ФУТБОЛ. Кубок России-1998/99. К юбилею победы «Зенита»

В финальном матче Кубка России питерцы считались хозяевами поля, но проходил он в Лужниках. А соперниками «Зенита» были московские динамовцы. Пусть и не такая популярная в столице команда, как «Спартак», но все же московская. Поклонникам «бело-голубых» не нужно было думать о том, как добраться до стадиона. В отличие от болельщиков «Зенита».

Все пути ведут в Лужники

В Петербурге в преддверии финала царил настоящий ажиотаж. Все устремились в Москву, чтобы поддержать команду Анатолия Давыдова. Для трех тысяч болельщиков выезд организовал «Зенит». Клуб даже договорился о дополнительном поезде на Москву. Организовали и выезды на автобусах, а для более состоятельных и занятых поклонников команды - чартерные авиарейсы.
Журналистское удостоверение, подкрепленное толикой личного обаяния, всегда позволяло в день отъезда купить билет на удобный и недорогой поезд. Только 25 мая 1999 года билетов не было и не предвиделось. Ни дорогих СВ, ни в малокомфортные общие вагоны. Не было от слова «совсем». Уже стерлось из памяти, висело ли такое объявление на дверях начальника вокзала или он сам об этом сообщил, но в голове уже прокручивал варианты, как все-таки добраться в Москву: на последней электричке до Любани, а дальше голосовать на шоссе...
Выручил хорошо известный в те времена всем завсегдатаям «Петровского» болельщик по прозвищу Паша Джаз. Он завел в общий вагон, уже под завязку забитый фанатами «Зенита» (несколько дембелей смотрелись в нем явно инородными существами) и усадил у окошка. На каждой нижней полке, рассчитанной на трех человек, располагались по 5-6, забиты были вторые и даже третьи. Если проводник и болел по ведомственной принадлежности за «Локомотив», то уже к Малой Вишере после многочисленных «простав» был обращен в зенитовскую веру. Как и несколько дембелей, клятвенно пообещавших прийти поддержать «сине-бело-голубых» в Лужники.
Продрав глаза в районе Клина, стал свидетелем фантасмогорической картины. По параллельной колее двигался товарный состав. Из окна тепловоза высунулся фанат, который размахивал зенитовским флагом. Наш вагон ответил дружным приветствием.
Вот так, всеми возможными и невозможными путями, до Лужников добрались десять тысяч болельщиков. Это потом уже будут массовые выезды в Раменское, Манчестер и Монте-Карло, а в мае 1999-го был установлен первый рекорд. По официальным данным, на матче присутствовали 22 тысячи зрителей, но нам с пресс-трибуны казалось, что зенитовских фанатов намного больше, чем динамовских.
Московская милиция готовилась к проведению финала. Досмотр болельщиков проводился еще на входе на большую спортивную арену. Только тогда еще не досматривали болельщиц, и необходимый запас файеров на трибуны был доставлен. Питерцы использовали «боезапас» после забитых голов, а москвичи - на последних минутах, от безысходности.

Толстых мечтал о трофее

Практически все питерские газеты в преддверии финала Кубка России напоминали о финале Кубка СССР 15-летней давности. В чемпионский сезон команда Павла Садырина упустила Кубок, проиграв в финале как раз московским динамовцам. В дополнительное время Валерий Газзаев и Александр Бородюк похоронили надежды считавшихся фаворитами питерцев на почетный трофей.
Через полтора десятилетия фаворитами считались динамовцы. После неудачного сезона-1998, в котором «бело-голубые» заняли 9-е место, честолюбивый президент клуба Николай Толстых предпринял меры по усилению состава. Из «Спартака» перешли Константин Головской и Николай Писарев, из немецкого «Шальке» - Денис Клюев, а из голландского «Твенте» - Ансар Аюпов. Динамовцы договорились об аренде нигерийского нападающего Лаки Изибора с итальянской «Реджаной» и Владислава Радимова с испанской «Сарагосой». Хорошо вписался в состав команды и сразу же стал основным вратарем Евгений Плотников, перешедший из тульского «Арсенала».
«Бело-голубые» удачно стартовали в чемпионате страны. После четырех туров москвичи лидировали, а к финалу Кубка России занимали третью ступень. «Зенит» к этому времени шел на 12-м месте и после победы в полуфинале над ЦСКА вообще никак не мог выиграть. Хотя Кубок - это особый турнир, потому успехи или неудачи в чемпионате учитывать не стоило.
Перед командой Георгия Ярцева ставилась задача выиграть почетный трофей и завоевать путевку в Кубок УЕФА.

Ярцев не сумел залатать дыры

Перед финалом обе команды лишились игроков основного состава. У зенитовцев за три дня до матча сломал ногу Дмитрий Давыдов, но сын главного тренера отправился в Лужники и на костылях поддерживал партнеров по команде. У «Динамо» потери были куда серьезнее. Из-за травм и карточек «бело-голубые» лишились сразу шести игроков обороны. Журналисты и болельщики гадали, как же Ярцев обойдется без Эрика Яхимовича и Сергея Некрасова, закрывавших позицию либеро.
В пресс-центре даже обсуждали вариант с привлечением игроков дубля, но бросить в бой необстрелянных юнцов главный тренер москвичей не рискнул. На позицию либеро он отрядил Андрея Островского, перед ним расположился Головской, а на флангах Александр Точилин и Ролан Гусев, который впервые в жизни играл в защите. Как это ни парадоксально, но перестановки в линии обороны больше всего отразились на атакующих действиях «Динамо». Обычно и Островский регулярно создавал угрозы вратарям соперников своими дальними ударами, и Головской играл ближе к чужим воротам. Про Гусева и говорить не приходится.
В первом тайме москвичи все-таки владели инициативой. Уже на 11-й минуте Радимов ударом с дальней дистанции потревожил Романа Березовского. Затем подключившийся к атаке Гусев опасно прострелил вдоль ворот, но никто из партнеров не сумел замкнуть передачу. После удара Ромащенко мяч прошел рядом со штангой. На 26-й минуте игровое преимущество хозяев воплотилось в гол после розыгрыша «стандарта»: Ромащенко выполнил навесную передачу, и Писарев опередил Константина Лепехина.
На перерыв команды ушли при счете 1:0 в пользу «Динамо». Над Лужниками накрапывал дождь, и московские журналисты подтрунивали над питерскими: «Ну что, погоду свою привезли, а не помогает?» Ход игры в первые 45 минут не предвещал ничего хорошего для «Зенита».

Панов отрепетировал бенефис на «Стад де Франс»

Начало второго тайма тоже не предвещало перемен. Удар Ромащенко с дальней дистанции с большим трудом перевел на угловой Березовский. А затем наступило время Александра Панова. За две минуты он оформил дубль и вывел питерцев вперед!
Сначала Александр одним касанием оставил не у дел Ромащенко и Островского, чуть подработал мяч и просто расстрелял ворота Плотникова. Затем на высокой скорости ворвался в штрафную, обыграл вратаря «Динамо» и отправил мяч в пустые ворота. В промежутке между этими двумя голами поймавший кураж Березовский намертво взял мяч после удара Островского.
На 66-й минуте практически все вопросы об обладателе Кубка России были сняты. Великолепной передачей через половину поля Горшков бросил в прорыв по флангу Романа Максимюка. Тот сместился в штрафную и точно пробил в «девятку». Динамовцы еще пытались переломить ход игры, но всё же, скорее, «Зенит» мог увеличить счет в оставшееся до финального свистка время.
На 89-й минуте за «фол последней надежды» был удален Островский. Питерские журналисты в этот момент начали обниматься и поздравлять друг друга. Вообще-то, профессия требует быть объективными и беспристрастными, но разве можно было оставаться таковыми в такой момент! Мы устроили настоящие пляски на столах на трибуне Лужников под удивленные взгляды московских коллег и скандирование фанатских трибун: «Кубок наш!»
Через несколько дней Панов повторит свой голевой бенефис в памятном матче отборочного цикла Евро-2000 на «Стад де Франс», забив два гола в ворота действующих чемпионов мира. Сборная Олега Романцева, в которой нападающий «Зенита» был едва ли не самой заметной фигурой, одержит сенсационную победу со счетом 3:2 и сохранит шансы на продолжение борьбы за путевку в Бельгию и Нидерланды. А репетиция этого бенефиса прошла в финале Кубка России.

Шампанское из кубка и призовые от «Газпрома»

После финального свистка, несмотря на царившую в рядах питерских журналистов эйфорию, журналистам пришлось добывать эксклюзивную информацию. Кто-то отловил в подтрибунных помещениях капитана ЦСКА Сергея Семака, пришедшего посмотреть финал. Тогда еще не Богданыч на вопрос, за кого он болел, ответил, как и отвечает сегодня, предельно дипломатично: «Пришел поддержать своего друга Радимова».
В раздевалке тем временем разливали шампанское в принесенный с поля кубок. Первым засвидетельствовать сопричастность к победе решил тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Градоначальник, пригубив напиток победы, произнес краткую приветственную речь и передал слово Панову. Не повезло Андрею Кондрашову, которого забрали на допинг-контроль.
Со стадиона футболисты «Зенита» отправились в офис «Газпрома», с которым футбольный клуб только начал сотрудничество. Хотя уже тогда оно было достаточно осязаемым. За победу в Кубке России футболисты получили по 20 тысяч долларов. По меркам 1999 года - огромные деньги. Не заезжая в Санкт-Петербург, команда Давыдова направилась в Нижний Новгород, где в очередном матче чемпионата уступила только что вернувшемуся в высшую лигу «Локомотиву».
Это поражение тогда никто не заметил. Город готовил триумфаторам Кубка поистине грандиозную встречу.

Такого столпотворения не было со штурма Зимнего

Тогдашний президент «Зенита» Виталий Мутко договорился с губернатором Яковлевым, что по случаю победы в Кубке России будет организован проезд с только что завоеванным трофеем по Невскому проспекту. С командованием Ленинградского военного округа договорились об аренде трех открытых лимузинов, которые обычно задействованы на военных парадах. Только торжества начались еще раньше.
Фанаты, которые, как известно, знают всё о команде, разузнали о времени прилета самолета из Нижнего Новгорода. Встречать обладателей Кубка России в Пулково собрались около тысячи человек. Автобус для футболистов предусмотрительно подогнали к трапу, но на выезде его мгновенно окружила толпа. Пришлось Кондрашову и Панову выйти, чтобы раздать автографы. Только после этого автобус смог продолжить путь в Удельную.
Движение по Невскому открытых лимузинов, в одном из которых с кубком расположились Давыдов, Панов и Березовский, все время норовили прервать болельщики, буквально бросавшиеся под колеса. Что интересно, среди них было немало женщин, доселе футболом не интересовавшихся. Завершилась процессия на Дворцовой площади, где продолжилось чествование обладателей Кубка России. Как пошутил Панов, столько народу здесь не собиралось со времени штурма Зимнего.

КУБОК РОССИИ-1998/1999. Финал
«Зенит» (Санкт-Петербург) - «Динамо» (Москва) - 3:1 (0:1)
«Зенит»: Березовский; Бабий, Кондрашов, Овсепян, Игонин, Вернидуб, Лепехин, Горшков, Попович (Зазулин, 69), Максимюк (Кобелев, 76), Панов.
«Динамо»: Плотников; Клюев, Островский, Точилин, Головской, Радимов, Гришин (Изибор, 63), Гусев, Писарев (Кульчий, 53), Ромащенко, Терехин.
Голы: Писарев, 23 (0:1), Панов, 55 (1:1), 58 (2:1), Максимюк, 66 (3:1)
Предупреждения: Игонин, 34; Овсепян, 48 ; Головской, 51; Попович, 63; Точилин, 70; Радимов, 73. Удаление: Островский, 89 (фол последней надежды)
Судья: Фролов (Раменское).
26 мая. Москва. Стадион «Лужники». 22000 зрителей

 

После финала

Георгий ЯРЦЕВ: Устал от всего этого

Главный тренер «Динамо» на послематчевой пресс-конференции был немногословен. «Сегодня мы вышли без шести защитников против достойнейшего соперника, в рядах которого был способный в одиночку решить исход любого матча Панов, - сказал Ярцев. - Жизнь на этом не заканчивается, проблем теперь будет еще больше». Наставник «бело-голубых» обозначил главную из них: «Постоянно ощущаю прессинг и слышу: «Ярцева убирают, Ярцеву нашли достойного преемника». В очереди на мое место стоят, наверное, уже человек десять. Устал от всего этого».
Как в воду глядел Георгий Александрович. Уже в июне после нескольких неудач в чемпионате России Толстых уволил его, а на пост главного тренера «Динамо» назначил работавшего с резервом Алексея Петрушина.
Совсем иные настроения царили в стане победителей.

 

Анатолий ДАВЫДОВ: Даже при счете 3:1 мы не играли на удержание

Главный тренер «Зенита» после матча не скрывал своих эмоций:
- Излишне говорить о том, что мы счастливы. Во втором тайме удалось показать лучшую пока игру в сезоне. До кубкового финала нам очень не хватало результативности Панова.
- Вы были участником кубкового финала 1984 года, в котором «Зенит» уступил «Динамо». Какие предчувствия были перед нынешнем матчем?
- Снова финал, снова Лужники и снова «Динамо». Не скрою, беспокойство присутствовало. Спокойствие пришло только тогда, когда приехали в Москву и потренировались. Сегодня в «Зените» достаточно опытных футболистов, которых не нужно настраивать на решающий матч.
- После первого тайма динамовцы вели - 1:0...
- Ощущения, что мы уступаем по делу, не было. Хотя все могло обернуться по-другому, забей Ромащенко второй гол. Бил он из штрафной без помех, но промахнулся. Неизвестно, как бы пошла игра при счете 2:0. У нас получался выход из обороны в атаку, были подходы к штрафной, но до опасных ударов дело не доходило. В перерыве сказал ребятам: «Продолжаем играть в свой футбол - будут и моменты, и голы».
- Когда поняли, что Кубок наш?
- После гола, который забил Максимюк. Хотя даже при 3:1 мы не играли на удержание счета. Вместо Поповича и Максимюка на поле вышли два атакующих игрока - Зазулин и Кобелев. В концовке встречи были близки к тому, чтобы забить четвертый мяч. Опасный штрафной исполнил Кобелев, несколько раз убегал Панов, выход один на один Зазулина сорвал ценой красной карточки защитник «Динамо».

 

Герой матча

Александр ПАНОВ: Великолепно сыграл Рома Березовский

- Какие чувства преобладали у вас в перерыве при счете - 0:1?
- Злость. Прежде всего, на себя. Ведь игра совершенно не клеилась. В таком матче форвард должен забивать. Даже не должен - обязан.
- Дубль в кубковом финале в мечтах был?
- Ну, что вы! О двух мячах в ворота «Динамо» даже не мечтал. Это настоящее счастье.
- После второго гола были уверены, что «Зенит» не упустит победу?
- Нет. Такая уверенность пришла после того, как Максимюк забил третий мяч. Итоговый счет, мне кажется, отражает ход матча. После третьего гола динамовцы прибавили в движении, но серьезных проблем нашей обороне доставить не смогли. Великолепно сыграл Рома Березовский. Его вклад в победу никак не меньше, чем форвардов.
- Сразу же после финального свистка вы рванули к трибуне, где располагались болельщики «Зенита»...
- Хотел выразить искреннюю благодарность всем людям, которые нашли возможность приехать в Москву и нас поддержать. Вклад болельщиков «Зенита» в победу в Кубке России неоценим.
- После дубля в финале Кубка вы повысили шансы выйти в стартовом составе сборной на ключевой поединок отборочного цикла Евро-2000 против французов...
- В Лужниках об этом не думал. Просто старался как можно лучше сделать свою работу. А выступать за сборную для меня высочайшая честь.

 

Комментарий участника

Владислав РАДИМОВ: Финалы проигрываются по-разному

Поистине неисповедимы пути футбольные! Многолетний капитан московского «Динамо» Андрей Кобелев в Лужниках играл против своей родной команды, а будущий многолетний капитан «Зенита» Владислав Радимов бился за москвичей. Любопытно было узнать мнение столь достойного соперника об исторической победе «Зенита».
- Как вы оказались в «Динамо»?
- По арендному соглашению, которое москвичи заключили с «Сарагосой». Были и другие варианты, но все решила настойчивость руководителей «Динамо». Давно знал Николая Толстых, а решающим оказался звонок Георгия Ярцева.
- Насколько комфортно вы чувствовали себя в футболке «Динамо»?
- Пока главным тренером был Ярцев, все было нормально. Проигранный кубковый финал динамовцев подкосил. Между Толстых и Ярцевым возникли противоречия, и на пост главного тренера пришел Алексей Петрушин. Более комичного персонажа в жизни своей не встречал.
- На игре «Динамо» в финале сказались кадровые проблемы?
- Конечно. Когда шесть защитников вылетают, это не может не сказаться. Хотя это не умаляет заслуг «Зенита», который провел великолепный матч.
- Перед «Зенитом» в начале сезона ставилась задача выиграть Кубок России и попасть в Кубок УЕФА, а у «Динамо» такая цель была?
- Безусловно. Толстых был очень амбициозным руководителем и хотел, чтобы «бело-голубые» играли в еврокубках.
- После первого тайма «Динамо» выигрывало и могло даже второй гол забить. В перерыве была уверенность, что удастся довести матч до победы?
- Быть уверенным в футболе нельзя никогда. В первом тайме игра у нас получалась, но всё перевернули два гола Панова за две минуты. Это был день Александра! Когда в финале получаешь два гола за столь короткое время, собраться очень тяжело.
- Когда прозвучал финальный свисток, к вам подошел Виталий Мутко. Он уже звал вас домой, в Питер?
- Тогда об этом речи не было. Просто президент «Зенита» знал, что я ленинградец, и мы тепло пообщались. Поздравил и Мутко, и Давыдова, с которым потом пришлось вместе работать в тренерском штабе «Зенита».
- После матча встреченный питерскими журналистами Семак говорил, что пришел поболеть персонально за вас. Знали об этом?
- Да я ему и Диме Хохлову билеты доставал! У них был семейный культпоход на финал Кубка России. А потом мы все вместе поехали смотреть финал Лиги чемпионов между «Баварией» и «Манчестер Юнайтед» на большом экране. Как оказалось, финалы проигрываются по-разному.
***
Если помните, мюнхенцы до последней минуты основного времени вели в счете 1:0, но уступили сражавшимся до конца подопечным Алекса Фергюсона. Этот финал вошел в историю не только британского клуба.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол «Зенит» ФК Панов Александр
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

23 декабря