«Когда не идёт игра или соперник оказался сильнее, надо рыть окопы и отстреливаться. Тимощук знает это не понаслышке, это был его стиль игры»
Итоги матча со «Спартаком» на «Газпром-Арене» (0:0) подвёл чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.
Нечасто так случается, что предполагаемое становится реальным. Но именно это произошло в противостоянии «Зенита» и «Спартака». И об этом - дальше…
Это был экзамен для обоих соперников
В нашем чемпионате прошло всего несколько туров. Соперники, что у «Спартака», что у «Зенита» на этом турнирном отрезке были не готовы к серьёзному сопротивлению. И просто необходимо было убедиться в том, что «Зенит» по-прежнему силён, и разговоры в СМИ про очередной титул имеют веские основания. И что «Спартак» заиграл в настоящий футбол не только против «раскладных» команд, а быстро перевоплотился, и такая с ним метаморфоза - это всерьёз и надолго.
Не будем говорить про потери в составе «Зенита». Глушенков в команде находится без году неделя. Клуб каждый год приобретает и хороших легионеров, и лучших российских игроков. Скамейка загружена под завязку. Потеря даже нескольких футболистов не должна вообще обсуждаться и служить оправданием для снижения качества игры. Тем более что в «Спартаке» проблем с составом хватает. У русских парней нет стабильности в игре, а иностранных мастеров пока недостаточно, чтобы игра обрела завершённость.
Мелочь, которая негативно повлияла на тактический план «Зенита»…
Начало матча было немного нервным. И скорее всего нервозность исходила от питерской команды. Своя арена обязывала идти вперёд. Многолетний чемпион должен атаковать - невзирая на соперника. Но дело в том, что в предыдущем туре была не очень удачная игра с «Химками», а в связи с травмой Глушенкова тренерскому штабу пришлось поставить Андрея Мостового на непривычный для него правый фланг. Наш хавбек и так нечасто выходит с первой минуты матча, а тут ещё и чужая бровка.
Эта, казалось бы, мелочь негативно повлияла на тактический план «Зенита». Одним из краеугольных камней, лежащих в основе зенитовской игры, является прессинг. Он помогает разрушать атаки соперника в самом начале их развития и организовывать своё наступление на чужой половине поля.
Первыми в прессинге набрасывается на защитников тройка форвардов «Зенита». Очень важна слаженность действий этого трио. Но её быть не может, если Мостовой играет не на своей позиции, Педро очень молод, а Кассьерра вообще вернулся на свой позапрошлогодний, не самый лучший уровень, к тому же для прессинга ему всегда не хватало мощи и подвижности.
Прессинг по названным причинам не пошёл. Для «Зенита» это означало то, что главные организаторы атак хозяев поля Клаудиньо и Вендел вынуждены были тратить силы на отбор мяча, а свои атаки начинать от своей штрафной площадки.
… А «Спартак» и не думал сбавлять обороты
Кто бы мог подумать, что спартаковцы, ещё недавно смотревшие на «Зенит» снизу вверх, так уверенно будут себя чувствовать во владении мячом против чемпиона. Правда, в начале матча подумалось, что это временное явление. Вот-вот должна наступить усталость, начнутся потери мяча, а «Зенит» завладеет инициативой, ну и пойдут голевые моменты.
Время шло, а «Спартак» и не думал сбавлять обороты. Конечно, нельзя сказать про «Зенит», что он плохо играл. Были отрезки, когда питерцам удавалось подолгу владеть мячом и даже вклиниваться в штрафную «Спартака». Особенно остро в атаке играл Педро, несколько его проходов могли завершиться взятием ворот, но в этот день спартаковские защитники были безупречны.
Спартаковец Барко и комбинация Ракицкий – Дзюба
И тут пришла пора сказать несколько слов про новичка «Спартака» Барко. Именно его игра и мастерство повлияли на обретение партнёрами уверенности. Он не просто играет и не теряет мячи. Он направляет атаку в необходимое русло, пока, может быть, ещё не руководит партнёрами, но своими активными действиями заставляет других играть так, как он считает нужным.
Чтобы противостоять «Зениту», нужно заставить Клаудиньо и Вендела бегать без мяча. И это «Спартаку» удалось. После длительной работы без мяча бразильцы становятся не так активны и опасны в атаке.
Когда не идёт игра у форварда или у кого-то из защитников, то их всегда можно поменять без потерь качества игры. Но если соперник выключил из игры организатора атаки, то выход один - переходить на чуть более простой стиль, а то и вообще на примитивный. Комбинацию Ракицкий - Дзюба помнят, наверное, все.
Тренеры «Зенита» всегда держат в голове такой план. И в этом матче уже в перерыве была сделана замена с акцентом на длинные передачи и подачи с угловых. Вместо быстрого Мостового вышел медленный, но высокий Александр Ерохин. И вот с этого момента, как это уже было в последних матчах «Зенита», игра пошла по сценарию, написанному где-то наверху. Точнее сказать, продолжение сценария.
Пас Эраковичу «на вторую жёлтую»
Что-то произошло с Волковым, и его заменили. Алип, вышедший вместо Волкова, обосновался в центре обороны, а Эракович перешёл на позицию правого защитника. Тут же Вендел, который не должен был участвовать в этом матче, делает плохой пас Эраковичу, и наш защитник вынужден был нарушить правила, получил «горчичник», который у него оказался вторым, и был удалён с поля.
Но это было ещё не всё. С этой минуты «Зенит» овладел преимуществом и вдесятером стал играть лучше, чем было в полном составе. Сложилось полное ощущение, что хозяева сейчас забьют. Смешно, но спартаковцы оказались не готовы участвовать в таком сценарии. Замены у них все были не в тему.
Мартинс вообще ушёл с поля на тридцатой минуте, тренер спрятал его, чтобы тот не получил вторую жёлтую. И каждая следующая замена делала «Спартак» всё деревяннее.
Самоотверженный бросок Барриоса - про «художников» и «рабочие лошадки»
Однако последняя замена у «Спартака» резко усилила игру москвичей. Это вышел ещё один латиноамериканец - Маркиньос. И последние пятнадцать минут «Зениту» пришлось очень непросто. И завершением этого сценария стал подкат Барриоса. Когда бил Барко с восьми шагов, и центральные защитники были отыграны, откуда то из подземелья вынырнул наш «опорник», который в этот отрезок времени вынужден был играть, наверное, впервые в жизни правого защитника. Удар был заблокирован, «Зенит» отстоял ничью. И этот самоотверженный бросок Барриоса стал символичным. Он показал всем, что когда не идёт игра или соперник оказался сильнее, надо рыть окопы и отстреливаться.
Тимощук знает это не понаслышке, это был его стиль игры. Ряды «Зенита» несколько поредели, пришла пора вводить в строй бойцов. Если в прошедших сезонах клуб приобретал «художников», то в этом году в команде появились «рабочие лошадки», которые просто необходимы для гармоничной игры. Они не валяются, не имитируют травмы, они обладают командным духом. Сколько их должно быть на поле, никто не скажет, но иногда может быть и одиннадцать.