В воскресенье отметила юбилей капитан первой «золотой» олимпийской сборной СССР
Всем хорош баскетбол, но в одном несправедлив: любой тренер, услышав о высокорослых мальчишках или девчонках, немедленно отправится уговаривать их прийти в зал, забросив все дела, а «малыши» подобным вниманием обделены. В этом убедилась и ленинградская школьница Надя Захарова, которая пробилась в сборную СССР только благодаря своим трудолюбию и характеру.
Родилась будущая звезда советского баскетбола в деревне в Псковской области и вместе с родителями переехала в Ленинград. Условия жизни поначалу были ужасные. В семье пятеро детей, коммунальная квартира, в которой Наде, самой младшей, приходилось спать на кухне. Отец, работавший дворником, вставал рано и будил ее ни свет ни заря. Воспитывали девчонку в строгости.
Записавшись в секцию баскетбола, Надя долго не решалась сказать об этом отцу. Придумывала всевозможные оправдания задержкам после школьных занятий и отсутствию дома в воскресенье. В выходной она часто просила сторожа открыть зал, оборудованный в бывшей церкви, и тренировалась самостоятельно. Лишь когда нужно было уезжать на соревнования, тренер пришла поговорить с родителями Захаровой, и грозный отец неожиданно одобрил увлечение дочери.
Тренером юных спартаковок была легендарная Нина Яковлевна Журавлева, теща заслуженного тренера СССР Александра Яковлевича Гомельского. Все баскетболисты, которым довелось заниматься под руководством Журавлевой, тепло отзываются о ее доброте. Не говоря уже о профессиональных качествах, которые позволили многим добраться до команд мастеров.
В середине прошлого века женская команда «Спартак» не входила в число лидеров отечественного баскетбола. Ее взлет начался в 1961 году, когда главным тренером стал Станислав Яковлевич Гельчинский. Настоящий фанат баскетбола, который одновременно с женской командой работал с юными нахимовцами. Когда в училище заканчивался ужин и спортивный зал освобождался, Гельчинский заполнял его девчонками. Он успевал обходить все школы и даже институты, где вербовал высоких девчонок в лучшую в мире игру с мячом. Захарову уговаривать не было нужды.
«Малышка» Надежда, рост которой 169 см, была мозгом и мотором команды. «Всегда старалась развить свои лучшие качества, - вспоминала олимпийская чемпионка в одном из интервью. - Понимала, что нужно научиться вести мяч, не глядя на него, и быстро изменять направление ведения. Мне нравилось обыгрывать своего опекуна, врываться в трехсекундную зону и отвлекать внимание центрового соперника. После этого оставалось только отдать пас своему «большому» для завершения атаки. Если же центровой соперников медлил с переключением, завершала ее сама».
В 70-е годы ленинградский «Спартак», возглавляемый Гельчинским, практически всегда попадал в тройку призеров чемпионата СССР. Пять раз завоевывал серебро, один раз - бронзу, а в 1974 году - золото, нарушив многолетнюю гегемонию рижского ТТТ. Справедливости ради нужно сказать, что в начале этого сезона не играла за латвийскую команду легендарная Ульяна Семенова, рост которой - 220 см. Когда она вернулась в строй, наверстать отставание от ленинградской команды рижанкам не удалось.
Захарова была проводником идей Гельчинского на площадке. С ее авторитетом считались все подруги по команде. Ведь Надежда была не только капитаном «Спартака», но и женой главного тренера. В баскетбольной семье родились двое детей, причем из декрета Захарова выходила так быстро, что ее отсутствие на площадке многие даже не успевали заметить.
В составе ленинградской команды Надежда трижды выигрывала Кубок кубков и один раз - Кубок Лилиан Ронкетти. Если гегемония ТТТ в Кубке европейских чемпионов благодаря наличию Семеновой была безоговорочной, то спартаковкам в Европе приходилось нелегко. Особенно запомнился двухматчевый финал Кубка кубков весной 1974 года. Соперником «Спартака» был итальянский клуб «Джеас» из Сесто-Сан-Джованни, пригорода Милана.
В «Юбилейном» матч завершился победой «Спартака» - 68:58, за что ленинградские баскетболистки... получили разнос от Гельчинского. Тренер считал, что запаса в десять очков в ответном матче может не хватить. И оказался прав. В Милане итальянская команда в концовке вела с необходимой разницей «+10». Рев в зале был такой, что во время минутного перерыва ленинградские баскетболистки даже не слышали указаний Гельчинского. И все же выстояли, добились нужного результата по сумме двух игр и привезли в родной город на вечное хранение Кубок кубков, который вручался за три победы подряд.
А вот в сборную СССР капитана и лидера «Спартака» главный тренер Лидия Алексеева долгое время не приглашала. Считала, что Захарова не вписывается в стиль ее команды, и искала других разыгрывающих, которые могли бы лучше взаимодействовать с Семеновой. Благо выбор в чемпионате СССР был.
И все же Надежда своей игрой сумела переубедить главного тренера. Она дебютировала на чемпионате Европы в 1968 году и сразу же стала чемпионкой в составе команды. Этот титул Захарова выигрывала еще четыре раза. Дважды вместе с подругами по советской команде становилась чемпионкой мира. О преимуществе наших баскетболисток над соперницами наглядно свидетельствует счет финального матча ЧМ-1975 против сборной Италии - 85:49. В сборной также признали авторитет ленинградской баскетболистки, выбрав ее капитаном команды.
В 1976 году женский баскетбол дебютировал в олимпийской программе. В Монреале шесть сборных играли по круговой системе, и чемпион определился уже в предпоследнем туре, когда сборная СССР обыграла американок - 112:77. Захарова провела на площадке 26 минут. Последний матч против команды Японии уже ничего не решал, но советские баскетболистки в те времена громили соперниц и в ничего не решавших матчах.
После возвращения из Монреаля Гельчинский устроил на семейной даче в Цвелодубове скромный банкет для своих. Фирменным блюдом на нем стали котлеты «Олимпийские», приготовленные свекровью Захаровой. После триумфа в Монреале Надежда твердо решила завершить карьеру игрока.
«Меня давно уже называют ветераном, - говорила она тогда в одном из интервью. - Нет, ни усталости, ни пресыщенности у меня не появилось, хотя у нас тут смело можно считать год за три. И режимить привыкла, знаю, что можно спортсменке, а чего нельзя. Только уходить нужно вовремя. Главное - не колебаться и сделать это сразу, как отрубить».
В середине 70-х советских баскетболисток, лучших в мире, приглашали в ведущие европейские клубы. Только они и помыслить не могли об отъезде за рубеж. Дело не только в «железном занавесе» и позиции руководителей советского спорта. Воспитание не позволяло, как призналась однажды Захарова.
В 1977 году она стала работать тренером молодежной сборной СССР. А диплом в Институте физкультуры им. Лесгафта получила лишь в 1983-м. После этого работала тренером-преподавателем в Училище олимпийского резерва. Когда Гельчинский, которого из «Спартака» в 1979-м направили в командировку на Мадагаскар, вернулся в Ленинград, обратно его уже не взяли.
Только нужно знать Станислава Яковлевича! Он возглавил скромную заводскую команду «Волна», которую вывел на серьезный профессиональный уровень. Она представляла Санкт-Петербург в высшей лиге чемпионата России. Ассистировала Гельчинскому супруга.
На долю Захаровой выпали нелегкие испытания. Гельчинский тяжело болел, перенес несколько операций, лишился обеих ног. При этом следил за всем, что происходит в баскетболе. Он и умер во время просмотра матча мужской Евролиги между ЦСКА и итальянской «Сиеной». Увы, память о великом тренере в Санкт-Петербурге не хранят. Если Кубок Владимира Кондрашина и Александра Белова проводился даже в те времена, когда «Спартак» не мог выставить сильную команду, то Кубок Станислава Гельчинского тихо и незаметно исчез из календаря. Женский «Спартак» сегодня не претендует на лидирующие позиции и играет во втором по силе дивизионе чемпионата России.
Захарова большую часть времени проводит на даче. В воскресенье ей исполнилось 80 лет.
Все решали сотые доли секунды
Олимпийскому чемпиону Сараево - 60 лет
На стайерских дистанциях в коньках чемпионами практически всегда становились бывалые спортсмены. Чтобы показать высокое время на дистанциях 5 и 10 км, нужен опыт, позволяющий правильно разложить силы. Тем удивительнее стали результаты Олимпипады-1984, где 19-летний Игорь Малков завоевал серебро на 5-километровке и золото на 10-километровке.
Коньками Малков занимался всего восемь лет, тренируясь у Альберта Демина. Интересно, что к двум предыдущим Олимпиадам Демин готовил спринтера Евгения Куликова, который перебрался с Урала в Ленинград и долгое время был председателем Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. Куликова тренер Демин отыскал в маленьком городке Богданович, что в Свердловской области, работая учителем физкультуры. С Малковым начал заниматься в Первоуральске, уже работая тренером.
По словам будущего олимпийского чемпиона, спринт не понравился ему с самого начала. Слишком много приходилось размахивать руками по ходу 500-метровки. Хотя бегать ее в рамках многоборья приходилось, но стайерские дистанции Малкову нравились больше.
За несколько месяцев до начала Олимпиады в Сараево Игорь первым в мире пробежал на высокогорном катке Медео 10 км быстрее 14 минут, но в качестве мирового рекорда его результат не утвердили. Соревнования не входили в официальный календарь Международного союза конькобежцев (ISU). Да и вообще Малкова всерьез не воспринимали. Списывали его достижения на чудо-каток в предместье Алма-Аты и не слишком высокую квалификацию советских судей.
Даже победа на дистанции 5 км на чемпионате Европы в норвежском Ларвике не убедила скептиков, хотя Малков опередил абсолютного чемпиона мира 1983 года Рольфа Фальк-Ларсена. На олимпийском катке «Зетра» в Сараево на стайерских дистанциях развернулась настоящая битва между Малковым и шведом Свеном-Томасом Густафссоном. На 5-километровке их разделили ничтожные 0,02 секунды. Практически всю дистанцию советский конькобежец шел с опережением графика шведа, стартовавшего в первом забеге. На финише чуть не хватило сил. Как же обидно было и самому конькобежцу, и тренеру Демину! Но выводы были сделаны.
На дистанции 10 км Густафссон снова стартовал раньше Малкова, и тренеры вели Игоря по графику шведа. Практически всю дистанцию он уступал, но на последней стометровке прибавил уже из последних сил - и стал чемпионом. Густафссон отстал на 0,05 секунды. Олимпийский сезон Малков завершил, установив новый мировой рекорд на дистанции 10 км на Медео. На этот раз соревнования входили в международный календарь, и в квалификации судей у функционеров ISU не было сомнений.
Олимпийский триумф уральскому конькобежцу на чемпионатах мира и Европы повторить больше не удалось. Завершив карьеру, он пошел работать инспектором ГАИ. «Ничего удивительного, - прокомментировал необычный поворот в судьбе олимпийский чемпион. - В свое время служил во Внутренних войсках в звании сержанта. Пригласили в Госавтоинспекцию, и повода отказываться не видел. Во время службы в ГАИ приходилось применять стайерские навыки и догонять нарушителей. Правда, не на коньках».
Прослужив в ГАИ 23 года, Малков демобилизовался в звании капитана и перешел на работу в городскую администрацию Первоуральска, а затем переехал в областной центр и продолжил карьеру чиновника в Екатеринбурге. Вместе с женой, тренером по волейболу, Игорь воспитал трех сыновей. Спортивные традиции продолжил только младший, но и он не вышел на олимпийский уровень.
Во время эстафеты олимпийского огня сочинской Олимпиады на одном из этапов в Екатеринбурге факел нес олимпийский чемпион Сараево. На дистанции 10 км после Малкова завоевать золотые олимпийские медали не удалось никому из советских, а затем и российских конькобежцев.
На прошлой неделе олимпийский чемпион Сараево отметил 60-летие.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.