Легенде донецкого «Шахтера» в июне исполнилось бы 75, и хотя его давно нет с нами - болельщики со стажем до сих пор уверены, что лучше Старухина головой не играет никто

Имя лучшего футболиста СССР 1976 года Виталия Старухина прочно ассоциируется с донецким «Шахтером». При этом мало кто знает, что родом легендарный бомбардир советского футбола из Белоруссии. Его отец воевал в партизанском отряде под командованием будущего первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова, а после войны стал партийным работником. В секцию футбола Виталий пришел достаточно поздно даже по тем временам, в 11 лет. Тренерам минского «Динамо» не приглянулся и даже приглашения в дубль не получил.
Старухин играл за минский «Спутник», в составе которого дважды становился чемпионом Белоруссии, но даже клубам, представлявшим республику во второй лиге, не понадобился. После призыва в армию стал выступать за минский «Гвардеец». Там его заприметили тренеры одесского СКА, где Старухин и «прослужил» до увольнения в запас. Из Одессы Виталия пригласили в полтавский «Строитель», где поначалу Старухин играл на позиции полузащитника. Только в какой-то момент у полтавчан не оказалось необходимого комплекта нападающих, и тренер Юрий Войнов, известный по выступлениям за ленинградский «Зенит» и киевское «Динамо», перевел игрока в нападение. И не прогадал!
В чемпионате СССР украинские клубы были объединены в одну зону второй лиги. Слава о полтавском бомбардире быстро облетела республику, и Старухина наперебой стали звать на повышение в команды первой и даже высшей лиги. В Киеве, Ворошиловграде, Симферополе предлагали квартиры в центре города и солидные по тем временам деньги. Самым настойчивым оказался главный тренер донецкого «Шахтера» Олег Базилевич. Он принял команду, вылетевшую из высшей лиги в первую, и перед соратником Валерия Лобановского была поставлена задача вернуться в элиту за один сезон. Решить ее, по мнению Базилевича, должен был помочь бомбардир, зарекомендовавший себя в Полтаве.
Вот только отпускать его в Донецк никто не собирался, и тогда руководители «Шахтера» решили... выкрасть нужного им футболиста. Для начала заручились поддержкой супруги, которая согласилась: в Донецке ее мужу создадут гораздо лучшие условия. После этого к базе полтавского «Строителя» подкатил микроавтобус, в который и усадили Виталия, ошарашенного присутствием супруги. В Полтаве пропажу нападающего обнаружили быстро, и разразился скандал. Персональное дело Старухина рассматривали на заседании Федерации футбола СССР, по итогам которого Виталию запретили играть за «Шахтер».
Чтобы футболист не потерял форму, его выпускали в играх дублирующего состава под фамилией Черных. В первых же матчах Виталий наколотил больше десяти мячей, что не осталось незамеченным в Москве. На забивного, но никому не известного форварда обратили внимание функционеры и прислали вызов в молодежную сборную СССР. Из «Шахтера» ответили телеграммой, заверенной врачом: «Футболист Черных внезапно заболел менингитом, и рассчитывать на него не стоит». После этого Старухина вносили в протокол уже под разными фамилиями.
Обман, конечно, раскрылся. Результаты матчей дубля донецкого «Шахтера» с участием Черных и прочих псевдонимов Старухина были аннулированы, и горнякам засчитали технические поражения. Только самого Старухина реабилитировали и разрешили играть за вернувшийся в высшую лигу донецкий клуб. Он сразу органично вписался в игру команды. Пик карьеры пришелся на сезон-1979, когда Виталий с 26 голами стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР и был признан лучшим футболистом года. Впервые этого звания был удостоен футболист, не выступавший до этого за сборную СССР.
«Рослый, рано облысевший и потому выглядевший крупноголовым Старухин любил подстеречь высоко летящий мяч и боднуть его в сетку, - написал мэтр советской спортивной журналистики Лев Филатов в своей книге «Форварды». - В те годы Виталий был, можно скзаать, единственным мастером игры головой. Партнеры знали любимые точки своего центрального нападающего и навешивали мяч то к ближней, то к дальней штанге».
«До меня мяч еще не дошел, а ты думай, что я сделаю дальше», - вспоминал фразу Старухина его многолетний партнер полузащитник «Шахтера» Михаил Соколовский. Партнеры по команде дали Старухина прозвище Бабуся. Обладавший хорошим чувством юмора и легким характером Виталий не обижался. Он любил шумные застолья, из-за которых часто попадал в различные приключения. Когда футболисты «Шахтера» на клубном автобусе возвращались с базы, тренеры обязательно предупреждали Ларису Старухину, где высадят ее мужа, просили встретить и приглядеть за ним. Только это не всегда помогало. Бабуся порой ускользал из-под контроля на несколько дней.
После этого искупал свою вину работой по дому: убирал, стирал, гладил и даже готовил. Его фирменным блюдом был борщ, которым угощал одноклубников, да и всех желающих. Как вспоминала дочь футболиста, он мог купить мороженое всем, кто сидел с ней на одном ряду во время футбольных матчей. Во время застолий любил пошутить и исполнить песни из репертуара «Песняров» или «Сябров». О своих белорусских корнях Виталий на забывал.
Партнеры ценили Старухина не только за легкий характер, но и за его голы. Забивал Виталий мячи на любой вкус. В декабре 1976-го в матче Кубка УЕФА «Шахтер» принимал «Ювентус», которому крупно уступил в Турине. Домашнюю игру горняки начали с мощных атак, и после удара Валерия Шевлюка мяч, задев Старухина, перелетел через вратаря и оказался в сетке. Шевлюк очень обижался, когда статистики приписали гол Старухину. Сам форвард отшутился: «Может быть, и Шевлюк забил, но только благодаря моей пятой точке».
Последний матч за «Шахтер» Старухин провел летом 1981 года. Горняки встречались в Москве со «Спартаком». Бабуся подвернул ногу и был заменен в перерыве. Во время телетрансляции кто-то из больших донецких начальников увидел, что Виталий вместе с Николаем Латышом улыбаются, обсуждая какой-то момент. Впрочем, по другой версии, убрал ветерана из команды главный на тот момент тренер «Шахтера» Виктор Носов. Авторитетный ветеран, не друживший со спортивным режимом, был ему совершенно не нужен в команде, где шло омоложение состава.
В конце 1981-го Старухин объявил о завершении карьеры и перешел работать в спортивную школу, ставшую затем академией донецкого «Шахтера». Свою четырехкомнатную квартиру в центре Донецка разменял на две двухкомнатные, оставив их детям, а сам с женой стал жить в близлежащей деревне. Поначалу деревенские соседи едва ли не каждый день приглашали знаменитость на посиделки. Только выяснилось, что традиционную норму Бабуси им не потянуть.
В день 50-летнего юбилея для своей легенды «Шахтер» устроил большой праздник, собравший десятки тысяч болельщиков. Со стадиона растроганный всеобщим вниманием Старухин уехал на подаренной ему новенькой иномарке. Вот только поездить на ней пришлось совсем недолго. Через год и два месяца легенде донецкого футбола в деревенском доме стало плохо. С большим трудом родные уговорили его отправиться в больницу, но врачи оказались бессильны.
В мае 2011 года в Донецке открыли Аллею славы футбольного клуба «Шахтер». Среди первых четырех лауреатов был Виталий Старухин. Он был удостоен и высочайшей чести в шахтерском краю - именного террикона, расположенного неподалеку от «Донбасс Арены».
На прошлой неделе Старухин мог бы отметить 75-летие…
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол Старухин Виталий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

25 ноября