Для Владимира Крикунова переход в рижское «Динамо» совпал с дебютом за сборную, пускай и носившую название «экспериментальной». Виктор Тихонов, в тот момент еще возглавлявший прибалтийский клуб, решил испытать своего новичка сразу в деле - с лучшими сборными мира. Как начинался первый в истории Кубок Канады, экс- наставник сборной России рассказал нашему изданию.

Мог оказаться в московском «Динамо», но пришла директива Генерального штаба

- Владимир Васильевич, летом 1976 года вы перебрались из «Крыльев Советов» в рижское «Динамо» - тогда середнячок союзного чемпионата. Почему?
- Тихонов меня с 18 лет каждый год приглашал в рижский клуб. Весной 1976-го я отыграл в Питере турнир вторых сборных, где нашу команду возглавлял Виктор Васильевич, и он после его завершения еще раз подошел и поинтересовался: «Ну что, какие планы? Тебе же надо в армии служить». Понятно было, что рано или поздно, но заберут. Не посадят, конечно, но отправят в какой-нибудь СКА. Потом, может, дотянулся бы до ЦСКА (улыбается). Ну, я подумал недолго и решил, что настало время отдавать долг родине - в рижском клубе.
- Кстати, почему на вас до 26 лет не обратили внимания ни ЦСКА, ни московское «Динамо»?
- В «Динамо» я переходил один раз, но в итоге не сложилось. Нас троих тогда из саратовского «Кристалла» Владимир Юрзинов пригласил - с Володькой Семеновым и Емельяненко. Должны были в военное училище поступать, уже три экзамена сдали. Но перед четвертым пришел Очнев - помощник Юрзинова - и сказал, что пришла директива Генерального штаба, запрещающая нам поступать в военное училище. В итоге нас тогда отцепили из команды, поехали обратно в Саратов. Главный тренер «Кристалла» Роберт Черенков оказался очень рад (улыбается). Но через полгода Емельяненко отправился в Ригу, а я там в итоге оказался транзитом через «Крылья».
- Тихонов намекал вам, что, перейдя в его клуб, вы окажетесь и в сборной, которую ему доверили на Кубке Канады?
- Нет, ведь тогда он еще работал только в клубе, а будет ли у нас какая-то еще сборная, кроме первой, было непонятно.
- Получается, для вас стало неожиданностью, когда вас включили в состав экспериментальной сборной на Кубок Канады?
- Я узнал, что он меня возьмет, когда уже перешел в рижское «Динамо». Просто Виктор Васильевич сразу не мог меня пригласить, потому что я проходил «курс молодого бойца». Правда, в части оказался только на присяге. После ее принятия меня вызвали на тренировки сборной.

Шайба у игроков сборной ходила как привязанная. За счет этого канадцев и обыгрывали

- Сборы проходили в Новогорске, как обычно?
- Да. Потом мы сыграли на летнем турнире на призы «Советского Спорта» в Свердловске.
- Получается, что вы Тихонова знали практически с самого начала его тренерской карьеры. Он уже в те годы был таким жестким тренером?
- Да, он всегда такой требовательный был. Вот все говорят: ругался, кричал... Но когда в Россию приехали в качестве тренеров наши ребята из НХЛ, ваш же брат-журналист стал писать, что они не ругаются, а мотивируют. Виктор Васильевич был самым сильным мотиватором (смеется). И я своим хоккеистам так же объяснял: мол, я не ругаюсь, а вас мотивирую. Кстати, помогает (смеется).
- Как-то подход Тихонова к игрокам в «Динамо» и в сборной отличался?
- Да, наверное, как и у всех тренеров. В сборную приходят все-таки более качественные игроки. Тем более в те времена, союзные. Меньше брака было у хоккеистов. Все четко делали. Шайба ходила как привязанная. Мы за счет этого канадцев и обыгрывали, «снаряд» так бегал, что «профи» не могли понять, что, когда и где. Откуда пойдет атака, как она будет развиваться... Поэтому Тихонову меньше приходилось кого-то мотивировать в сборной (смеется).
- Понимали вы тогда, что такое Кубок Канады, и объяснили ли вам, почему поехали не все лучшие, а такой экспериментальный состав?
- Побаивались, наверное, что проиграем. Не хотелось в случае неудачи отвечать перед вышестоящим руководством. Поэтому и готовились отговорки, что поехала экспериментальная команда... А так мы готовились как обычно. Для хоккеистов это был интересный турнир. Да мы и не боялись совсем этих канадцев.
- Тем более что вы, к примеру, зимой 1976 года съездили с «Крыльями» на серию матчей против клубов НХЛ и ее выиграли.
- Я еще и до «Крыльев» дважды ездил в Северную Америку, в составе второй сборной встречались с фарм-клубами НХЛ, а там ребята очень жесткие выходили на лед. Поэтому мы спокойно относились к очередным матчам с профи. Если катаешься хорошо, то вопросов с ними вообще никаких не возникало.

Холечек перегорел, когда проиграл машину Третьяку

- Тогда Харламов только восстанавливался после перенесенной аварии и не смог по­ехать в Канаду. Вроде бы и его партнеры по тройке - Петров и Михайлов - отказались туда ехать без друга?
- Не знаю, мне кажется, что их специально тогда не взяли - без Харламова. Думали, что тройка окажется не такой сильной и не сможет вытащить сборную, если что-то будет складываться неудачно на турнире. Но это надо все-таки у Бориса Петровича уточнить, никогда не разговаривал с ним на эту тему.
- Начался для нашей сборной турнир матчем со сборной Чехословакии, которая на тот момент была чемпионом мира. И мы проиграли со счетом 3:5. Действительно «чехи» на тот момент были так сильны?
- Я бы не сказал. Но тут вмешался случай. Перед началом турнира проходили выставочные матчи. Первым вратарем у сборной ЧССР был Холечек, вторым - Дзурилла. Останься Холечек и дальше №1, мы бы их, наверное, обыграли
- Почему диспозиция изменилась?
- Тут много причин. Холечек, мне кажется, перегорел, потому что проиграл Третьяку машину «Тойоту». Ее разыгрывали в специальном конкурсе в Канаде перед началом турнира: устроили шоу, фильм снимали, и Мальцев чешскому голкиперу назабивал… Потом «чехи» проводили выставочную игру с канадцами, и Холечек такой нелепый гол пропустил. Бобби Халл вошел в зону, замахнулся, «натягивал бросок». Но шайба у него сорвалась и бабочкой влетела в ворота, а Иржи к тому времени их покинул, куда-то сдвинулся.
- Да, такой гол способен деморализовать.
- Но мне еще запомнился гол другого Бобби - Орра в финале чехам. Знаменитый защитник вошел в зону, показал, что вроде пас отдает на противоположный фланг, а потом с неудобной руки в ближний угол положил. Это был такой шедевр! После того, как психологически сломался Холечек, чехословацкие тренеры решили сделать ставку на Дзуриллу. И угадали! Он такой спокойный был, вроде не должен играть, но получил шанс и им воспользовался. Во многом его заслуга, что чехословацкая команда дошла до финала, боролась с канадцами за первое место.

Когда Гретцки в первый раз приехал на чемпионат мира, в СССР сказали: у нас таких полно

- Но вообще чехословацких вратарей можно было сравнить по уровню с тем же Третьяком, или это у них был такой разовый всплеск?
- Может, они по классу и находились где-то рядом с Владиком. Но духом ему уступали. Да и линия обороны у «чехов» все-таки была послабее. В те годы помните, какие у нас защитники выходили - армейцы Лутченко, Цыганков, Гусев, Валера Васильев из «Динамо»…
- Чехословаки играли на Кубке Канады, как всегда, от «печки», стараясь ловить соперника на быстрых контратаках?
- Да, они всю жизнь придерживаются одной тактики. Два нападающих - центральный и правый крайний - активные, идут душить защитников, а левый крайний играет сзади оттянутого - вместе с защитниками отрабатывает. У них все клубы по этой системе играют. Ничего нового, просто исполнители разные. Поэтому, когда приходят в сборную, им не надо переучиваться. Так же, кстати, как и у шведов, только там своя схема. А у нас в лиге все-таки команды по стилю разные. Поэтому игрокам приходится перестраиваться, когда в национальной команде собираются.
- Второй матч наша команда проводила со шведами, сыграла вничью 3:3. После чего возник скандал, наша делегация грозила сняться с турнира - говорила, что судьи работали в «одну сторону». Действительно было необъективное судейство?
- Нет, ничего вопиющего не помню. Видимо, хоккеистов это особо не коснулось.
- У шведов главной звездой считался Берье Сальминг, который и в НХЛ имел звездный статус?
- Да, действительно хороший защитник. Спокойный, как и все шведы, рассудительный. Хотя, конечно, нас тогда было сложно чем-то удивить, учитывая, какого уровня хоккеистов мы имели. Помню, когда Гретцки приехал первый раз на чемпионат мира, в СССР на него посмотрели и сказали: «Ну, ничего в нем особенного нет, у нас таких мастеров в Союзе полно». Но реальность, показала, что не так много (смеется).
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.
(Продолжение интервью читайте в следующем выпуске).

 

Подковерные интриги привели к экспериментам. В сборной решили обойтись без лучших.

ХОККЕЙ. Кубок Канады-1976. Как это было

Мы начинаем серию материалов, посвященных Кубкам Канады и Кубкам мира, единственным турнирам, где болельщики могли видеть всех лучших хоккеистов мира в составе своих сборных. И только в конце в 1990-х эту пальму первенства перехватили Олимпиады.
Сегодня речь пойдет о первом в истории Кубке Канады, который родоначальники хоккея решили провести в 1976 году, в разгар противостояния двух профессиональных лиг - НХЛ и ВХА - с «Советами». Правда, его итоги вышли неожиданными.

Идея турнира родилась во время покраски забора

Родилась идея Кубка Канады, как часто бывает в этой жизни, практически случайно, из ничего.
Никаких предварительных переговоров между ИИХФ, НХЛ и советской федерацией заранее по данному поводу не велось. Просто озарение сошло однажды на главу профсоюзов НХЛ Алана Иглсона, который в свое время приложил руку к организации первой серии 1972 году между Канадой и СССР.
Как гласит легенда, этот очень креативный товарищ в один прекрасный день мирно красил свой коттедж в пригороде Торонто. И одновременно слушал репортаж с футбольного чемпионата мира-1974. Комментатор постоянно акцентировал внимание слушателей на том, что это самый лучший турнир на планете.
И тут мистера Иглсона осенила мысль: а почему ничего подобного нет в хоккее, и не стоит ли попробовать? И пошел напролом, сумев в переговорах с чиновниками ИИХФ убедить их в необходимости проведения состязания, где могли бы встретиться лучшие игроки мира. Ну а чтобы показать, какая страна стоит у истоков возникновения турнира, назвал его Кубком Канады.
Пригласить на него, естественно, решили представителей так называемой «большой шестерки» мирового хоккея: СССР, Канаду, Чехословакию, Швецию, США и Финляндию.
Что из этого выйдет, тогда, возможно, еще не понимал никто. Явно несерьезно отнеслись к новому проекту и советские чиновники. Посчитали его чем-то вроде аналога Матча всех звезд, где будет только шоу. Может, если бы он назывался, как сейчас, Кубок мира, то и отношение было бы более уважительное, а так в суете не разглядели главного.
Тем более что 1976 год и так оказался богат на знаковые события: Олимпиада в Инсбруке, чемпионат мира, Суперсерии ЦСКА и «Крыльев Советов» с клубами Северной Америки.

Над Кулагиным нависла тень Тихонова

К тому же все силы были брошены на расследование ЧП. Сборная под руководством Бориса Кулагина, выиграв в четвертый раз подряд золото Олимпийских игр, неожиданно оконфузилась на весеннем чемпионате мира в Польше, где уступила верхнюю ступеньку пьедестала чехословакам. Сразу оргвыводы не стали делать, дав Кулагину отработать со сборной еще год.
Но одновременно стали присматривать ему замену. Главным кандидатом считался Виктор Тихонов, который к тому времени уже возглавлял вторую сборную и неплохо себя зарекомендовал в рижском «Динамо». До призов его команда, правда, не добиралась, но была крепким орешком для всех фаворитов.
Но самое печальное, что на турнир в Канаду было решено не отправлять многих ключевых хоккеистов «Красной Машины».
Харламов летом попал в первую аварию и только восстанавливался, еще не было понятно, вернется ли он вообще в большой хоккей.
Не стали привлекать и его друзей - партнеров по тройке Михайлова и Петрова. А также Якушева, Шадрина, Цыганкова…
Почему так произошло, ходит несколько версий, по одной из которой некоторые наши хоккейные чиновники желали… поражения нашей сборной на Кубке Канады.
Даже Третьяк утверждал, что Кулагин опасался конкуренции со стороны Тихонова, поэтому добился невключения ведущих игроков в состав команды - под благовидным предлогом дать отдых лидерам после напряженного сезона. Впрочем, подковерные интриги всегда сопровождают борьбу за высокие посты.
Ну а место лидеров в составе заняли люди, еще мало известные широкой публике, - Билялетдинов, Куликов, Крикунов, Ковин, Скворцов, Белоусов, Александр Голиков...
Одним словом, проводился большой эксперимент, поэтому и решили назвать сборную экспериментальной. Соломка под неудачу была постелена тщательно и заранее.

Канада собрала сильнейшую команду за всю историю

Сверхзадач перед обновленной командой, разумеется, решили не ставить, но подготовка к турниру началась еще с середины июля. По дороге в Монреаль, где нашей сборной предстояло стартовать в Кубке Канады, она успешно выступила на предсезонном турнире в Свердловске, обменялась победами в контрольных встречах со Швецией в Гетеборге (1:4 и 4:2), а уже в знаменитом «Форуме» переиграла американцев (5:4).
Впрочем, на самом турнире легкой прогулки не ожидалось, поскольку все остальные команды собрали свои лучшие силы. Особенно старались канадцы не пропустить никого из своих легенд.
Наконец-то оказались в составе «Кленовых» Бобби Халл и, главное, Бобби Орр - лучший защитник за всю историю. В Канаде сборную 1976-го до сих пор считают сильнейшей за всю историю.
Ну а возглавлял сборище мега­звезд, 16 из которых потом войдут в Зал Славы, Скотти Боумэн, начавший с «Монреалем», штамповавшим Кубки Стэнли в НХЛ.
Естественно, от этой сборной ждали только первого места на родине. Тем более что с 1970 года канадцы ни в каких международных турнирах не участвовали, выйдя из ИИХФ. Так они протестовали против того, что Международная федерация хоккея не хотела пускать на официальные турниры профессионалов.
Впрочем, несмотря на присутствие нескольких молодых хоккеистов, состав сборной СССР привычно пестрил фамилиями настоящих хоккейных монстров: Третьяк, Васильев, Лутченко, Мальцев, Жлуктов, Балдерис... И организаторы турнира, исходя из своих корыстных интересов, ожидали увидеть в финальных матчах (серия до двух побед) именно сборную СССР, интерес к которой в Канаде в те годы был чрезвычайно высок. Но не сложилось…

Кубок Канады-1976

2 - 15 сентября 1976 года (Оттава, Торонто, Монреаль, Виннипег, Квебек - Канада, Филадельфия - США)
Состав сборной СССР на Кубке Канады-1976
Вратари: Владислав Третьяк (ЦСКА, Москва), Михаил Василенок («Динамо», Рига), Виктор Зингер («Спартак», Москва).
Защитники: Александр Гусев, Владимир Лутченко (оба - ЦСКА), Валерий Васильев, Зинэтула Билялетдинов (оба - «Динамо», Москва), Сергей Бабинов, Виктор Кузнецов (оба - «Крылья Советов», Москва), Владимир Крикунов («Динамо» Рига), Александр Куликов («Спартак»).
Нападающие: Борис Александров, Владимир Викулов, Виктор Жлуктов (все - ЦСКА), Сергей Капустин, Юрий Лебедев, Владимир Репнев (все - «Крылья Советов»), Владимир Ковин, Александр Скворцов (оба - «Торпедо», Горький), Александр Мальцев («Динамо», Москва), Хелмут Балдерис («Динамо» Рига), Валерий Белоусов («Трактор», Челябинск), Александр Голиков («Химик», Воскресенск), Виктор Шалимов («Спартак», Москва).
Главный тренер: Виктор Тихонов. Тренеры: Борис Майоров, Роберт Черенков.

Предварительный этап
1-й тур. 2 сентября, Оттава. Канада - Финляндия - 11:2 (4:1, 2:0, 5:1).
3 сентября, Торонто. Швеция - США - 5:2 (5:0, 0:0, 0:2).
5 сентября, Монреаль. СССР - Чехословакия - 3:5 (0:2, 1:1, 1:2).
СССР: Третьяк, Васильев - Билялетдинов, Лутченко - Гусев, Бабинов - Крикунов; Балдерис - Мальцев - Шалимов; Викулов - Жлуктов - Александров, Лебедев - Репнев - Капустин, Скворцов - Ковин - Белоусов.
Чехословакия: Холечек, Махач - Поспишил, Бубла - Кайкл, Халупа - Дворжак; П. Штясны - Новы - Аугуста; М. Штясны - Глинка - И. Холик; Мартинец - И. Новак - Б. Штясны, Черник.
Голы: 0:1 - Новы (Поспишил, 12:09), 0:2 - Поспишил (Аугуста, Новы, 19:21), 1:2 - Мальцев (мен., 21:07), 1:3 - Новы (П. Штясны, Махач, 39:38), 2:3 - Балдерис (Шалимов, 44:00), 2:4 - Б. Штясны (Мартинец, И. Новак, 44:33), 2:5 - Мартинец (Бубла, 53:06), 3:5- Ковин (Гусев, Скворцов, Гусев, 53:59).
Штраф: 12 (8+2+2) - 12 (6+4+2)

2-й тур. 5 сентября, Монреаль. СССР - Швеция - 3:3 (0:2, 1:0, 2:1).
СССР: Третьяк, Васильев - Билялетдинов, Лутченко - Куликов, Бабинов - Крикунов, Гусев; Балдерис - Жлуктов - Александров, Мальцев - Репнев - Капустин, Скворцов - Ковин - Белоусов.
Швеция: Астрем, Б. Сальминг - Б. Йоханссон, Бергман - Валтин, С. Сальминг - Шеберг; Викстрем - Видинг - Т. Лундстрем; Хедберг - У. Нильссон - Р. Эрикссон; Ольберг - Брасар - Лабраатен, Хамместрем, Л-Й. Нильссон.
Голы: 0:1 - У. Нильссон (Хедберг, Бергман, 07:48), 0:2 - Б. Сальминг (Шеберг, У. Нильссон, бол., 13:12), 1:2 - Капустин (Мальцев, Васильев, 29:42), 2:2 - Балдерис (Жлуктов, Бабинов, 49:46), 3:2 - Капустин (Мальцев, Репнев), 3:3 - Хедберг (Б. Сальминг, 57:28).
Штраф: 12 (8+0+4) - 12 (4+4+4).
Торонто. Чехословакия - Финляндия - 8:0 (1:0, 3:0, 4:0)
Монреаль. Канада - США - 4:2 (3:0, 0:2, 1:0)

Хоккей Крикунов Владимир
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в среду,

22 января