СССР - НХЛ. Клубная суперсерия. От первого лица
Воспоминаниями о суперсериях ЦСКА с клубами НХЛ и положением дел в армейском клубе во второй части интервью со «Спорт уик-эндом» поделился многолетний форвард московского клуба Александр Зыбин.
Как-то отправились в Новогорск прямо из-за новогоднего стола
- Александр Викторович, во второй половине 1980-х энхаэловцы также серьезно относились к этим сериям или уже накал спал?
- Может, поначалу они и думали, что это проходное мероприятие, но потом, когда начинались матчи, настроение менялось. А сейчас даже к чемпионатам мира серьезно относятся. С не самыми сильным составом бьются до конца и, посмотрите, сколько раз взяли золото. Они все хорошее от нас взяли, технику, а мы почему-то от них плохое - те же вбросы в зону. Раньше они старались как-то запугать соперника, а когда их за это начали сажать на скамейку штрафников и наказывать голами, то поняли, что лучше без дела не удаляться. Стали намного дисциплинированнее.
- Во время заокеанских турне вы могли свободно прогуляться по улицам городов, где играли?
- Нет, у нас практически свободного времени не было. Приблизительно такой график: тренировка, собрание, просмотр, сама игра, потом автобус, самолет раскатка, обед, отдых. Например, во время серии 1985/86 нам только в конце турне, перед отлетом из Монреаля, кажется, два с половиной часа дали прогуляться по городу, что-то прикупить. А так все время в гостиницу - из гостиницы.
- Все заокеанские турне обычно приходились на новогодние праздники, как-то успевали их отмечать?
- Нет, что вы! Я жил в номере с Колей Дроздецким, мы как раз после игры с «Монреалем» друг друга поздравили в 12 ночи, и все. Сразу легли спать, потому что у нас уже в полседьмого предстоял вылет в Сент-Луис.
- А когда на родине оставались, был шанс их все-таки дома встретить или чаще на базе?
- Нет, иногда нас отпускали домой, но на следующий день обязательно тренировка?
- Первого января?
- Да, помню как-то мы в первого января уже играли с финским ТПС на Кубок европейских чемпионов. Поэтому прямо из-за праздничных столов отправились в Новогорск, в 10 утра уже потренировались, потом поехали на базу в Архангельское, там отдохнули, а вечером матч.
В начале турне местные журналисты писали, что клубы НХЛ на голову выше
- Пытались вас и ваших партнеров по ЦСКА к себе сманить заокеанские клубы?
- Когда еще выступал за молодежную сборную на чемпионат мира в Финляндии, то приезжали скауты - из «Чикаго», «Торонто». Но тогда никто об объезде всерьез не задумывался. Вы же знаете, какие времена были. В 1970-е слышал, что «Монреаль» хотел Харламова, Михайлова за большие деньги приобрести, потом Третьяка. Но никто отпускать лучших игроков из СССР не собирался.
- А какие-то премиальные полагались за эти матчи?
- Да, получили около 1300 долларов.
- Но их и потратить, как понимаю, времени не нашлось.
- Нет. Уже потом, кажется, в середине января нас ждала поездка в итальянский Больцано. Там ребята премиальные и потратили.
- Говорят, что больше всего хоккеисты любили поездки в Японию, где продавалась вся современная техника?
- Да, привозили оттуда аппаратуру, а здесь сдавали в «комиссионку», еще куда-то. Или друзьям продавали. Ну а как? Так и жили в те время спортсмены.
- В матче с «Эдмонтоном» вы забили гол. «Нефтяники» к тому времени уже трижды владели Кубком Стэнли, сильнейшая команда в НХЛ?
- Конечно, там одни звезды. Просто они, наверное, не ожидали, что в соперниках у них окажется тоже сильная команда, с классными хоккеистами. Поэтому нелегко им пришлось. Мы все время вели в счете, выиграли 6:3, и «Ойлерз», если честно, оказались шокированы. Потом мы еще обыграли «Монреаль» 6:1, и тон в местной прессе сменился. До этого они писали, что канадские клубы на голову выше, а тут признали, что и русские умеют неплохо играть, смотрятся хорошо.
- Гретцки, который уже находился на пике славы, какое впечатление произвел? Были ли игроки такого же класса в СССР?
- Я думаю, что те же Макаров и Крутов затмили бы того же Гретцки. Макар точно был сильнее его. Поэтому на североамериканских звезд мы особого внимания не обращали. Да, хорошая команда, но ее можно было спокойно обыгрывать.
Если шайба доходила до Петрова, он соперника не прощал
- Как Тихонов относился к стычкам на льду?
- По-разному, в зависимости от ситуации. Конечно, он не говорил, что надо проигрывать единоборства. Тебя будут бить, а ты будешь стоять и смотреть? Но вообще в драки лучше не стоило ввязываться, это все-таки хоккей, а не борьба.
- Крупные драки в этой серии возникали?
- Нет, в основном мелкие стычки. Намечалась одна потасовка. На Фетисова наехал Максорли - «телохранитель» Гретцки, но судьи их быстро разняли.
- Еще одну шайбу вы забросили в игре с «Сент-Луисом». Чем тот матч запомнился?
- Грязным хоккеем! Команда была средняя, играла в заброс, в давление. Хоккеисты «Блюз» постоянно устраивали провокации на льду при попустительстве местных арбитров, толчки были грязные. Но мы собрались и выиграли 4:2. Правда, потери понесли, два или три человека получили достаточно серьезные травмы.
- Вы в той серии выходили с Дроздецким постоянно?
- Да, а третий у нас был Серега Шепелев из «Спартака», которого взяли на усиление. Потом, когда его одноклубник Тюменев получил травму, он в двух тройках выходил. Дроздецкий, конечно, большой мастер, но больше был нацелен на взятие ворот, при каждом входе в зону старался бросать, если до него шайба доходила. И много забивал. Шепелев - более техничный игрок, отдавал, открывался, хороший центральный нападающий.
- А кто за всю карьеру для вас был идеальным партнером по тройке?
- Постоянных не имел, так получилось, что все время партнеры в ЦСКА менялись. Мне было все равно с кем выходить, самое главное - просто играть, с кем поставят. Старался вывести любого партнера на хорошую позицию для завершения… Хотя, конечно, нравилось с Петровым, пока он тяжелую травму не получил.
- Петров говорил: «Если не знаешь, что делать, дай мне шайбу, я все решу!»
- Нет. Но он долго объяснял, что делать при реализации лишнего. Мол, ты стоишь здесь, твоя задача, чтобы мне сюда шайба прошла, и все больше от тебя ничего не требуется. И если шайба до него доходила, он соперника не прощал. Помню, «Химику» четыре гола забил с одной и той же точки, что и сказать - мастер!
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.