Форварду Геннадию Еврюжихину в воскресенье исполнилось бы 80
Футбол 60-х в СССР был явлением удивительным. В команды мастеров и даже сборную страны попадали игроки, которые даже в спортивных школах не занимались. Самородки! Таким был и Геннадий Еврюжихин, гонявший в детстве мяч в казанском дворе вместе с будущим спартаковцем Николаем Осяниным и даже не думавший о профессиональной футбольной карьере.
В Ленинград Еврюжихин переехал, когда поступил в Институт точной механики и оптики. Жил в общежитии, играл за студенческую команду и, чтобы получать далеко не лишнюю прибавку к стипендии, еще и за «Локомотив», выступавший во второй группе чемпионата города. Скоростного форварда заприметил известный ленинградский судья и тренер Аркадий Алов. Он пригласил Еврюжихина в ленинградское «Динамо», которое тогда возглавлял. Очень быстро молодой нападающий стал игроком основного состава и настоящим яблоком раздора между несколькими командами высшей лиги.
В ЦСКА его хотели призвать на действительную военную службу, но в ЛИТМО была военная кафедра. В «Спартак» усиленно зазывал друг детства Осянин, проявлял настойчивость и «Зенит», тренеры которого просматривали динамовцев. Между двумя ленинградскими клубами возник настоящий конфликт интересов, разрешить который взялся первый секретарь горкома партии Василий Толстиков. Он пригласил Еврюжихина в Смольный и поставил вопрос о переходе в «Зенит», который по долгу службы курировал. Только Геннадий заявил: «Я, вообще-то, приехал в Ленинград учиться и, если вопрос ставится так, вообще с футболом завяжу».
В результате студенту ЛИТМО разрешили доиграть сезон за «Динамо», а затем куда более мощный стимул применил председатель КГБ Владимир Семичастный, курировавший столичную команду. Он предложил Еврюжихину перебраться в Москву при условии, что его родителям в Казани, жившим в подвале, предоставят благоустроенную квартиру. Против такого аргумента устоять было невозможно. Правда, учебу Геннадий не бросил и перевелся на такую же специальность в Московский институт геодезии, аэродинамики и картографии.
В «Динамо» молодой форвард застал еще золотое поколение: Игорь Численко, Геннадий Гусаров, Эдуард Мудрик, Юрий Вшивцев и, конечно, Лев Яшин. Легендарный вратарь стал первым, кто встретил Еврюжихина на динамовской базе. В команде Константина Бескова форварду, выделявшемуся скоростью, сразу же нашлось место в основе. Тренеры по легкой атлетике, приходившие на тренировки футболистов, зря уговаривали Геннадия сменить спортивную специализацию.
Обратили внимание на форварда, который не просто быстро бегал, но и много забивал, и тренеры сборной СССР. Еврюжихин участвовал в финальной части Евро-1968 и до конца своих дней сожалел, что в Неаполе капитан нашей команды Альберт Шестернев не угадал с монеткой. Ведь советские футболисты тогда вполне могли играть в финале, но впервые вернулись с чемпионата Европы вообще без медалей, уступив в полуфинале «Скуадре Адзурре» только по воле жребия.
В отборочном цикле следующего чемпионата Европы очень перспективно выглядела связка Еврюжихина с полузащитником киевского «Динамо» Владимиром Мунтяном, но тренеры предпочли Анатолия Байдачного и Владимира Онищенко. Правда, на Олимпиаду в Мюнхен Еврюжихина взяли, но там сборная СССР довольствовалась бронзой, проиграв в полуфинале полякам.
В 1972-м еще более обидным для Еврюжихина и его одноклубников стало поражение в финале Кубка кубков от «Глазго Рейджерс». Московские динамовцы первыми из советских клубов добрались до решающего матча в еврокубке, но в Барселоне проиграли шотландцам - 2:3. В советской прессе главными виновниками назвали пьяных шотландских фанатов, рванувших на поле на последних минутах, но самокритичные динамовцы спустя много лет говорили, что тогда перестраховался Бесков, выпустив с первых минут пять защитников. Замены при счете 0:3 явно запоздали, хотя сейчас столько команд спасаются в компенсированное время, а в момент, когда пьяные болельщики прервали финал, ещё и основное не истекло.
В составе «Динамо» Еврюжихин дважды становился обладателем Кубка СССР, по два раза завоевывал серебро и бронзу чемпионата. Под занавес карьеры в весеннем чемпионате страны 1976 года завоевал золото. Многие тогда посчитали, что Геннадий осознанно ушел из большого футбола в 32 года на пике карьеры. Только сам он не раз говорил в интервью, что уходить совершенно не собирался. Просто тренер Александр Севидов взял курс на омоложение состава. Бесков звал в «Спартак», который тогда вылетел в первую лигу, но начинать все с нуля Еврюжихин не захотел.
К этому времени он не только серьезный технический вуз окончил, но и получил диплом института физкультуры. Только серьезной работы в футболе не предложили. Предложили капитану КГБ Еврюжихину должность начальника физподготовки в управлении, которое отвечало за безопасность первых лиц государства. Эта стезя Геннадия не привлекла.
Со времен Владимира Савдунина многие футболисты, завершившие карьеру, становились дипкурьерами МИД. Работа эта сложная, требующая адаптации к кочевой жизни. Футболисты уже в те времена были вечными странниками, и Еврюжихин вместе со своими одноклубниками Георгием Рябовым и Юрием Вшивцевым стал дипкурьером. Эта кочевая и беспокойная работа не продлила жизнь экс-форварда.
Во время одной из командировок он почувствовал себя плохо. Видимо, подхватил какую-то инфекцию в какой-то из азиатских стран. Из аэропорта его увезли в больницу, откуда Геннадий уже не вернулся. Ему было всего 54. Похоронен Еврюжихин, которому 4 февраля исполнилось бы 80, на Троекуровском кладбище в Москве.
ЮБИЛЕЙ БОМБАРДИРА
Стахановец с берегов Днепра
Единственному советскому футболисту обладателю «Серебряной бутсы» УЕФА Олегу Протасову - 60
В начале 70-х в Днепропетровске был настоящий футбольный бум. В дни матчей «Днепра» весь город устремлялся на стадион «Метеор». Однажды на игру пришел школьник Олег Протасов - и сразу заболел футболом.
В спортивной школе «Днепра» с юными футболистами тогда работал замечательный детский тренер Игорь Ветрогонов. Он и создал связку Геннадий Литовченко - Олег Протасов, которая блистала потом в «Днепре», киевском «Динамо», греческом «Олимпиакосе» и сборной СССР. Еще в 1978 году потенциал этих ребят на детском турнире в Витебске оценил заслуженный тренер СССР Гавриил Качалин. Он первым предсказал парням большое будущее. Протасов, который некоторое время успевал совмещать занятия футболом и плаванием, всегда выделялся прекрасной координацией движений, отличной дистанционной скоростью и игровым мышлением.
Уже в 17 лет он стал игроком основного состава «Днепра» и внес лепту в первую победу клуба в чемпионате СССР. В сезоне-1983 Протасов сыграл 21 матч и забил 7 голов. А в следующем сезоне Олег стал главным бомбардиром днепропетровской команды, успешно дебютировал в еврокубках и попал в состав сборной СССР, которой руководил Эдуард Малофеев.
В 1985-м Протасов побил казавшийся вечным рекорд Никиты Симоняна, забив в чемпионате СССР 35 мячей. Это позволило занять второе место в конкурсе европейских бомбардиров национальных европейских чемпионатов вслед за Марко ван Бастеном. Правда, отношение к этому достижению со стороны болельщиков, журналистов и специалистов было скептическим. Да и Никита Павлович до сих пор обижается.
Ведь после первого круга на бомбардирском счету Протасова было всего 10 мячей, а во второй половине чемпионата его словно прорвало. Главный тренер «Днепра» Владимир Емец сделал Олега штатным пенальтистом команды, и с «точки» он забил шесть раз. Только вряд ли бы рекорд Симоняна пал, если бы на финише чемпионата матчи «Днепра» не завершались со странными результатами: 5:4 с «Шахтером», 3:4 с кутаисским «Торпедо», 4:3 с «Кайратом», 3:3 с московским «Торпедо». И во всех забивал Протасов, отмечаясь то дублем, то хет-триком.
На итоговом заседании президиума Федерации футбола СССР главных тренеров «Днепра» и московского «Торпедо» (автозаводцев тогда возглавлял Валентин Иванов) подвергли критике. В футбольных кругах ходила такая байка: Емец в ответ на критику заявил, что и рекорд шахтера Стаханова из той же серии. Вот и он в своем коллективе вырастил футбольного стахановца.
Стоит ли упрекать за подобное достижение Протасова? Ведь он в том же 1985-м и за сборную семь мячей забил, и в Кубке УЕФА отличился. Да и затем, продолжив карьеру в клубах, где не выращивают «футбольных стахановцев», продолжал поражать ворота соперников. В Клубе Григория Федотова Протасов до сих пор занимает второе место вслед за Олегом Блохиным.
Из «Днепра» Протасов и Литовченко со скандалом перешли в киевское «Динамо». Возглавлявший тогда сборную СССР Валерий Лобановский дал понять: хотите играть за национальную команду - переходите «служить» в Киев. Как признавался Протасов, Евро-1988, на котором сборная СССР завоевала серебро, стал самым ярким событием в его карьере. За сборную Советского Союза он сыграл и на ЧМ-1990, после чего по приглашению Блохина уехал в Грецию. В «Олимпиакос» он перешел вместе с Литовченко.
Был в карьере Протасова и японский клуб «Гамба» из Осаки. Женой футболиста стала дочь известного по работе с харьковским «Металлистом» тренера Евгения Лемешко. В Японии у Протасовых родился долгожданный первенец, а затем еще двое детей. Обосновалась семья в Греции, где Олег еще успел поиграть за клубы из низших дивизионов. А вот Лемешко пришлось сменить должность тренера на пост дедушки.
В составе сборной СССР Протасов сыграл 68 матчей и забил 28 мячей. После распада Союза успел даже выйти на поле в первом официальном матче национальной команды Украины. В Киеве «жовто-блакитные» проиграли сборной Литвы - 0:2, после чего тренеры уже не приглашали бомбардира советской поры. Как признался в одном из интервью Протасов, он хотел сыграть за сборную СНГ на Евро-1992, но отношения с Анатолием Бышовцем не сложились.
После завершения карьеры футболиста Протасов начал тренерскую. Правда, в «Олимпиакосе» проработал всего сезон, что для греческого чемпионата явление обычное. После этого тренировал на Кипре и в Румынии, в Казахстане и Белоруссии, где с минским «Динамо» завоевывал серебро и бронзу национального чемпионата. Возвращаясь в Грецию, несколько месяцев продержался в «Ираклисе» из Салоник, возглавлял и родной «Днепр». В России успел потренировать краснодарскую «Кубань» и «Ростов». Правда, таких успехов, как в бытность футболистом, на тренерском поприще Протасов не добился.
В воскресенье Протасову исполнилось 60. Но до сих пор болельщики на всем постсоветском пространстве помнят о футбольном стахановце с берегов Днепра.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.