ХРОНОГРАФ-2024
Заслуженный тренер России, многолетний капитан ЦСКА в чемпионате СССР родился в городе… Казахстан. Это сейчас он называется Аксай, а на картах Советского Союза у него долгое время было другое название - Казахстан. Александр был младшим из десяти детей в семье Тархановых, в которой отец был на 33 года старше супруги. Скончался Федор Тарханов от рака, когда младшему сыну было всего пять лет. Вся семья вскоре перебралась в Красноярск, где и началась спортивная карьера будущего полузащитника.
Романцев - друг с детства
В детской команде клуба «Автомобилист» он играл вместе с Олегом Романцевым, с которым подружился на всю жизнь. Они даже свидетелями на свадьбах друг у друга были. Лет до двадцати Александр совмещал занятия футболом и хоккеем с мячом. «В Красноярске граница между футболом и бенди проходила по Енисею, - шутил Тарханов в одном из интервью. - На одном берегу жили футболисты, на другом - хоккеисты. Хотя те, кто занимался футболом, неплохо смотрелись и в русском хоккее - и наоборот».
В 21 год уже закрепившегося в основном составе «Автомобилиста» Тарханова призвали служить в армию. После краткого курса молодого бойца он стал выступать за хабаровский СКА. На первенстве Вооруженных Сил его приметил селекционер ЦСКА Валентин Бубукин и пригласил в Москву. В главной армейской команде страны воспитанник красноярского футбола провел 9 сезонов, из которых в четырех был капитаном команды. В высшей лиге чемпионата СССР сыграл 249 матчей и забил 61 гол. В послужном списке полузащитника ЦСКА есть и шесть матчей за сборную.
А друг красноярского детства Романцев в это время блистал в составе «Спартака». Главный тренер «красно-белых» Константин Бесков мечтал и Тарханова к себе перетащить. В центре поля тренер «Спартака» задумал объединить армейского полузащитника с Юрием Гавриловым. Только высокие чины в высоких званиях, руководившие ЦСКА, дали понять Александру, что о таком варианте и мечтать не стоит. Мол, если задумаешь переходить в «Спартак», то окажешься в Дальневосточном военном округе. И не в хабаровском СКА, откуда пришел, а в дальнем гарнизоне на Камчатке.
С помощью маршала вернулся на поле
Один из московских журналистов рассказал байку, которую услышал в пресс-центре столичного стадиона. Однажды Бесков в очередной раз пожаловался, что не может заполучить нужного ему игрока. Стоявший рядом бывший спартаковец на это заметил: «Зато Тарханов офицером стал!» Главный тренер «Спартака» за ответом в карман не полез: «Это ты должен был офицером стать, а ему нужно было приходить играть в нашу команду!»
Нельзя сказать, что в ЦСКА офицер Тарханов не конфликтовал с начальством. Однажды тогдашний главный тренер Олег Базилевич упросил его выйти на поле с не до конца залеченной травмой и поставил на непривычную позицию на левый фланг опекать Федора Черенкова. Эту дуэль Тарханов проиграл, как и ЦСКА - матч «Спартаку». После игры Базилевич заявил, что Александр вышел на поле больным, хотя никто его об этом не просил.
История получила продолжение. Разбираться в конфликте приехал замминистра обороны маршал Сергей Соколов (будущий министр), и врач команды подтвердил правоту футболиста. Маршал переговорил с Базилевичем, и тот, оглашая состав на очередную игру, с нескрываемым раздражением объявил: «Под нападающими будет играть Тарханов, вернувший место в составе с помощью маршала».
Покинул ЦСКА Александр в 1984-м, когда армейский клуб, возглавляемый Юрием Морозовым, вылетел из высшей лиги. Самому Тарханову, которого сочли одним из виновников провала, настойчиво рекомендовали покинуть большой футбол. Только он не смирился и добился разрешения поиграть во второй лиге за одесский СКА, откуда перешел в ростовский. Там и завершил карьеру, и поступил в ВШТ.
По конспектам Боброва и Морозова
Переход на тренерскую стезю дался Тарханову, по его собственному признанию, легко. Еще будучи игроком он видел себя только в этой профессии, вел конспекты занятий, впитывая все лучшее у таких наставников как Сергей Шапошников и Всеволод Бобров, Базилевич и Морозов. «Главное, что сразу же убил в себе игрока, - признался Тарханов в одном из интервью. - Стал смотреть футбол именно с тренерских позиций».
После окончания ВШТ начинал самостоятельную карьеру в одесском СКА, откуда перебрался в Армению. Именно в «Котайке» из Абовяна, выступавшем в первой всесоюзной лиге, Тарханов, работая вместе с Назаром Петросяном, смоделировал свои тренерские идеи и смог реализовать их на практике. Поработав еще один сезон в одесском СКА, в 1991 году возглавил грозненский «Терек». В то время в Чечне было не до футбола, но Тарханов уже стал достаточно востребованным специалистом и вскоре получил приглашение в Ташкент. «Пахтакор», игравший в высшей лиге, был тогда на подъеме, но чемпионат СССР закончился вместе с самим СССР. Тарханов, прихватив с собой Андрея Пятницкого и Валерия Кечинова, перебрался в Москву и стал ассистировать Романцеву в «Спартаке» и сборной России.
В национальной команде продолжал трудиться, и став уже главным тренером ЦСКА, где под его руководством играли Владислав Радимов и Сергей Семак. Этим фактом Тарханов до сих пор гордится.
«Крылышки Тарханова»
Впрочем, в середине 90-х в ведущих московских клубах, исключая «Спартак» и «Динамо», был период разброда и шатаний. Вот и ЦСКА раскололся, а Тарханов ушел в «Торпедо» вместе с Евгением Бушмановым, Андреем Гашкиным, Денисом Машкариным, Дмитрием Хохловым и двумя легионерами, литовцем Эдгарасом Янкаускасом и бразильцем Самарони. Только и «Торпедо» тоже вскоре раскололось, а после этого Тарханов создал, пожалуй, самую интересную в своей тренерской карьере команду.
Ее так и называли: «Крылышки Тарханова». Причем многие не сведущие в футболе девушки просили заказать это блюдо в самарских ресторанах. В городе на Волге Александр Федорович проработал четыре полных сезона (это самый продолжительный срок его работы с одной командой). Повторил и лучшее в спортивном плане достижение, дважды заняв пятое место в чемпионате России. До этого ему удавалось входить в пятерку с ЦСКА.
Даже снова войти в тренерский штаб Романцева в национальной команде в ту пору Тарханов отказался. «Не имел права на полпути бросить «Крылышки», - объяснял он свое решение. - Совмещать два поста тоже не мог, понимал, что самарскому клубу это пойдет во вред».
Наверное, нет в российском футболе другого тренера, который так часто расставался со своими командами, куда руководство заманивало обещаниями создать все условия для работы, а затем оставляло один на один с проблемами. После расставания с «Крылышками» Тарханов тренировал «Сатурн» и «Терек», «Кубань» и «Химки», еще дважды возвращался в Самару, но там уже были совсем другие «Крылышки». Не тархановские.
Поработал он и за рубежом, причем не только в Литве и Армении, но и в Болгарии, где два сезона возглавлял софийскую «Славию». Последнее достижение Тарханова связано с работой в «Урале». Весной 2017 года возглавляемый им клуб из Екатеринбурга дошел до финала Кубка России, где уступил семинскому «Локомотиву».
Во время лучшего для российского футбола Евро-2008 Тарханов комментировал матчи с участием команды Гуса Хиддинка по телевидению. Болельщики оценили и степень его понимания футбола, и стиль. С Александром Федоровичем всегда интересно поговорить о футболе, но он не стремится стать завсегдатаем студии на многочисленных передачах спортивного телеканала.
***
Несколько лет Тарханов боролся с онкологическим заболеванием - и победил его. Теперь мечтает снова вернуться к работе тренера. Свое кредо он сформулировал так: «Все считают меня добрым, но это только с виду я такой. Когда работаю, то очень жесткий и требовательный. При этом не обязательно орать на футболистов. Достаточно грамотно сформулировать требования - и игрок обычно понимает. Если не понимает, нужно отстранять его от работы».
А еще Тарханов постоянно подчеркивает, что прожил очень интересную жизнь. У него практически все время была работа - и в бытность футболистом, и позже, когда стал тренером. У него великолепная семья, в которой выросли два сына. Футбол для них также стал делом жизни. А о том, что жена считает его деспотом, Александр Федорович говорит со своей фирменной улыбкой.
На прошлой неделе ему исполнилось 70. Жизнь продолжается!
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Олимпийскому чемпиону Атланты - 50
Волгоградцу Алексею Петрову на роду было написано стать штангистом, ведь его отец - заслуженный тренер России по тяжелой атлетике, а мама, по специальности медсестра, после окончания инфизкульта работала массажисткой в секции. Только сам Алексей утверждает, что на его выбор жизненного пути повлияла мечта о путешествиях. В семье даже существовал ритуал, связанный с проводами ее главы на турниры в другие города.
Проиграли лишь фиктивным «папе» и «маме»
На всю жизнь будущий олимпийский чемпион запомнил первый выезд. В СССР были очень популярны соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья». Выиграв старты в Волгоградской области, семья Петровых отправилась на финал в Ереван. Правда, шестилетнему Алексею досталась роль запасного в семейной команде. В основном составе выступал его старший брат. Будущий триумфатор Атланты отвечал за экипировку и умудрился перед самым выездом на стадион забыть в гостинице кроссовки брата.
На всесоюзном турнире спортивных семей Петровы заняли третье место. Победить при всем желании и настрое было невозможно, ведь хозяева выставили семейную команду, в которой взрослые участники были мастерами спорта по акробатике. Причем познакомились «папа» и «мама» непосредственно в ходе подготовки к турниру и сразу же после его окончания разбежались. Когда речь шла о престиже республики, допускались, как любил говорить Владимир Маслаченко, и такие маленькие спортивные хитрости.
После возвращения из Еревана отец записал Алексея в младшую группу своей секции, где все мальчишки были на несколько лет старше. Поблажек сыну тренера никто не давал. Три раза в неделю он тренировался в зале, а еще три дня - в бассейне, где Александр Петров подрабатывал с группами здоровья.
Лет в десять Алексею занятия спортом уже основательно наскучили. Ему хотелось смотреть мультики, бегать с друзьями на Волгу, а тут режим! Сплошные тренировки и уроки в школе. После серьезного мужского разговора отец сумел спасти для отечественной тяжелой атлетики будущего чемпиона.
Награды двух Олимпиад
Переход к настоящим профессиональным тренировкам и соревнованиям проходил у Петрова в непростое время. В провинции государственных средств на подготовку спортсменов уже не было, а спонсоры еще не появились. На свой первый юниорский чемпионат мира Алексей поехал только благодаря поддержке президента футбольного «Ротора» Владимира Горюнова. Он полностью оплатил выезд, да еще и с проведением сбора перед соревнованиями помог.
В 1994-м Петров отправился на первый взрослый чемпионат мира и сразу завоевал золото в весовой категории до 91 кг. Через два года стал олимпийским чемпионом в Атланте. Победил более чем уверенно, опередив в сумме двоеборья на 12,5 кг ставших призерами грека с албанскими корнями Леонидаса Кокаса и немца Оливера Карузо. И это еще при том, что в толчке российский штангист, уже обеспечив олимпийское золото, пошел на штурм мирового рекорда, увеличив заявку сразу на 12,5 кг! Как сам утверждал в одном из интервью, хотел порадовать публику, бурно приветствовавшую его мировой рекорд в рывке.
Олимпийский триумф в Волгограде не оценили по достоинству. У Петрова не было ни достойного финансирования, ни условий для тренировок. В 1998 году он даже хотел уехать в Швецию. Посчитал, что все долги родной стране уже отдал. Только Федерация тяжелой атлетики России не дала «добро» на переход, а шведы не имели большого авторитета, чтобы решить вопрос. Это греки в те годы, называя вещи своими именами, скупали чемпионов в Албании и республиках бывшего Союза.
Перед Олимпиадой в Сиднее Петров сломал локоть, выступал в Австралии с травмой и не смог улучшить свой результат в Атланте, хотя выступал уже в более тяжелой весовой категории - до 94 кг. В сумме двоеборья показал все те же 402,5 кг, как и четыре года назад. Это позволило занять лишь третье место с отставанием в 2,5 кг от грека Акакиоса Кахиашвилиса, который еще в Барселоне в 1992-м выступал за Объединенную команду как грузинский атлет Кахи Кахиашвили, и от поляка Шимона Колецки.
Девушка подсыпала… анаболики
На Олимпиаду в Афины Петров не попал. Состав российской сборной определялся... голосованием штангистов и тренеров. За олимпийского чемпиона Атланты и его конкурента Эдуарда Тюкина проголосовали по четыре спортсмена и пять тренеров. При таком равенстве решающим стал голос главного тренера сборной Давида Ригерта, которого Алексей всегда называл своим кумиром. Однако в Афинах Тюкин стал лишь бронзовым призером с отставанием в 10 кг от олимпийского чемпиона Милена Добрева. Болгарский штангист победил с результатом 407,5 кг, а Петров в олимпийском сезоне набирал 412.
Свое решение тренеры сборной объяснили волгоградскому штангисту его проблемами с лишним весом, который нужно было сгонять. Только ведь и перед Атлантой у Петрова такие проблемы были, что не помешало ему стать чемпионом. Скорее всего, повлияла на выбор тренеров допинговая история, в которую вляпался волгоградский штангист. Положительную допинг-пробу объяснили тем, что девушка, которую он бросил, подсыпала в пищу лошадиную дозу анаболических стероидов, что сразу и обнаружилось. В ту пору такие объяснения принимались, и, отбыв краткосрочную дисквалификацию, Петров имел право выступать в Афинах.
После разочарования, связанного с отсутствием третьей в карьере Олимпиады, Алексей не опустил руки. Он женился (естественно, на другой девушке), в 2005 году у них родилась дочь. В 2006-м Петров объявил о завершении карьеры. Он успешно занимался бизнесом, работал на ответственной должности в Спорткомитете Волгограда. В родном городе он считается одним из самых уважаемых спортсменов, пропагандирует здоровый образ жизни. И сетует, что мальчишки нынешнего поколения предпочитают секции тяжелой атлетики с ее потом и каторжным трудом уютные фитнес-залы, где можно не напрягаться.
***
За свою карьеру Петров установил пять мировых рекордов, по два в рывке и толчке, а также один в сумме двоеборья. На прошлой неделе олимпийский чемпион Атланты отметил 50-летие. И свою детскую мечту о путешествиях он осуществил.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.