Свое прозвище Железный Тигран чемпион мира Петросян получил за искусство защиты. Все отмечали глубину мышления, широчайшую шахматную эрудицию и филигранную технику реализации минимального преимущества IX чемпиона мира. В своих лучших партиях Петросян органично сочетал атаку и защиту, точный расчет и тонкую интуицию. В 1962 году советский гроссмейстер не проиграл ни одной партии на всех турнирах, хотя его соперниками были сильнейшие шахматисты мира.
«Петросяна трудно сбить с толку даже хорошими ходами, - писал в одной из своих статей Роберт Фишер. - Меня поражает его умение, добившись отличной позиции, все время находить маневры для усиления. Петросян видит и устраняет опасность за двадцать ходов до того, как она возникает». Такая оценка со стороны будущего непобедимого чемпиона мира дорогого стоит.
Путь на шахматный Олимп для Железного Тиграна был тернистым. Он родился в Тифлисе, как тогда назывался Тбилиси. Отец будущего шахматного чемпиона Вартан Петросян работал дворником в тбилисском Доме офицеров. В четыре года Тигран осиротел, и его воспитывала старшая сестра Вартуш. В школьном возрасте Петросяну пришлось взять в руки метлу и работать вместо отца в Доме офицеров.
С шахматами мальчик познакомился во многом случайно, придя весной 1941 года в секцию Дворца пионеров. Повезло и самому Петросяну, и шахматам, что он попал в руки незаурядного педагога Арчила Эбралидзе. Уже в 1946 году Петросян выполнил мастерскую норму, что в те времена было показателем класса. Через шесть лет стал международным гроссмейстером. Четырежды Петросян становился чемпионом СССР, что в середине прошлого века было едва ли не сложнее, чем выиграть межзональный турнир. Девять раз в составе сборной СССР Петросян выигрывал Всемирную шахматную Олимпиаду.
В 1963 году Петросян завоевал звание чемпиона мира, победив в матче за шахматную корону Михаила Ботвинника. Проигрывая чемпионские матчи Василию Смыслову и Михаилу Талю, пользовавшийся огромным авторитетом Ботвинник прописывал в регламенте право на матч-реванш. Перед битвой за корону с Петросяном его такого права лишили. На шесть лет Железный Тигран воцарился на шахматном троне и сдал свои полномочия в 1969-м, уступив в матче Борису Спасскому.
Звание чемпиона мира было непосильной ношей для сына тбилисского дворника, и вряд ли он завоевал бы его, если бы не женился на переводчице Роне Авинезер. За эффектной киевлянкой, игравшей в шахматы на уровне первого разряда (в 50-е года прошлого века это был высокий уровень) ухаживали многие ведущие советские гроссмейстеры. Особую настойчивость проявляли уже перебравшийся из Тбилиси в Москву Петросян и одессит Ефим Геллер. В шахматном мире ходила байка о том, что на вопрос о выборе будущего спутника жизни Рона ответила: «Межзональный покажет». В межзональном турнире, с которого начинался путь шахматистов к матчу за звание чемпиона мира, участвовали оба, и Петросян опередил Геллера на пол-очка.
Сама Рона Петросян опровергала эту байку. В одном из интервью рассказала, что решение о свадьбе с Петросяном было принято еще до начала турнира в Швеции. Выйдя замуж, она переехала в Москву. Поначалу Петросяны жили в скромных условиях. Будущий чемпион мира был спартаковцем. К слову сказать, одним из самых преданных болельщиков футбольной и хоккейной команд «красно-белых». Зная о стесненных материальных условиях, руководители ЦСКА предложили Тиграну стать армейцем. Пообещали четырехкомнатную квартиру в элитном доме, где кроме известных военачальников жили известные армейские спортсмены и тренеры, такие как Всеволод Бобров, Александр Гомельский, Анатолий Тарасов.
Естественно, супруга посоветовала принять это предложение, напирая на то, что у Тиграна будет отдельный кабинет для работы. Только гроссмейстер с ходу отверг и само предложение, и аргумент супруги. «Сегодня ради лучшей квартиры перейду из «Спартака» в ЦСКА, а завтра встречу лучшую жену и перейду от тебя к ней», - заявил он Роне. Впрочем, в стесненных условиях Петросяны жили в столице недолго.
Через год после свадьбы у них уже была роскошная квартира, где нашлось место и кабинету гроссмейстера. Столичные шахматисты пытались узнать, как Петросяну удалось поменять скромное жилище на такие апартаменты. Ответ дал обладавший хорошим чувством юмора гроссмейстер Александр Котов: «Петросян умеет менять только слонов на коней, все остальное меняет его жена».
По словам Михаила Петросяна, его отец совсем не хотел становиться чемпионом мира. «Это мама его заставила, - утверждал Михаил. - Отец даже не хотел играть последнюю партию на турнире претендентов. Мол, в случае победы придется готовиться к матчу с Ботвинником. Ну, а если его обыграю, это же какие хлопоты предстоят!»
Впрочем, от всех хлопот, не связанных непосредственно с шахматной подготовкой, чемпиона мира освободила его супруга. Именно Рона взяла на себя все заботы о быте, много усилий приложила для того, чтобы Тигран получил высшее образование, защитил кандидатскую диссертацию по философии и стал главным редактором специализированного шахматного издания «64». Сегодня многие шахматисты имеют в своей команде профессионального психолога. Петросян в нем не нуждался. С подобными функциями отлично справлялась супруга.
В первом матче за звание чемпиона мира со Спасским в 1966 году, в котором Петросян отстоял корону, в одной из партий он упустил выигрыш в один ход. «Как можно было не выиграть такую партию?» - сокрушался Тигран по дороге домой. Секундировал Петросяну на этом матче тогда еще ленинградский мастер, а впоследствии голландский гроссмейстер и известный во всем мире шахматный литератор Геннадий Сосонко. Приехав в квартиру Петросянов, он увидел мечущегося Тиграна, который отчитывал сыновей, куда-то подевавших лекарство для матери.
Ничего не подозревавший Сосонко зашел в комнату, где лежала Рона, и стал ее упрекать: «У Тиграна и без того тяжелая ситуация, он переживает из-за упущенного выигрыша, а вы грузите его своей мигренью!» В ответ Рона приподняла со лба повязочку и тихо-тихо ответила: «Гена, вы ничего не понимаете». На следующую партию чемпион мира отправился в боевом настроении и выиграл ее.
Еще одна байка, связанная с Роной Петросян, относится к турниру претендентов на острове Кюрасао, по результатам которого Железный Тигран завоевал право на матч с Ботвинником - и выиграл его. О том, что советские гроссмейстеры по ходу этого турнира регулярно играли между собой договорные партии, заподозрил Фишер, который тогда не сумел пробить «советскую стену».
Можно, конечно, было бы списать на это маниакальную подозрительность американца, но уже в XXI веке в интервью украинской газете XII чемпион мира Анатолий Карпов в ироничной форме рассказал, что победитель турнира определился в ходе переговоров между Роной Петросян и Беллой Корчной. Будущий шахматный злодей согласился на уговоры супруги, но, уже остановив шахматные часы, прозрел и устроил страшный семейный скандал. Отношения между Петросяном и Корчными были безнадежно испорчены.
Апогея конфликт достиг в ходе претендентского цикла, в котором блистал Фишер. В двух первых раундах американец со счетом 6:0 обыграл сначала Марка Тайманова, а затем датчанина Бента Ларсена. В финале, где определялся соперник действующего чемпиона мира Спасского, американец должен был встретиться либо с Корчным, либо с Петросяном. Спорткомитет и Федерация шахмат СССР поинтересовались у обоих шахматистов, смогут ли они противостоять рвущемуся к шахматной короне Фишеру.
Корчной сразу же ответил, что американец настолько силен, что никто в мире противостоять ему не сможет. Петросян, напротив, уверял, что кое-какие шансы у него есть. Практически все советские шахматисты были убеждены, что так считала Рона. Полуфинальный претендентский матч Корчной проиграл, но, как уверял в скандальном интервью Карпов, за это получил возможность за один год сыграть сразу в трех международных турнира в капиталистических странах. За предыдущие 17 лет Корчной удостаивался подобной чести всего шесть раз.
И в следующем претендентском цикле, по итогам которого чемпионом мира стал Карпов, жребий вновь свел Корчного и Петросяна. Матч проходил в Одессе и закончился очень быстро. Петросян приехал абсолютно не подготовленным и сдал матч после четвертой партии под предлогом болезни. Не помогло и присутствие супруги, которая тщательно проинспектировала место проведения поединка. У Железного Тиграна уже не осталось никаких честолюбивых планов. Он мечтал наслаждаться своим престижным положением, ходить на матчи «Спартака» и принимать на даче московский бомонд.
Призовые на шахматных турнирах в ту пору были чисто символическими. Резко поднял планку финансовых вознаграждений Фишер, которого справедливо называли лидером шахматного профсоюза. Однако Петросяну после победы над Ботвинником в матче за звание чемпиона мира в Армении собрали 100 тысяч рублей. В 1963 году это были громадные деньги. Девятого чемпиона мира принимали с размахом в армянских диаспорах по всему миру.
Однажды в Буэнос-Айресе встречавшая делегацию советских шахматистов толпа армян прорвала полицейский кордон и несла Петросяна от трапа самолета до здания аэропорта на руках. Из Аргентины советские гроссмейстеры перебрались в соседний Уругвай. Там на банкете в местном армянском клубе имени маршала Ивана Баграмяна знаменитый на весь Монтевидео армянский сапожник стал снимать мерки с ног советского шахматиста. Как вспоминал Тайманов, популярность Петросяна позволила и его товарищам по сборной СССР обзавестись эксклюзивной обувью. В Москве, Ленинграде и даже в Ереване купить такую в те времена было невозможно.
Петросян ушел из жизни очень рано. До последнего от него скрывали страшный диагноз - рак. Скончался чемпион мира в 1984 году, и на протяжении 19 последующих лет Рона Яковлевна неизменно собирала гостей в день рождения мужа. Современные гроссмейстеры даже в эпоху компьютерных шахмат используют идеи Петросяна, которого называли еще шахматным левшой. Необычная манера игры ставила в тупик самых искушенных гроссмейстеров. В послужном списке Железного Тиграна есть уникальное достижение: он хотя бы один раз побеждал восьмерых чемпионов мира - от Макса Эйве до Гарри Каспарова *.
* Признан иноагентом в РФ.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.