Само участие советских олимпийцев в Играх в столице Южной Кореи можно считать чудом. Когда в сентябре 1981 года на сессии МОК столицей Олимпиады-1988 был назван Сеул, в это не верил никто. Скорее уж, верили, что советское руководство не будет зеркально отвечать на бойкот московской Олимпиады, и нашим олимпийцам дадут возможность выступить в Лос-Анджелесе. Все-таки с США у СССР были дипломатические отношения, поддерживались культурные и спортивные связи, а о Южной Корее в советской прессе вообще предпочитали не упоминать.
Карелин последним нес флаг СССР
Без бойкота на Олимпиаде-1988 не обошлось. В столицу Южной Кореи не поехали спортсмены КНДР. Формально из-за того, что южнокорейские власти отвергли идею провести часть соревнований в Северной Корее. Только подобный сценарий не соответствовал хартии МОК, да и истинную причину отказа все прекрасно понимали.
Солидарность со спортсменами из социалистической КНДР проявили Куба, Вьетнам, Эфиопия, Албания, Никарагуа и Сейшейльские острова. Со спортивной стороны сожалеть можно было лишь об отсутствии на спортивных аренах Сеула кубинских боксеров и эфиопских стайеров. Опасения, что в Южную Корею, с которой у СССР даже не было дипломатических отношений, не поедут советские спортсмены, не оправдались. Соответственно и остальные социалистические страны, пропустившие Олимпиаду-1984, послали свои делегации в Сеул в эпоху перестройки и гласности.
Организаторы Игр также пошли на уступки. Многие советские спортсмены жили не в олимпийской деревне, а на пришвартовавшемся в южнокорейском порту в предместье Сеула океанском лайнере «Михаил Шолохов». Там было все: от комфортабельных кают и тренажерных залов до, как утверждали злопыхатели, специальной лаборатории, где проводился допинг-контроль.
На церемонии открытия, состоявшейся 17 сентября 1988 года, завоевавший в Сеуле свою первую из трех золотых олимпийских медалей Александр Карелин нес советский флаг. Как оказалось, в последний раз. Сама же Олимпиада-1988 стала триумфальной для советских спортсменов. Они завоевали 55 золотых, 31 серебряную и 46 бронзовых наград. Если отбросить Москву и Лос-Анджелес, где не имевшие зачастую серьезных соперников хозяева становились чемпионами соответственно 80 и 83 раза, сеульские показатели рекордные. Программа летних Игр все увеличивается, но ни разу подобраться к показателям советских спортсменов 30-летней давности никому так и не удалось.
Последний бенефис гимнастической школы
Самый большой вклад в копилку наград советской сборной внесли гимнасты. Четырехкратным олимпийским чемпионом стал Владимир Артемов, который выиграл соревнования в личном и командном многоборье, а также стал лучшим на двух снарядах - брусьях и перекладине. Впрочем, после окончания финала на перекладине вместе с Артемовым на пьедестал почета поднялся его товарищ по команде Валерий Люкин. В соответствии с правилами, набравшим одинаковую сумму баллов гимнастам были вручены золотые медали. Это очень порадовало руководителей Федерации спортивной гимнастики СССР. Ведь вместо десяти наград высшей пробы в активе советской сборной оказалось 11.
Трехкратным олимпийским чемпионом в Сеуле стал Дмитрий Билозерчев, выигравший, кроме командных соревнований, золото в упражнениях на коне и кольцах. В вольных упражнениях первенствовал Сергей Харьков. Казалось, что советская гимнастическая школа будет еще очень долго доминировать на Олимпиадах. Только едва приподнялся железный занавес, как лучшие гимнасты рванули за рубеж.
Артемов имеет свой гимнастический зал в Пенсильвании, а Люкин не просто славно поработал во благо американской гимнастики в качестве тренера. Его дочь Настя стала олимпийской чемпионкой в Пекине, представляя американскую команду. В США вместе с мужем ведет бизнес и для души тренирует местных гимнасток двукратная чемпионка Олимпиады-1988 Светлана Богинская.
Правда, олимпийская чемпионка в индивидуальном и командном многоборье Елена Шушунова никуда из родного Ленинграда не уехала. Даже после того, как он стал Санкт-Петербургом. В Сеуле дуэль ученицы Виктора Гавриченкова с румынкой Даниэлой Силиваш в многоборье стала украшением олимпийского гимнастического турнира. Она выжала Шушунову настолько, что Елена не смогла пополнить коллекцию золотых медалей на отдельных снарядах и после завершения Игр в 19 лет ушла из большого спорта.
Шушунова в чем-то опередила свое время в гимнастике. Она исполняла в вольных упражнениях прыжок, который на сленге назвали Шушкой. Исполняя этот элемент, гимнастка делала поворот на 180 градусов и приземлялась в упор лежа. Что-то на грани акробатики и фантастики! Сейчас его может выполнить только лидер американской сборной Симона Байлз. Из нового поколения в российской сборной справиться с ним никто не может.
Олимпийская чемпионка осталась верна родному городу до самой смерти. Шушунова скончалась в августе 2018-го от осложнения после пневмонии в возрасте 49 лет и похоронена на Богословском кладбище.
Велосипед не знает границ
Осенью 1988-го уже во многих союзных республиках бушевали националистические страсти. Только в сборной СССР никто не делил спортсменов на русских, украинцев, литовцев или грузин. Напротив, именно объединение в одну команду представителей разных республик приносило столь желанные золотые медали.
В командной гонке преследования на треке чемпионский квартет составили литовцы Гинтаутас Умарас и Артурас Каспутис, а также ленинградцы Вячеслав Екимов и Дмитрий Нелюбин, воспитанники знаменитого тренера Александра Кузнецова. Это был последний старт четверки, которая могла выигрывать все и везде на протяжении долгих лет. На следующей Олимпиаде Каспутис и Умарас выступали уже за литовскую сборную, но уже без медалей. Сын известного советского велосипедиста Дмитрий Нелюбин завершил свою спортивную карьеру в 1997-м, так и не сумев в российской сборной добиться таких же успехов, что и в советской.
Олимпийской чемпионкой в Сеуле стала советская велогонщица Эрика Салумяэ. Через четыре года она повторила это достижение в Барселоне, завоевав первое золото уже для независимой Эстонии. Готовил ее к обоим олимпийским стартам московский тренер Владимир Леонов. Причем после того, как Эрика покинула советскую сборную, она поначалу пыталась работать с другим наставником. И очень быстро убедилась, что лучшего тренера, чем Леонов, ей не найти.
Из деревни Кривошеево на олимпийский пьедестал
Одну из первых золотых медалей в копилку советской олимпийской сборной внес стрелок Афанасий Кузьмин. Он родился в деревне Кривошеево в семье русских старообрядцев, издавна живших вблизи города Двинска, ставшего в советские времена Даугавпилсом. В этом латвийском городе и начиналась спортивная карьера Кузьмина. Уже в Сеуле 41-летний стрелок считался ветераном. Кто бы мог предположить, что в его карьере будут еще шесть Олимпиад, на которых Афанасий будет выступать под фамилией Кузьминс и представлять Латвию!
Еще в 1991 году Кузьмин выступал за сборную СССР на чемпионате Европы, где занял второе место. Даже не думал о том, что страна, которой он приносил медали, распадется. Как признавался сам Афанасий, готовился к Олимпиаде в Барселоне и о политике не думал. Даже когда получил новое гражданство, продолжал работать на тренировочных сборах под Москвой. В 65 лет Кузьмин участвовал в лондонской Олимпиаде и даже готовился к Играм в Рио, но поехать на свои десятые Игры не сумел. Хотя мог бы стать рекордсменом.
В десяти Олимпиадах принимал участие только канадский конник Иан Миллар. Превзойти его достижение Кузьмину помешал бойкот Лос-Анджелеса. На альтернативных соревнованиях «Дружба-84» он показал результат 599 очков из 600 возможных, а олимпийский чемпион японец Такэо Камати - 595. В сборную СССР латвийский стрелок впервые попал в 1967 году и, наверное, спортивные руководители жалели, что не включили его в олимпийские команды в Мехико и Мюнхене.
Национальность - советский
Двукратными олимпийскими чемпионами в Сеуле стали Виктор Ренейский и Николай Журавский, выигравшие соревнования в гребле на каноэ на дистанциях 500 и 1000 м. В одной лодке гребли представители Белоруссии и Молдавии. Перед Олимпиадой в Барселоне они не смогли пройти отбор в объединенную команду. После этого Ренейский стал выступать за Белоруссию, а Журавский - …за Румынию. Ни тот, ни другой успехов не добились. Перед Олимпиадой в Атланте Журавский вернулся в родную Молдавию и уговорил переехать туда Ренейского. Двукратные олимпийские чемпионы Сеула через восемь лет тряхнули стариной и завоевали серебро.
По городам и весям некогда единой страны разбросало олимпийских чемпионов в командных соревнованиях по рапире. Вот уж поистине интернациональный коллектив был! Душой команды все признавали грузина Владимира Апциаури. После завершения карьеры он в течение восьми лет возглавлял сборную Кувейта. Фактически создал ее и пять раз приводил к победам на чемпионатах арабских стран. Затем вернулся домой и занимал должность вице-президента Федерации фехтования Грузии.
Уфимец Анвар Ибрагимов после распада СССР трудился в России. Стал заслуженным тренером страны. А его сын Камиль продолжает семейные традиции. Он, правда, не рапирист, как папа и мама, Ольга Величко. В качестве оружия на фехтовальной дорожке Камиль выбрал саблю.
Уроженец Сахалина Александр Романьков всю жизнь тренировался в Минске у одного тренера, Эрнста Асиевского. К своему наставнику привозил и уроженца Донецкой области «азербайджанца» Бориса Корецкого, который в семь лет вместе с родителями переехал в Баку. В начале 80-х Корецкий собирался даже обосноваться в Минске, но ордера на квартиру не получил.
Лишь после победы в Сеуле спортивные руководители Белоруссии решили, что Корецкому стоит поменять прописку. На следующий чемпионат мира он уже отправился как белорус. Поработал в Минске и тренером. После распада Союза многие рекомендовали Корецкому оформить российское гражданство, чтобы получать причитающиеся олимпийцам пожизненные пенсии.
«Не хочу брать то, чего не заслужил, - отметил олимпийский чемпион в одном из интервью. - Победу в Сеуле одержал, представляя Азербайджан. Там от меня тоже никто не отказывается».
Еще один воспитанник знаменитой бакинской школы, Ильгар Мамедов, после распада СССР в Москву перебрался. И даже стал олимпийским чемпионом в составе уже сборной России в 1996 году. Окончил Дипломатическую академию МИД России, но из фехтования не ушел, долгие годы был главным тренером сборной нашей страны, а сейчас возглавляет Федерацию фехтования России.
Триумф Карполя и Кожухова
В четырех игровых видах спорта победу в Сеуле праздновали сборные СССР. Естественно, самый большой резонанс вызвал триумф наших футболистов, обыгравших в финале сборную Бразилии. Только в золотую коллекцию легендарных матчей советской эпохи вошел и финал женского волейбольного турнира. В триумф девчонок Николая Карполя практически никто не верил. Решение вернуть наставника сборной, победившей на московской Олимпиаде, в национальную команду руководители отечественного волейбола приняли за полгода до Сеула. На Олимпиаду еще нужно было отобраться, победив сильную сборную Италии.
Карполь принял команду, когда в ней проходила смена поколений. Мало того, что специалисты не верили не то, что в победу, но даже в медали в Сеуле, так еще и у самих девчонок не было веры в свои силы. Чтобы они приобрели таковую, Карполь вместе с командой отправился в тур по городам-героям. Это Анатолий Бышовец повез своих парней на аудиенцию к Папе Римскому в Ватикан, а Карполь привез своих девчонок на боевые корабли и подлодки, где советские моряки рассказали о дежурствах в Средиземном море и Персидском заливе. После этого и вера в свои силы у волейболисток появилась.
В полуфинале сборная СССР просто вынесла в одну калитку непобедимую на протяжении семи лет китайскую команду. Первый сет был выигран всухую, в двух других китаянки смогли набрать всего 11 очков. Напомним, что игра в партии шла тогда до 15. Такая легкая победа над фаворитами турнира сыграла злую шутку с нашими девчонками в финале. Они проигрывали по партиям - 0:2 и 6:12 в третьей.
До победы перуанкам, которые считались фаворитами титульного матча, оставалось набрать три очка. В СССР в победу девчонок Карполя тоже не верили. Даже комментатора на финал не послали, и в эфир шла техническая трансляция. Зато весь мир услышал хорошо знакомые советским людям слова из уст Карполя, которые мотивировали наших девчонок. Перуанки ничего не смогли противопоставить поймавшим кураж волейболисткам советской сборной.
Буквально катком прошлась по соперникам мужская гандбольная сборная, за которую играли парни из Краснодара и Челябинска, Москвы и Минска, Астрахани и Каунаса. Одним из лидеров сборной был линейный ленинградской «Невы» Юрий Нестеров. Советские гандболисты одержали пять побед в группе над сборными Югославии, Швеции, Исландии, США и Алжира, а в финале не оставили ни единого шанса рвавшимся к золоту хозяевам турнира.
Очень редко после завершения турнира в СССР отмечали спортивных функционеров, но все специалисты гандбола сошлись во мнении: главным творцом триумфа стал государственный тренер Александр Кожухов. Он не просто объединил в тандем тренеров-антиподов москвича Анатолия Евтушенко и минчанина Спартака Мироновича, но и грамотно распределил обязанности между ними. Каждый занимался тем, что умел делать лучше всего, и не мешал напарнику. Игру, которую продемонстрировали наши мастера ручного мяча в Сеуле, назвали гандболом XXI века.
Мечты о реванше не сбылись
Юбилеи сеульского триумфа советского баскетбола широко отмечают в Литве. Удивляться не приходится. Ведь из 12 игроков олимпийской сборной СССР четверо представляли эту республику, где лучшая в мире игра с мячом - даже не игра, а религия. В Вильнюсе перед дворцом спорта есть Аллея олимпийских чемпионов. Хотя в сегодняшней Литве не очень-то любят вспоминать о достижениях советских лет, на самых почетных местах бюсты Арвидаса Сабониса и Шарунаса Марчюлениса, Вальдемараса Хомичюса и Римаса Куртинайтиса.
В одной команде с ними играли таллинец Тийт Сокк и рижанин Игорс Миглиниекс, киевляне Александр Волков, Валерий Гоборов и Александр Белостенный, алмаатинец Валерий Тихоненко. Правда, для лучшей подготовки к Олимпиаде многих из них перевели в московский ЦСКА. Там же играли Сергей Тараканов и Виктор Панкрашкин. На Олимпиаду в Сеуле американцы привезли очень сильную студенческую команду. В ней выделялись будущие звезды НБА Дэнни Мэннинг и Дэвид Робинсон по прозвищу Адмирал. Они приехали в Южную Корею с уже подписанными многомиллионными контрактами.
Сборная СССР на групповом этапе проиграла югославам и вместо финала встречалась с американцами в полуфинале. Главный тренер советской команды Александр Гомельский осуществил свою заветную мечту, хотя все было против него. Сабонис получил травму, и само его участие в Олимпиаде было под вопросом. В Литве считали, что московский тренер хочет загубить национальное достояние, не давали никаких гарантий американские врачи.
Гомельский сумел уговорить Арвидаса сыграть на Олимпиаде, не до конца восстановившись после травмы, а затем поставить всех перед фактом. В полуфинале советская сборная выиграла у американцев с разницей в шесть очков, а в финале просто смяла «югов», взяв убедительный реванш за поражение в группе. И отметила успех так, что советские олимпийцы жаловались руководству на невозможность выспаться перед стартами на корабле «Михаил Шолохов». Тем более что и футболисты присоединилась к празднованию золота. Из всей баскетбольной сборной на церемонию закрытия смог выйти только Тараканов.
Через четыре года в Барселоне четверка литовских олимпийских чемпионов билась против своих товарищей из золотой сеульской сборной. Тогда Сабонис и его партнеры обыграли объединившихся под олимпийским флагом Волкова, Миглиниекса, Тихоненко в матче за бронзу. Американцы же, уязвленные поражением, впервые прислали на Олимпиаду-1992 Dream Team, составленную из звезд НБА.
Единой командой приехали в столицу Каталонии немецкие олимпийцы. Сеул стал прощальным бенефисом не только сборной СССР, но и команды ГДР, которая завоевала в Южной Корее 102 медали, включая 37 золотых, и опередила в общекомандном зачете американцев. На параде закрытия в Сеуле вряд ли кто-то мог предположить, что две сборные, долгое время задававшие тон в мировом спорте, больше никогда не выступят на Олимпиадах.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.