На этой неделе футбольный Санкт-Петербург отмечает 100-летие Дмитрия Бесова, который фактически с нуля создал лучшую в стране футбольную школу «Смена», ставшую академией «Зенита». На входе в здание на улице Верности недавно открыли музей, отражающий ее историю. Специальные стенды посвящены лучшим выпускникам школы: от Сергея Дмитриева и Юрия Желудкова до Андрея Аршавина, Владимира Быстрова и Игоря Денисова. На видном месте фотография восьми держащихся за руки сменовцев, которые стали чемпионами СССР в составе «Зенита» в 1984-м. Первый и самый большой стенд посвящен создателю школы Дмитрию Николаевичу Бесову. А на самом видном месте - его боевые награды.

Великую Отечественную войну радист Дунайской флотилии Дмитрий Бесов завершил в Берлине. После победы остался служить и в свободное от вахт время играл в футбол. Был замечен одним из командиров и направлен на учебу в Военный институт физической культуры в родной Ленинград. После окончания военно-морского факультета тренировал команду мастеров Северного флота, а после того как флотские команды были расформированы, вернулся в родной город уже штатским человеком. По сути дела, безработным. Все тренерские ставки в коллективах физкультуры, не говоря уже про команды мастеров, были заняты.
Без всяких рекомендаций и протекций Бесов пришел в Центральную детскую спортивную школу ГорОНО и предложил открыть отделение футбола. Сам тренировал и решал организационные вопросы. Работал до позднего вечера без выходных. Первая жена не выдержала такой жизни и ушла. Зато отделение футбола, на базе которого была создана СДЮСШОР «Смена», за 12 лет вырастила многих футболистов, заигравших в команде мастеров.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Толчком для создания специализированной футбольной школы стало последнее место «Зенита» в высшей лиге класса «А» (это аналог нынешней РПЛ) в 1967 году. Впрочем, даже тогда, если бы не Бесов, вряд ли такое решение было бы принято. На совещании в Смольном приглашенные представители футбольной общественности молчали, ожидая, что скажет первый секретарь горкома Василий Толстиков. А вот Бесов молчать не стал. Добился и решения о создании школы, и выделения участка для строительства базы в городской черте.
За короткое время под руководством Дмитрия Николаевича «Смена» стала одной из лучших, если вообще не лучшей футбольной школой в СССР. Благодаря ее бессменному директору «Зенит» стал комплектоваться воспитанниками питерского футбола, которые успешно конкурировали с командами, представлявшими фактически сборные союзных республик. Многое основатель школы сделал для того, чтобы «Смена» выжила в лихие 90-е. Даже наладил связи с Китаем, куда командировали игроков созданной на базе школы команды мастеров «Смена-Сатурн». Взамен школа получала финансирование, без которого вряд ли смогла бы существовать.
Летом 2009-го школа получила статус клубной академии «Зенита». В ней пытались внедрить то немецкую, то голландскую систему подготовки резервов, но в итоге сегодня, когда академию возглавляет Анатолий Давыдов, вернулись к идеям Бесова. Многие его наработки, адаптированные к современным условиям, используются в тренировочном процессе и воспитании юных футболистов.
Бесов ушел из жизни в сентябре 2022-го на 99-м году жизни. В последние годы он уже ничего не видел (сказались боевые раны). Его глазами стала супруга Елена, которая рассказала корреспонденту «Спорт уик-энда», что до последнего дня Дмитрий Николаевич интересовался не только новостями футбола, но и жизнью страны. С 2012 года «Зенит» проводит для юных футболистов Кубок Бесова. Победителей первых турниров успел наградить сам основатель «Смены».

 

Настоящий полковник

Олимпийскому чемпиону Сиднея по боксу - 55

Вместе с родителями, завербовавшимися на работу на золотом руднике, в детстве Александр Лебзяк перебрался из Донецка в Магаданскую область. Развлечений в поселке, где жили золотодобытчики, не было. Нравы были суровые: курить, по собственному признанию, Лебзяк попробовал еще в детском саду.
В шахте, куда его однажды взял с собой отец, Саше совершенно не понравилось. И неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы в поселке золотодобытчиков не работал учителем физкультуры Василий Денисенко. Прекрасно помню, как в Сиднее после своего олимпийского триумфа Лебзяк говорил окружившим его российским журналистам: «Если бы учитель организовал у нас секцию борьбы, я стал бы борцом».
В старших классах трех лучших воспитанников школьной секции областная федерация бокса направила на учебу в интернат в Магадане. Всем школьным предметам Александр предпочитал бокс, но ему повезло с тренерами. Они не только учили перспективного парня хукам и апперкотам, но и заставляли читать книги.
В Магадане Лебзяк связал свою жизнь с армией. Когда пришла пора призыва на военную службу, он сразил наповал местного военкома, заявив: «Направьте меня служить в Афганистан!» К этому времени Александр уже был чемпионом мира среди юниоров.
Полуфинальный поединок этого турнира, проходившего на Кубе, Лебзяк, по собственному признанию, запомнил на всю жизнь. Бой с немцем складывался не в его пользу, и во время перерыва между раундами тренер сборной Константин Копцев вместо советов по тактике начал говорить про Великую Отечественную войну, про подвиги наших отцов и зверства фашистов. Как вспоминал олимпийский чемпион, на ринг он вышел, как на Сталинградскую битву - и победил.
Полковник из магаданского военкомата был наслышан о спортивных достижениях призывника Лебзяка. Похлопав парня по плечу, сказал: «Сынок, занимайся спортом! За тебя в Афганистане найдется, кому послужить». Лебзяка направили в спортивную роту, приписанную к местному танковому полку.
В 1988 году боксер из Магадана был приглашен в сборную СССР. В начале 90-х стал чемпионом страны, призером чемпионатов мира и Европы. В первый раз в 1992 году Лебзяк выступил на Олимпиаде в Барселоне. Выступил неудачно, выиграв всего один бой. За несколько недель до начала олимпийского турнира из-за интенсивной сгонки веса у Александра лопнуло легкое. Это повторилось и во время Олимпиады-1996 в Атланте.
Только после этого тренеры сборной разрешили Лебзяку сменить категорию и перейти в полутяжелый вес, в котором Александр доминировал на протяжении всего четырехлетнего олимпийского цикла, предшествовавшего Сиднею. И надо же было такому случиться, что при подготовке к чемпионату России, по итогам которого формировалась олимпийская сборная, Лебзяк перетренировался, и у него вновь лопнуло легкое! Тем не менее он отправился в Сидней и одержал пять побед в пяти поединках, три из которых - нокаутом.
Став обладателем всех титулов в любительском боксе, Александр перешел в профессионалы. И провел в этом качестве всего один бой в Ташкенте, победив нокаутом американца Стэйси Гудсона. Продолжения не последовало. Карьере в профессионалах Лебзяк предпочел тренерскую работу. Сначала в качестве главного тренера ЦСКА по боксу, а затем в той же должности в сборной России. По итогам ЧМ-2015 он был признан лучшим тренером мира по версии Международной федерации любительского бокса.
Перед Олимпиадой в Рио у Лебзяка случился серьезный конфликт с тогдашним президентом Федерации бокса России Борисом Иванюженковым. Босс считал, что, коль он денежки на подготовку российских боксеров выделяет, то и состав сборной он определяет. Лебзяк с этим категорически не соглашался, и в качестве миротворца пришлось выступать министру спорта Виталию Мутко.
В Рио российские боксеры довольствовались одной золотой и тремя бронзовыми медалями. Лебзяк вынужден был уйти из национальной сборной, но без дела не остался. Работал со сборными Туркменистана и Китая, а также в ставшем для него родным ЦСКА. Свое 55-летие Лебзяк встречает в звании полковника запаса. Настоящего полковника!
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол «Зенит» ФК Бесов Дмитрий Смена ФШ
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в среду,

22 января