В «Зенит» воспитанника нижегородского футбола пригласил еще Герман Зонин. В 1980-м Мельников стал бронзовым призером чемпионата СССР в составе команды Юрия Морозова, а через четыре года именно его гол, забитый на стадионе «Метеор» в Днепропетровске, открыл дружине Садырина прямой путь к золотым медалям.
- В чемпионском сезоне вы были уже одним из ветеранов «Зенита», старше в команде был только Анатолий Давыдов. Соответствующий статус как-то отражался на вашем положении в команде?
- Ни в коем случае! У нас был сплоченный коллектив, в котором не было никакого разделения по возрасту. Не было ни молодых, ни «стариков». Все мы были объединены одной целью - сыграть как можно лучше в каждом матче.
- В 1984-м вас регулярно вызывали в олимпийскую сборную. Это создавало какие-то проблемы после возвращения в расположение «Зенита»?
- Наоборот, после сборов в олимпийской команде возвращался в «Зенит» более уверенным в своих силах. Вызов в сборную всегда считался честью для футболиста. Перед началом сезона «Зенит» отправился в Камерун, что по тем временам считалось поощрением, а я на три недели - в Италию. Там на базе «Скуадры Адзурры» в Коверчиано под Миланом проходил этап подготовки к Олимпиаде. Никто ведь не думал в феврале, что будет принято решение не ехать в Лос-Анджелес. Нацеливались на золотые медали олимпийского турнира.
- Тренировки у Садырина и Эдуарда Малофеева, возглавлявшего олимпийскую сборную, серьезно отличались?
- Конечно, отличались. В сборной мы проводили краткосрочные сборы, готовясь на перспективу, а в клубе держали тонус на протяжении долгого сезона. У Малофеева была своя фишка: он любил проводить ледовые тренировки в хоккейной коробке и даже двусторонние игры. Не только для развития координации, но и для эмоциональной разрядки. Мне хоккейные тренировки были только в радость.
- Вы ведь даже пробовали свои силы в хоккее...
- Только не с шайбой, а с мячом. В моем родном городе Павлово-на-Оке в спортивной школе летом играли в футбол, а зимой всей командой - в бенди. Условий для продолжения футбольных тренировок просто не было. В Горьковской области хоккей с мячом был очень популярен. В Павлово в ту пору была достаточно сильная команда мастеров по хоккею с мячом, выступавшая в первой лиге чемпионата СССР, а горьковский (ныне нижегородский) «Старт» до сих пор в высшей лиге играет. Вступительные экзамены в институт им. Лесгафта сдавал вместе с будущими олимпийскими чемпионами по хоккею Владимиром Ковиным и Александром Скворцовым. В Горьком был тогда филиал питерского института, но вступительные экзамены нужно было сдавать в Ленинграде. Во время вступительных испытаний меня и присмотрел Станислав Завидонов, ассистировавший Зонину. Экзаменом по специальности была двусторонняя игра, в которой, видимо, неплохо проявил себя. «Будем наблюдать», - сказал тогда Завидонов.
- В «Зените» тогда условия были гораздо скромнее, чем в других командах...
- Да какое это имело значение для молодого парня, всего сезон отыгравшего за горьковскую «Волгу»! Меня ведь позвали в высшую лигу чемпионата СССР. В «Зените» даже далеко не самую высокую ставку предложили поначалу, что было вполне естественно. Брали как бы на перспективу.
- Когда в сезоне-1984 вы почувствовали, что не упустите золото?
- «Зенит» лидировал, начиная с лета, но при этом никто нас не считал главными претендентами на победу. Ведь и у «Днепра», и у «Спартака», и у минского «Динамо», и у «Торпедо» был опыт борьбы за высокие места, а у нас его не было. На нас и посматривали снисходительно. Да и мы не забивали себе головы, глядя на турнирную таблицу. Играли в удовольствие - и получали удовольствие от футбола.
- Такой подход сложился после поражения в кубковом финале, где «Зенит» считался фаворитом и уступил московскому «Динамо»?
- Действительно, перед финалом Кубка СССР у всех были завышенные ожидания. Да еще и о 40-летии первой победы «Зенита» в этом турнире нам постоянно напоминали. В СССР было принято все достижения приурочивать к памятным датам. Подобная накрутка сыграла негативную роль. Нужно отдать должное Садырину, который сумел нас подбодрить после поражения в кубковом финале и настроить на игры чемпионата. Хотя о золотых медалях пока речь не шла.
- Если бы завоевали кубок, чемпионами не стали?
- В футболе не может быть сослагательного наклонения. Никто ведь не знает, сколько бы мы отмечали победу в кубковом финале. Когда давно ничего не выигрываешь, любой титул становится знаковым событием.
- Четыре очка в матчах с «Торпедо» и «Днепром» стали подарком со стороны Фортуны?
- Без удачи золотые медали выиграть невозможно. В Москве результат мог быть каким угодно, но торпедовцы не забили, а Чухлов забил на предпоследней минуте игры. В Днепропетровске хозяева большую часть матча имели преимущество, но тоже не забили. Удача сопутствует тем, кто очень хочет победить. А ведь практически никто не верил, что мы возьмем в этих матчах четыре очка!
- Из Москвы вы поехали в Ленинград или сразу в Днепропетровск?
- В Сочи! Садырин организовал сбор на юге. В Ленинграде тренироваться можно было только в зале, а играть предстояло на стадионе. Никто, правда, не предполагал, что при температуре «-5». Для «Днепра» это тоже был важнейший матч. Хозяева еще сохраняли шансы отстоять завоеванный год назад чемпионский титул. К тому же днепропетровцы играли при своих болельщиках, да и судьи в те времена при отсутствии VAR частенько хозяевам благоволили. Правда, в этой игре никаких нареканий к судейству не было.
- Можно ли назвать гол, забитый на «Метеоре», самым главным в вашей карьере?
- Вне всякого сомнения. Меня часто спрашивали, смог бы повторить такой удар в таких погодных условиях. Сейчас-то точно нет, но и в пору активной игровой практики вряд ли бы получилось.
- В Днепропетровске ходила байка, что футболисты «Днепра» после финального свистка зашли поздравить вас с чемпионством...
- Честно говоря, не помню, чтобы такое было. Хотя вполне могло быть. «Днепр» после поражения лишился шансов отстоять титул, а мы почувствовали, что своего уже не упустим, и никакой «Спартак» не сможет нам помешать.
- Футболисты «Зенита-84» отмечают 21 ноября день завоевания золотых медалей?
- Каждый год встречаться не получается, но юбилейные даты отмечаем. Клуб организовывает подобные мероприятия. Надеюсь, что и к 40-летию будет достойная программа.