ХОККЕЙ . Легендарные имена
Единственный рубеж, который не покорен еще в Северной Америке нашим хоккеем, - это пост главного тренера в клубе НХЛ. И ближе всего к нему сейчас Сергей Брылин - один из немногих российских игроков, которого ценили за океаном больше, чем на родине. Трехкратному обладателю Кубка Стэнли 13 января исполняется 50 лет.
Еще один хоккеист, который застрянет в фарм-клубе
Уехал из России Брылин мало кому известным хоккеистом, хотя играл в юниорской и молодежной сборных, завоевывал с ними медали на международных турнирах. Но особой результативностью воспитанник ЦСКА не выделялся, в год его драфта НХЛ (1992-й) хватало форвардов и поярче - Яшин, Квартальнов, Валерий Буре, Николишин, Королев…
Поэтому, перебираясь в НХЛ, он ничего особо не терял - у Виктора Тихонова в армейском клубе дальше третьего-четвертого звена нападающий не пробивался. Поэтому его решение покинуть родину особого ажиотажа не вызвало: мол, еще один игрок, который застрянет в заокеанском фарм-клубе.
Но в «Нью-Джерси» форвард, который никогда не чурался черновой работы и был готов пахать «от и до», неожиданно пришелся ко двору.
Начал Серж, как его прозвали за океаном, все-таки с «фарма», но к февралю 1995 года дебютировал в НХЛ и очень понравился тогдашнему наставнику «дьяволов» Жаку Лемэру.
И - о, чудо - первый же сезон Брылина в «большом хоккее» завершился первой в истории победой «Нью-Джерси» в Кубке Стэнли. Команда, которая делала ставку на оборону со своими знаменитыми «замками», сенсационно обыграла в том розыгрыше «Филадельфию», «Бостон», «Питтсбург» с Ягром и Лемье, а на финише с сухим счетом съела набирающий силы «Детройт» с технарями Айзерманом и Федоровым.
Впрочем, самого Брылина после неожиданного подарка - на момент завоевания Кубка Стэнли хоккеисту шел только 22-й год - ждал холодный душ. В следующие два сезона Лемэр про него практически не вспоминал.
Лишь новый коуч «Дэвилз» Робби Фторек в сезоне 1988/89 вернул его в НХЛ. И спустя уже полтора сезона россиянина ждала сатисфакция - его клуб второй раз взял Кубок Стэнли.
Причем на этот раз «Дэвилз» выглядели уже не такой скучный командой, зацикленной на обороне, а искали счастья у чужих ворот. Кроме Брылина, кстати, в основном составе выходили еще три представителя отечественного хоккея - Малахов, Немчинов и Могильный, а ассистентом главного тренера Ларри Робинсона был Фетисов.
Но все они, кроме Брылина, надолго в клубе не задержались, хотя следующий чемпионат для Сергея в звене с Могильным оказался самым результативным в карьере - 52 (23+29) очка.
Кстати, «дьяволы» могли тогда наградить российского хоккеиста уже третьей чашей - к 26 годам, но в тот год уступили в финале «Колорадо».
На родине никто не узнавал
Продолжения банкета пришлось отложить еще на три сезона. В 2002-м «дьяволов» опять возглавлял приверженец закрытого хоккея - Пэт Бернс. И под его руководством команда вновь стала лучшей в НХЛ. Россиянин, несмотря на низкую результативность, по-прежнему был очень важен для команды, отрабатывая в обороне и часто выходя в меньшинстве.
Три Кубка Стэнли - достижение для российских энхаэловцев уникальное. Только еще три человека - Ларионов и Федоров в составе «Детройта» и Малкин с «Питтсбургом» - делали чемпионский хет-трик.
Только популярности на родине это Сергею не добавило. «Славы у меня нет вообще, - рассказывал игрок в 2003 году после третьей победы. - Каждое лето на несколько недель приезжаю в Москву, и за девять лет меня никто не узнал на улице, представляете? Может, слишком рано уехал из России, может, просто недостаточно талантливый».
Насчет бесталанности - это, конечно, шутка. Брылин был ролевым игроком и 13 лет - с 1995-го по 2008-й - очень хорошо справлялся со своей работой. Сергей старался делать все, о чем его просили в «Нью-Джерси». Атакующие звенья, оборонительные, центр, край и однажды даже защитник. Ежегодная награда в клубе «Версалити Эворд» (приз за универсальность) носит его имя.
Но вот в российской сборной карьера Брылина как-то не задалась. Даже когда он был свободен от плей-офф, тренеры национальной команды на него особо не обращали внимания.
Особенно обидно получилось с Олимпиадами - дважды отбривали в последний момент. В 2002-м хорошо его знавший Фетисов объявил «дьявола» Брылина первым запасным, но когда появилась вакансия, предпочел вызвать молодого Дацюка.
Через два года на Кубке мира от форварда «Дэвилз» отказались из-за «переизбытка центров», в Турине-2006 нижние звенья предпочли заполнить ребятами из Суперлиги.
Только в «Нью-Джерси» его по-настоящему ценили, а он сам оттуда никуда не рвался. «Как приехал сюда много лет, так здесь и остаюсь. Нет никакого желания менять команду», - говорил Брылин.
В итоге россиянин провел за «Дэвилз» 765 матчей, отлучившись только под самый занавес игровой карьеры в КХЛ - три сезона в СКА, один - в «Кузне».
Но на родине не засиделся, дорога опять позвала в «дьявольское логово». Уже десять лет Сергей работает тренером в клубе из Ньюарка: сначала помощником в фарм-клубе, а с этого сезона - ассистентом Линди Раффа уже в НХЛ.
И на данный момент Брылин ближе всего к тому, чтобы стать нашим первым главным тренером НХЛ. Из его 50 прожитых лет 25 отданы «Нью-Джерси».
- Быть тренером в Северной Америке для русского - большой успех. Согласны?
- Насчет успеха не знаю. Но тренеру в начале карьеры трудно сразу попасть в главную команду. Поэтому для начала карьеры моя должность в АХЛ неплохой старт, - сказал Брылин в интервью «Спорту день за днем».
- Вы возвращались из России обратно, что называется, «куда глаза глядят», или уже знали, где будете работать?
- Нет, конечно. Но мне всегда говорили в «Нью-Джерси», что готовы дать работу, когда приму решение заняться чем-нибудь другим, завершив игровую карьеру.
- Вам легко удается понимать, чего вообще хотят американцы?
- Не забывайте, что живу за океаном уже более двадцати пяти лет! Вся моя жизнь прошла здесь. Так что вопрос, как вписаться, адаптироваться, общаться, не стоит вообще. Никакой проблемы нет. Однако есть разница. Здесь не принято кричать на игроков. Тренерский авторитет и так достаточно высок. Здесь все просто: не выполняешь задание тренера - не играешь. Это лучший инструмент влияния.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.