где сыграла три матча с командами рабочих клубов - два в Берлине и один в Штеттине (ныне это польский Щецин). Результаты игр говорят сами за себя: три победы с общим счетом 26:1.
Только и эти матчи не стали завершающими. На обратном пути в Петроград сборная РСФСР сделала остановку в Ревеле, как тогда еще назывался Таллин. В столице Эстонии наши футболисты встретились со сборной страны. Этот матч, как и встречи в Швеции и Норвегии, статистики часто вносят в реестр неофициальных матчей сборной России. Пожалуй, имеют на это право.
Соперником действительно была национальная сборная, которая играла затем матчи против других национальных команд Старого Света. Многие эстонские игроки, вышедшие на поле в матче против сборной РСФСР, приняли участие в футбольном турнире Олимпиады-1924 в Париже. Даже судил австрийский арбитр Макс Адлер. Правда, он жил и работал в столице Эстонии, но формально был нейтральным.
Игра состоялась на стадионе «Калев» в присутствии четырех тысяч зрителей. Сегодня в Эстонии такую аудиторию футбольные поединки могут собрать только в случае приезда больших фанатских десантов из ведущих футбольных держав Старого Света. В первом тайме сборная РСФСР доминировала и после голов, забитых Карнеевым и Бутусовым, ушла на перерыв при счете 2:0 в свою пользу. На 50-й минуте Петр Исаков довел счет до разгромного, но затем хозяева сократили отставание до минимума.
Два пенальти реализовал Эльмар Кальот. Назначил ли их работавший в Эстонии австрийский арбитр по делу, или он решил поддержать интригу, сегодня уже доподлинно неизвестно. Эстонская пресса тех лет не уделила приезду гостей из советской России, которые еще совсем недавно были их соотечественниками, такого внимания, как шведская. Как бы то ни было, но на 84-й минуте Бутусов оформил дубль и снял все вопросы о победителе встречи.
Второе в истории отечественного футбола зарубежное турне сборной вновь оказалось триумфальным. Даже буржуазная печать вынуждена была признать, что в советской России умеют играть в футбол, а «казаки и сибиряки» не представляют угрозы национальной безопасности их стран. Восторженные комментарии публиковались и в советской прессе.
«Эту поездку можно рассматривать как определенный перелом в истории русского спорта, - писал журнал «Всевобуч и спорт». - До этого наших спортсменов ставили на класс ниже западных. Вспомните позорное поражение в Стокгольме в 1912 году! Могло сложиться мнение, что наши футболисты всегда и при всех обстоятельствах должны терпеть поражения. Последние победоносные выступления футболистов на Западе опровергли установившийся взгляд. Они показали, что русские не хуже, что это игроки международного класса».
Правда, до настоящего международного признания нашего футбола оставалось еще почти 30 лет. Все это время приходилось жить и развиваться в условиях международной изоляции, проводя редкие товарищеские матчи с командами из Турции. Вам это ничего не напоминает?
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

28 ноября