В «золотом» сезоне-1984 Юрий Желудков сыграл 31 матч, забив в них 17 голов. Именно он был штатным пенальтистом «Зенита». Сегодня о двух голах «Спартаку» в Лужниках Юрий не очень любит вспоминать. Мол, забил почти два десятка, а спрашивают только о них. Но в минувшие годы в интервью мы затрагивали и эту тему.
- Как все же удалось дважды огорчить Рината Дасаева?
- На тренировках мы отрабатывали такие «стандарты». Перед мячом всегда становились два футболиста «Зенита», которые закрывали голкиперу обзор в момент удара. Вратарь вынужден был гадать, куда полетит мяч. Не знаю, почему сейчас не используют столь эффективный прием.
- «Спартак» и в 80-е был для «Зенита» самым принципиальным соперником?
- Все же не столь принципиальным, как сейчас. Чемпионат СССР был посильнее российского. Разве забудешь выезды в Киев, Минск или Тбилиси!
- Сколько нужно работать на тренировках, чтобы научиться исполнять штрафные так же классно, как это делали вы?
- Я с детства этим занимался. С 10 лет исполнял штрафные. В общей сложности, стало быть, учился лет 15. За такой срок и медведя на коньках можно научить кататься.
- В чемпионский сезон вы стали лучшим бомбардиром «Зенита». Команда играла на вас, или так сложилось?
- Просто команда была очень хорошая. Да и четыре года практически в одном составе играли. Притерлись друг к другу, взаимопонимание было с полувзгляда - словом, созрели для больших побед.
- Те, кто видел вашу игру и восторгался ею, отмечали, что в Желудкове удивительным образом сочетаются качества плеймейкера и бомбардира...
- Мне самому больше нравилось ассистировать партнерам. Всегда радовался, когда забивали с моих передач. Если бы, как в хоккее, бомбардиров определяли по системе «гол + пас», наверное, я бы и Олега Блохина переплюнул. Просто голевые передачи никто тогда не считал.
- Чувство паса у вас было врожденным?
- Насколько себя помню, даже в детских командах старался больше играть в пас. Плюс к тому с первых шагов в футболе нас очень хорошо учили азам: остановка, обводка, удар, передача - все это отрабатывалось на тренировках. Иногда в ущерб результату очередного матча в чемпионате города. Рабочая нога у меня была левая, но и правой несколько мячей забил.
- После ухода Владимира Казаченка вы стали штатным пенальтистом «Зенита». Какими качествами нужно обладать, чтобы переигрывать вратаря, выходя к 11-метровой отметке?
- Прежде всего хладнокровием. По-моему, в официальных играх я не забил три или четыре 11-метровых из тридцати. Самый обидный промах до сих пор помню. Дома играли с «Кайратом», и на 87-й минуте при счете 1:1 не забил с «точки» Куралбеку Ордабаеву. И, словно в отместку, алмаатинцы на последних секундах вырвали победу. Уж не помню, в 1986-м это было или в 1987-м, а вот сам удар до сих пор стоит перед глазами.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.