ХОККЕЙ. Трагические судьбы. Поколение 70-х
Отечественный хоккей вырастил и воспитал огромное количество великих мастеров, многие из которых стали не просто звездами, а настоящими легендами. Только славная игровая карьера не для всех оказалась какой-то гарантией удачной жизни после того, как с большим спортом было закончено.
«Спорт уик-энд» продолжает цикл материалов о советских хоккеистах, которым не посчастливилось достойно завершить свой путь, либо же он оказался слишком коротким, а его конец - трагическим.
Сегодня продолжается разговор о поколении 70-х, когда хоккей, как и вся страна, переживал «золотой век».
Впрочем, не у всех хоккеистов дальнейшая жизнь складывалась удачно. Но даже на их фоне судьбы гордости Ленинграда - многих игроков СКА, бронзовых медалистов чемпионата СССР-1971 просто поражают. Большинство из них «сгорели», даже не дотянув до 50-летнего рубежа.
Мы уже рассказывали о судьбах двух явных лидеров команды - Вячеслава Солодухина и Владимира Шеповалова. Через все круги ада при жизни пришлось пройти и многим их партнерам.
Холичек отдал ему свой приз
Сменщиком Шеповалова в том сезоне был 26-летний Олег Володяев, который начал выступать за армейцев уже в 19 лет.
«Володяев - это находка во всех отношениях. Пластичный, с большим мышечным чутьем, необычайно трудолюбивый, он показывает пример, как нужно работать, обладает совершенной техникой и, на мой взгляд, является одним из лучших тактиков среди вратарей страны. Минус у него один, но очень крупный - недостаточная быстрота реакции», - отзывался о нем главный тренер Николай Пучков сразу после появления вратаря в команде.
Впрочем, «отсутствие реакции» не мешало Олегу занимать место в воротах СКА три сезона подряд. Лишь с появлением в Ленинграде Шеповалова в сезоне 1968/69 он начал терять место в воротах. Хотя особых предпосылок для этого и не наблюдалось, кроме симпатий Пучкова.
Володяев по характеру был почти полной противоположностью своему одноклубнику. Никаких проблем с дисциплиной у него никогда не возникало. Говорят, что за всю карьеру он только один раз опоздал на тренировку - бросился помогать на пожаре, свидетелем которого стал. За что потом был награжден медалью.
В «бронзовом» сезоне на его счету 8 матчей, значительно меньше, чем у Шеповалова (37), который находился на пике формы. Но уроженец Ленинграда выглядел тоже очень здорово.
Например, в том же году Володяев отлично отыграл на Кубке Шпенглера в Давосе, пропустив за две игры четыре шайбы, что позволило СКА во второй раз в истории добыть престижный трофей.
Или уникальный случай летом того же года. В традиционном турнире на призы газеты «Советский спорт» Володяев опять выглядел безупречно, позволив армейцам занять первое место на предсезонном турнире.
Лучшим голкипером оргкомитет тогда признал знаменитого Иржи Холичека, выступавшего за клуб ВСЖ (Кошице). Но тот отдал свою награду ленинградцу, считая, что он заслуживает ее больше. Хотя чехословаки после 1968 года не питали к Советам особых симпатий. Но тут правда оказалась дороже.
Однако все, что дальше случилось с Володяевым, походило на самый страшный кошмар.
В том же 1971 году его карьера закончилась - в 26 лет. В сентябре команда отправилась в Финляндию. На таможне у десяти человек нашли валюту - финские марки, которые бы пригодились в Суоми.
Сдал официант из ресторана, куда команда зашла. Суммы были у всех маленькие (несколько сотен), на тюремный срок не тянули. Показательно решили наказать одного хоккеиста - Володяева.
Его пожизненно дисквалифицировали (!), понизили в звании, исключили из рядов ВЛКСМ и отправили проходить служба в самую глушь - в леса Карелии, в Кемь.
Через несколько лет ему позволили вернуться в хоккей, но запретили играть не только за мастеров, но и в первенстве города.
Единственное, что разрешили, - командовать спортротой, затем он стал тренировать пацанов. Как выбраться из такой ситуации, Олег уже не понимал. Тем более что трагедии его преследовали и дальше. Сначала погиб отец - в темное время суток провалился в горячий плывун под асфальтом. Менее чем через месяц не стало и матери, чье сердце не выдержало.
Олег пытался забыться, помогала только водка. И то ненадолго. Затем было несколько попыток самоубийств, и в 1981 году его наши повесившимся. Олегу шел только 36-й год.
Им восхищался даже Рагулин
Карьеру еще одного бронзового призера прервала дисквалификация. И вновь человек не получил второго шанса. Воспитанник ленинградского хоккея Олег Иванов подавал большие надежды в юности - его постоянно привлекали в сборные страны разных возрастов. Он дважды становился чемпионом Европы среди юниоров (1970, 1971).
В бронзовой команде 18-летний форвард уже был лидером третьего звена, забил 15 голов и набрал 24 очка. Будучи небольшого роста он выделялся интересной обводкой, легко шел на защитников, не боясь борьбы, обладал голевым чутьем. Его игрой восхищался сам Рагулин. Единственное, может, чего не хватало - силовой выносливости.
Впрочем, главные проблемы у него возникали за пределами льда - с соблюдением режима, как принято говорить.
После бронзы Олег продержался еще четыре сезона, результативность падала. И в 24 года его карьера закончилась.
Пучкову надоело воспитывать своего нападающего, но объяснить его жестокость все-таки трудно, поскольку главный тренер добился пожизненной дисквалификации Иванова, не получившего права на второй шанс.
А ведь видеть у себя талантливого игрока хотели многие клубы Высшей лиги, особенно активен был воскресенский «Химик». Но великий в прошлом вратарь сделал по-своему, решив публично наказать Иванова в назидание другим.
Но это не помогло. Проблемы с алкоголем у многих армейцев не исчезли во многом еще и потому, что они видели такое отношение к себе со стороны руководства - когда ты за любой проступок можешь в одно мгновение лишиться всего.
А Иванов после того, как ему выписали «волчий билет», смог устроиться только рубщиком мяса. Умер в 43 года от отравления алкоголем.
При этом ранние смерти просто преследовали игроков «бронзового» СКА.
Александр Новожилов - защитник созидательного плана, обладал хорошим броском, мог всегда поддержать атаку. Завершил карьеру в 28 лет. Дальше устроился работать в магазине грузчиком. Стал пить. Умер от цирроза печени в 37 лет.
Игорь Григорьев - техничный, умный, хорошо читавший игру нападающий. Достаточно сказать, что Анатолий Тарасов привлекал к его матчам за сборную на Призе «Известий» - при той конкуренции в «Красной Машине». Кстати, выступал в одном звене с Михайловым.
В «бронзовом» сезоне набрал в 39 матчах 26 (17+9) очков. Завершил карьеру в 1974 году, в возрасте 27 лет. Затем работал детским тренером и ледоваром на стадионе СКА на «Ждановке». Скончался в 49 лет от отравления некачественной водкой.
Евгений Федосеев - очень жесткий защитник, который всегда действовал в пределах правил и успевал в разных местах площадки. Бронзовым призером стал в 22 года, а в 25 уже был вынужден покинуть СКА.
После окончания карьеры работал сторожем на даче у родственников. Начал крепко пить. Скончался в 2001 году в возрасте 51 года от остановки сердца во время запоя, длившегося после празднования собственного дня рождения.
Впрочем, даже те, кто «режимил», не могли похвастаться долгими годами. Форвард Александр Андреев - бесспорный лидер СКА 1970-х годов, которого Бобров считал равным себе по мастерству, умер в 36 лет от лейкемии.
Михаил Кропотов - еще один большой талант 1970-х - скончался от сердечного приступа в 40 лет прямо на улице.
Расплата за бронзу для игроков СКА получилась просто беспощадной.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.