ХОККЕЙ. Легендарные имена

Сегодня, восьмого июля, исполняется 60 лет одному из лучших воспитанников питерского хоккея Алексею Гусарову. Единственному хоккеисту, родившемуся в Северной столице, кто смог войти в «Тройной золотой клуб».

Шампанское, стоившее очень дорого

К 20 годам Алексей уже был звездой в родном городе. С 17 лет выступал за СКА, в составе юниорской и молодежной сборной СССР выигрывал золотые медали на чемпионатах мира и Европы.
Паренек уже тогда сформировал свое кредо. У идеального хоккеиста должны быть горящие глаза, но голова должна оставаться холодной - так считал Алексей.
В жизни он был беззлобным и очень скромным человеком, но на площадке в нем просыпался максималист, и любого, кто устремлялся в атаку на ворота его команды, ждал на своем пути Гусаров. И эта встреча, как правило, становилась безрадостной для форварда противника.
Естественно, такой хоккеист, способный сделать из любой обороны гранит, не мог пройти мимо Тихонова. В ЦСКА его забрали после окончания сезона 1983/84. Сначала, правда, только на месячную стажировку.
Но Алексей быстро оказался своим в чемпионской команде, благо в ней были земляки, которые перебрались в Первопрестольную раньше - Касатонов и Дроздецкий. Да и на «повышение» он пошел вместе с другом Евгением Белошейкиным.
«Выступать в сильнейшем клубе страны, а значит, и в сборной СССР мечтал тогда каждый мальчишка. В те годы авторитет Тихонова был непререкаем. Конечно, случались и у нас в работе с Виктором Васильевичем напряженные моменты, но это закономерно - отношения игрока и тренера просто не бывают идиллическими», - говорил будущий олимпийский чемпион.
Действительно, в соответствии со своей фамилией Алексей любил в молодости «погусарить» перед дамами. Так, в конце 1980-х перед одним из чемпионатов мира до общественности дошел скандал, в котором оказались задействованы как раз два друга-ленинградца - Гусаров и Белошейкин.
Товарищей по несчастью обокрали девушки-профессионалки, с которыми они познакомились на отдыхе. Уже в номере подсыпали им снотворное в шампанское и обчистили до нитки. Информация дошла до тренерского штаба, аморальное поведение и нарушение режима могло грозить выдворением из сборной. Со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, войти не в ту дверь раз в жизни, как говорят современные звезды, может каждый. Главное, какие выводы из этого делаются.

Единственный, поднявший тост за Тихонова

Для Белошейкина тот инцидент стал только началом, потом талантливый вратарь еще много раз попадал в неприятные ситуации. А вот Гусаров устоял и добился всего, о чем может мечтать хоккеист.
С 1985 по 1991 годы он не пропустил ни одного крупного международного турнира в составе сборной - благо, что претензий по самоотдаче к нему не мог предъявить даже самый требовательный тренер в мире - Тихонов.
Внешне игра Гусарова была неброская, но зато надежная. Не случайно, что именно он заменял Фетисова в первой паре в сборной, когда Вячеслав отсутствовал по каким-то причинам.
Ну а что касается отношения Алексея к Тихонову, то нагляднее всего об этом говорит тот факт, что на Олимпиаде-1998 в Нагано он оказался единственным, кто предложил во время чествования серебряных медалей поднять тост за бывшего наставника «Красной Машины».
В Америку Гусаров отправился на «гребне второй волны эмиграции», в 1991 году - без всяких скандалов и громкого битья посуды, будучи на тот момент олимпийским чемпионом и трехкратным чемпионом мира.
И в «Квебеке» тогда очень гордились, что смогли его первым из русских заманить в свою команду, которая в тот момент ходила в аутсайдерах лиги.
«Гусаров вообще-то выиграл кучу чемпионатов мира, олимпийское золото. Вдобавок ко всему это талантливый игрок. Победитель! Нам необходим хоккеист, который не даст никому обыграть себя один в один», - говорил тогда генеральный менеджер «Нордикс» Пьер Пейдж.
Ожидания франкофонов действительно полностью оправдались. Гусаров с ходу вписался в состав новой команды, став ее лидером и незаменимым защитником.
Ну а клуб через пять лет добрался до Кубка Стэнли, переехав, правда, к тому времени уже в американский Денвер.
К тому времени ленинградец - по вкладу в успех команды, да и вообще по своему уровню игры - должен был стать звездой первой величины среди защитников в НХЛ. Мешала только природная скромность.

На десять лет забыл о хоккее

«Алекс играл огромную роль в чемпионской команде, - рассказывал спустя годы его многолетний партнер по обороне «Колорадо» Адам Фут. - Абстрагировавшись от всего остального, он просто выполнял свою работу, был нашим незаметным героем. Он слишком скромен - таков его характер. Даже когда мы выиграли кубок, о нем говорили незаслуженно мало, очевидно, недооценивая».
Но если вы считаете высказывание Фута слишком претенциозным, то послушайте мнение Скотти Боумэна о хоккеисте «лавин».
«Был еще русский защитник в «Колорадо» с отличным катанием. Жесткий, но «домосед». Если бы он еще и к атакам подключался, то мог стать звездой первой величины». Это самый авторитетный канадский коуч сказал о Гусарове.
Кстати, после выигрыша Кубка Стэнли Гусь, как его называли за океаном, стал первым (вместе с бывшим одноклубником по ЦСКА Валерием Каменским) среди советских/российских хоккеистов, кто вошел в «Тройной золотой клуб», членство в котором доступно тем, кто побеждал на Олимпиадах, чемпионатах мира и в плей-офф НХЛ.
Завершил карьеру уроженец Северной столицы в 2001-м, когда его умудрились за сезон дважды обменять: сперва в «Рейнджерс», а затем и в «Сент-Луис». И чуть ли не на десять лет пропал с радаров, почти никто о нем ничего не знал. Даже хоккейные матчи не смотрел - надоело.
Если уж в годы игровой карьеры Гусаров не любил высвечивать себя, то после ее завершения тем более.
Вспомнили про него на родине только во втором десятилетии нынешнего века, пригласили стать ассистентом генерального менеджера СКА - помогал своему давнему другу Касатонову формировать состав. Затем добавил себе нагрузки тренера-ассистента, но до финала при нем СКА так и не добрался.
Позже вместе с другим своим другом по ленинградской молодости Михаилом Кравецом тренировал ХК «Сочи». Не добившись успеха и там, переключился на скаутскую деятельность.
Гусаров был одним из тех, кто последние годы занимался комплектованием почти родного ему «Колорадо». При его участии в составе «лавин» появился Валерий Ничушкин, сам же он во второй раз, теперь уже в новом статусе, поднял над головой Кубок Стэнли. И сделал это привычно скромно - как и полагается незаметному герою…
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей ХК СКА Гусаров Алексей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

22 ноября