Мрачные прогнозы, связанные с делом Камилы Валиевой, сбылись. В понедельник был оглашен вердикт Спортивного арбитражного суда. Российскую фигуристку дисквалифицировали на четыре года за употребление запрещенного Всемирным антидопинговым кодексом препарата. Это максимальное наказание для спортсмена, впервые сдавшего положительный допинг-тест.
Не было принято во внимание ни то, что на момент сдачи допинг-пробы Камиле было 15 лет, и она находилась в статусе «защищенного лица»; ни то, что обнаруженные в ее пробе следы триметазидина были минимальны, а сам препарат от сердечной недостаточности можно купить в любой аптеке без рецепта; ни то, что все допинг-пробы, взятые после чемпионата России, в том числе, на Олимпиаде, были чистыми. Как и все пробы, которые брали у Валиевой на протяжении карьеры.
Аргументов для защиты не нашли
Чем же объяснили такое строгое наказание судьи? «Адвокаты Валиевой пытались доказать, что запрещенное вещество попало в организм фигуристки в десерте, приготовленном ее дедушкой, - подчеркнул генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли в интервью одному из спортивных сайтов. - Никто в это не поверил, и никаких доказательств представлено не было. Адвокаты просто подвели спортсменку, не вынеся на суд ничего, что заслуживало бы доверия. В результате Валиева получила максимальное наказание из-за отсутствия весомых доказательств».
Напомним, что ВАДА на суде в CAS выступало в качестве одной из сторон, настаивая на наказании спортсменки. Аргументы обвинения оказались действительно весомыми. Нашлись (интересно, откуда?) документы о том, что в 2020 году у Камилы диагностировали особое кардиологическое состояние, при котором на фоне высоких нагрузок рекомендовано применять сердечные препараты. В качестве еще одного аргумента обвинители продемонстрировали некую медицинскую брошюру, выпущенную в России. В ней описывались плюсы использования триметазидина при серьезных нагрузках у несовершеннолетних спортсменов.
Можно говорить, что эти аргументы притянуты за уши, но они для суда оказались намного весомее, чем приведенная стороной защиты версия о дедушке, который по неведению подставил внучку. Информация о положительной допинг-пробе Валиевой стала известна в Пекине сразу же после завершения командного турнира, на котором Камила выступила за сборную ОКР (напомним, что флага и гимна наша команда была лишена) и в короткой, и в произвольной программах. Версию о попадании запрещенного препарата в организм спортсменки сочиняли в спешке. Как утверждают работавшие на Олимпиаде журналисты, в качестве альтернативной предлагалась совсем уже фантастическая история с собачкой.
Приняв эту версию, адвокаты фигуристки уже не могли от нее отступить. Естественно, что им никто не поверил. Конечно, Валиева могла скостить себе срок дисквалификации, признавшись в употреблении запрещенного препарата и сбросив всю вину на свой тренерский штаб и медицинский персонал. Только Камила никого не стала сдавать.
Конечно, вердикт предельно жесток, но главное Валиева сохранила не только все призовые (решение об этом уже обнародовано), но и любовь россиян, продолжающих считать ее настоящей чемпионкой!
Тутберидзе отводит удар от себя
Сразу же после оглашения вердикта CAS глава ВАДА Витольд Банька выступил со специальным заявлением. Он призвал всерьез заняться тренерами, которые в своей работе применяют запрещенные препараты и потчуют ими несовершеннолетних спортсменок. Фамилии не назывались, но камешек был явно брошен в огород Этери Тутберидзе. Она также молчать не стала.
«Два года не комментировала ситуацию, - написала заслуженный тренер России на своей странице в социальной сети. - Всей нашей команде было строго-насторого запрещено что-либо комментировать, чтобы не мешать расследованию. Наверное, больше всех хотела, чтобы эту историю расследовали досконально, и не оставалось никаких вопросов, даже если это оплошность, ошибка или преступление с чьей-либо стороны».
Как подчеркнула Тутберидзе, не в обиду всем остальным ее ученицам, Камила самая одаренная из них. К ней вопросов у Этери Георгиевны нет. Вопрос у нее только один: хоть кто-то защищал Валиеву на слушаниях в CAS? Такое заявление вызвало резко негативную реакцию у таких разных экспертов фигурного катания, как Татьяна Тарасова и Яна Рудковская. Они совершенно справедливо задались вопросом, не тренер ли должен был защищать Валиеву и взять на себя вину или хотя бы часть ее?
Да и относительно того, что в течение двух лет не было никаких комментариев с ее стороны, Тутберидзе лукавит. В нашумевшем интервью Леониду Слуцкому она много внимания уделила делу Валиевой, рассказала о каких-то таинственных волонтерах, которые в «Юбилейном» давали юной фигуристке чай и угощали спонсорским мороженым.
Канадцы не дождались медалей
После вынесения вердикта CAS пересмотрены итоги командного турнира по фигурному катанию на Олимпиаде-2022. Из итогового результата сборной ОКР вычтены 20 баллов, которые принесла Валиева. «Золото», которое по праву должно было достаться россиянам, перешло американцам, «серебро» - японцам, а нашим досталась «бронза». Эти результаты обнародованы Международным союзом конькобежцев.
Страшный шум уже подняли в Канаде, где рассчитывали на дисквалификацию всей российской команды. Тогда бы «бронза» перешла к фигуристам из Страны кленового листа. Канадцы вместе с американцами больше всех шумели в прессе и социальных сетях, требуя пересмотра результатов олимпийского турнира. Японцы, кстати, готовы были получить любые медали, хоть серебряные, хоть бронзовые. Американцы уже высказали удовлетворение вердиктом CAS, а вот канадцы собираются подать новый иск, чтобы отнять у наших и «бронзу».
Сразу же возникает и вопрос, где и когда будут вручать медали. Была идея сделать это во время церемонии открытия летней Олимпиады в Париже. Только как поднимать там флаг ОКР, если наш комитет отстранен от участия в олимпийском движении?
Вопросы еще остаются
У Валиевой, а точнее - ее адвокатов остается 30 дней, чтобы подать апелляцию на решение CAS в Федеральный суд Швейцарии. Это последняя инстанция для рассмотрения дела. Конечно, рассчитывать на оправдание спортсменки сложно, но и здесь все зависит от профессионализма адвокатов. Когда китайского пловца Сунь Яна, второй раз пойманного на допинге, дисквалифицировали на восемь лет, нанятые китайской стороной юристы сократили срок вдвое. И знаете, чем это аргументировали? Нашли запись на страничке одного из судей CAS, где он нелестно отзывался о китайской кухне, и на этом основании сочли его отношение к китайцам предвзятым.
До этого момента не будет опубликовано полное решение Спортивного арбитражного суда на 130 страницах. Только уже сейчас его фрагменты появились на страницах британской газеты Times. Там содержатся поразительные факты. Например, о том, что о положительной допинг-пробе Валиеву и представителей Федерации фигурного катания на коньках России проинформировали в день короткой программы на командном турнире. Стало быть, была возможность заменить Камилу в произвольной программе, а в том, что и Анна Щербакова, и Александра Трусова принесли бы в копилку российской команды максимальное количество баллов, сомневаться не приходится.
Получается, что руководители федерации не среагировали и упустили победу? Однако нельзя недооценивать политическую составляющую в этом деле. Не исключено, что если бы американцам для золота не хватало бы баллов, то перекроили бы всю систему подсчета. А если потребовалось бы, то дисквалифицировали бы всю российскую команду.
Срок дисквалификации Валиевой истечет в декабре 2025 года. Жаль, если на карьере самой талантливой фигуристки за всю историю это поставит крест.
Борис ХОДОРОВСКИЙ